Решил сделать пост о своих морских похождениях. Ведь, случись со мной что, к примеру, в духе современных сериалов, потеряю память, или ещё что-то подобное, не приведи Господи, конечно, кроме меня никто и не знает всего того, что мне известно. Вторая причина моего решения – дома меня никто и никогда не расспрашивает о моих путешествиях, как-то уж так случилось, вот, думаю, и расскажу всё ещё раз самому себе. И, наконец, я большой любитель статистики. Как я страдал, гоняя на своём велосипеде, пока не купил велокомпьютер, одному Господу Богу известно! Зато потом у меня всё стало сосчитано вплоть до последнего миллиметра. Казалось бы, ни к чему все эти подсчёты, а вот греют они мне душу и всё тут! Что там говорить, если мне известно даже количество штакетин в заборе по всему периметру моего участка! Для чего? А, шут его знает! Но вот пока колотил, сосчитал, да так и врезалось это число в память, что я могу с этим поделать? Да, и нужно ли делать что либо?.. Мне это нисколько жить не мешает!
Так вот, прогулялся я по старым явкам при помощи спутника, что в данном ракурсе оказалось очень интересно и весьма трепетно, что-то всколыхнулось внутри, словно снова побывал в тех местах, где меня носило в молодости. Сохранил несколько снимков, которые и приведу ниже по возможности в хронологическом порядке. А статистика, собственно, такова: 17 стран, 22 моря, 3 океана, без счёту приключений и впечатлений.
Начну с общего вида. Не хватило мне, по нашим Российским меркам, всего пары кварталов для того, чтобы я мог сказать: «Обошёл я вокруг всей Евразии!» Какая же она маленькая, эта Европа! И какая же огромная наша Россия…
Порт приписки Находка. Вот моя родная нефтебаза, отсюда ведут все мои пути-дороги, на север, на юг, каботаж, заграница, всё отсюда. Огромная, никогда незамерзающая бухта Находка. А вообще, Находка расположена на широте Сочи и здесь была бы такая же природа, если бы не хитрющее течение Куро-Сиво. Это холодное течение, которое зимой отворачивает из Японского моря и протекает за Японией, потому и зимы здесь такие мягкие, а летом его путь пролегает прямёхонько по Японскому морю, отчего климат в Приморье значительно охлаждается. Такие у природы бывают приколы.
Первый мой рейс, ровно через четыре дня после дембеля, был в Охотск, на самом севере Охотского моря есть небольшое поселение, в котором даже порт не предусмотрен. Подходим к берегу на возможно близкое расстояние, и местные аборигены, на маленьких баржонках в 50 тонн водоизмещением, разгружают нас около десяти-двеннадцати дней. Таких рейсов было два. А охотское море, надо сказать, и зимой, и летом довольно суровое, там я и испытал по-настоящему, что такое морские будни, когда шторм, круглые сутки глова-ноги, когда выворачивает всего наизнанку, а работать-то надо. Но после первых десяти дней я уже освоился и для меня любой шторм стал нипочём. Это, собственно говоря, ненормально, когда человек не реагирует на такую бешеную качку, что-то в голове сдвигается, нарушается вестибулярный аппарат и всё такое прочее.
Два года мне открывали визу, а всё потому, что я жил в военном городке в Казахстане, работал на военном заводе, давал какую-то подписку о неразглашении какой-то государственной тайны, а тайну-то мне сообщить и забыли. Короче говоря, проволынили меня целых два года. За эти два года я исходил всё Охотское побережье, всю Камчатку, Чукотку, пару раз был в Полярке на «Самотлорах», весь Сахалин, Курильские острова, сменил несколько пароходов и это все после того, как меня с моего «Алексеевска» списали на берег по причине отсутствия визы, а первый мой танкер пошёл в Мексику, страну моих детских грёз!.. Вот и скажи после этого, что у Судьбы нет чувства юмора! Ещё какое, только всё больше чёрное! Первый заграничный рейс моего первого парохода – в Мексику, страну, из-за которой я, можно сказать, и стал моряком, хотел увидеть древность, наследие майя своими собственными глазами, а заодно купить там настоящую мексиканскую гитару и настоящее мексиканское сомбреро, но… Этим моим мечтам сбыться было не суждено. Может быть, когда-нибудь потом…
А первый мой заграничный рейс был в Японию. Есть такой небольшой порт Хакодате, что на Хоккайдо. Шёл 1987 год, Советский Союз шёл к своему закономерному закату. Контраст между нашей любимой Родиной и заграницей был таким явным, что я чуть не расплакался самым натуральным образом. И это при том, что Япония начала подниматься лишь в середине XX века. Вот и землячка моя Катюша, которая живёт сейчас в Токио, пишет, что первый автомобиль японцы выпустили в шестидесятых годах прошлого века. Упомяну лишь тот факт, что, когда подходишь к Японии в ночное время, берега даже в радар ещё не видно, а зарево над Страной Восходящего Солнца уже можно наблюдать. Потом сюда было ещё много рейсов, в разные порты, практически на всех островах и Япония оставила у меня самые приятные воспоминания.
Нет, пожалуй, если уж начал с заграничных рейсов, всю хронологию придётся поломать, пойду просто по солнышку. В таком случае далее пойдёт Северная Корея. Страна, конечно, чудная, ничего не скажешь. Врезался в память случай с одним из их военных, которые, то ли наш пароход охраняли от своей страны, то ли свою страну от нашего парохода, никто так и не понял. Когда главный, по-видимому, начальник караула, отлучился куда-то, тот военный, в старенькой, потёртой форме и в кирзовых ботинках на босу ногу, зато с автоматом наперевес, до этого исподтишка бросавший на меня настороженные и то же время любопытные взгляды, набравшись храбрости, стал поглаживать себя по животу, покачивая при этом головой из стороны в сторону. Я, скорее всего, правильно расценил его красноречивые жесты, потому что, когда я принёс ему через некоторое время огромный бутерброд с варёной колбасой, он, затравленно оглядываясь, схватил его и мгновенно скрылся в своей полосатой караульной будке. В тот день было ему счастье. А занимались мы в КНДР тем, что четыре месяца перевозили топливо с восточного берега, в обход Корейского полуострова на западный. Вот такой у нас был хитрый фрахт, а всё потому, что никакого железнодорожного сообщения в стране, по всей вероятности, нет и в помине. Тяжкое впечатление оставила Северная Корея, особенно на контрасте со своими соседками Южной Кореей и Японией.
Другое дело Китайский Шанхай, где мне довелось побывать дважды, и где я на практике осознал справедливость утверждения, что мир неимоверно тесен, когда прямо на улице этого огромного города встретил одного своего друга, с которым отслужил последние полтора года на Камчатке! Очень редко, но бывало такое, что погрузка или выгрузка в иностранных портах занимала несколько дней, так было и в Шанхае, здесь мы выгружали какое-то сверхочищенное пальмовое масло прямо в железнодорожные цистерны. Нагулялись тогда по Шанхаю вволю, и в первый день с друзьями умудрились даже заблудиться, вернее, все, как один, забыли название парома, на котором переплывали Янцзы. Об этом случае у меня есть рассказ из цикла «Морские истории», которые я позже здесь выложу. Заходили мы и в Гонконг, правда, на берег нас почему-то не пустили, уже не помню причину, но, скорее всего всё тот же лимит времени.
Дальше на юг, практически всю юго-восточную Азию вдоль и поперёк. Был Вьетнам, северный город Хангай, южный Хошимин, и Камрань, где располагалась наша военно-морская база. Страна интересная, в которой женщины работают в поте лица, а мужчины валяются в тенёчке. Во всяком случае, такую картину я наблюдал довольно часто. А природа здесь! Море, джунгли, кокосы… А вьетнамки, такие симпатяшки!
Филиппинские острова. Именно здесь я первый раз искупался в чужестранном море. Да, да, да! Постоянно в пути, стоянки у танкеров очень короткие, времени на отдых, а тем более на посещение пляжа, абсолютно нет. А в тот раз капитан разрешил устроить пляж прямо на борту. Спустили шторм-трап и прямо с борта стали прыгать в теплое тропическое море. Молодые люди с берега увидели этот разгул веселья и скоро присоединились к нам, подплыв к танкеру на своих джонках. Повеселились тогда на славу, а после и… Ладно, не важно. У меня до сих пор хранится адрес знойной филиппинки Лины из Илигана.
Сингапур. Вот о нём стоило бы рассказать подробнее. Остров-государство Сингапур располагается в двух градусах севернее экватора, а это всего 120 миль, природа обалденная, в таком климате я бы согласился прожить свои 130 лет, когда-то нагаданных мне, причём, дважды и независимо друг от друга.Там мы были в гарантийном ремонте, стояли полтора месяца, сначала на рейде в ожидании дока, а потом и в доке. Свободного времени было навалом, очень часто выбирались в город, а потом, когда все достопримечательности были изучены, и ездить в город просто надоело (это, практически, с самой северной оконечности города-государства на самую южную, примерно шестьдесят миль) стали ходить в один приглянувшийся всем нам клуб, который находился недалеко от судоремонтного завода и назывался «Terror club». Непонятно почему, ничего ужасного в нем не было, напротив, все условия приятно провести время - бассейн, бильярд, огромный ассортимент напитков и много-много девушек-морячек из разных стран всего мира. Вспомнить есть что. О Сингапуре у меня тоже есть маленький рассказик.
Индонезия. Здесь мы стояли недолго, загрузились пальмовым маслом и в Китай. Вот страны эти, казалось бы, все на одно лицо, ан нет, очень большая разница между ними. Индонезия, к примеру, мусульманская, филиппинцы – католики, если не ошибаюсь, китайцы – понятно, а в Сингапуре вообще намешано всего, что говорить, если там четыре государственных языка!
Далее идёт Индия. Стояли мы в Бомбее, который теперь называется Мумбай. Попали несколько неудачно, аккурат накануне какой-то очередной годовщины апрельской революции в Афганистане, пуштуны всё чего-то буянили, поэтому первые двое суток из трёх, что мы там простояли, нас на берег не отпускали вовсе. Прогулялись на третий день где-то по окраинам, накупили всякого разного чая, всяческих сувенирчиков немерено, пофотографировались с кобрами, с индианками в сари, попили местного пива, кстати, вовсе неплохого, от которого нас на сорокаградусной жаре даже развезло изрядно, и убрались восвояси. Там мы загрузили целый танкер касторового масла, который и погнали в Ильичёвск, что около Одессы.
В Баб-эль-Мандебском проливе в то время ещё и слыхом не слыхивали о сомалийских пиратах, от них мы бегали в Малаккском проливе, там они тогда бесчинствовали. Но, слава Богу, на нас не напали. А зачем им советский танкер, де ещё идущий в балласте, то есть без груза?! С нас чего возьмёшь-то? Но сейчас мы в Красном море, которое красным-то бывает не всегда, а лишь, когда цветут особые водоросли красного цвета. Когда мы шли по нему, оно было обычного, насыщенного тёмно-синего цвета.
Суэцкий канал – вот чудо инженерной мысли! В Суэце собирается караван, на каждый пароход садится лоцман и вот так, весело и непринуждённо, со скоростью около десяти узлов, весь канал за восемь часов и пробегается. В Порт-Саиде, это уже Средиземное море, все расходятся кому куда нужно. Нам на север через Эгейское море, пролив Дарданеллы, Мраморное море, пролив Босфор в Чёрное море и в Ильичёвск.
Сколько грузились в Бомбее, столько же и выгружались в Ильичёвске. В Одессу ездили на такси, да и в самом Ильичёвске некоторые наши архаровцы неплохо отдохнули, надо сказать. И когда второй раз, уже через полгода, мы стояли в Одессе, эти ухари уже из Одессы в Ильичёвск ездили на такси!
На Чёрном море были мы ещё и в Батуми. Очень мне понравился город. Пришли мы туда как раз на день города, который называется у них Батумоба. Такого кофе по-турецки, как в Батуми я не пил даже в Турции! Посетили небольшой дельфинарий, покатались на настоящих каретах с настоящими шарманщиками, всюду веселье, по-грузински, вернее, по-аджарски, степенное и сдержанное.
Так, теперь перенесёмся на север Европы. Почему? А всё просто – там, в Финляндии, мы получали новый танкер «Свободный», туда из Находки добирались на перекладных, сначала на автобусе во Владивосток, оттуда на самолёте в Москву, из столицы на поезде в Таллинн, тогда ещё Таллин, из Таллинна, который мне жутко не понравился в том отношении, что эстонцы слишком уж нетерпимы к другим нациям, особенно к русским, на пароме в Хельсинки, а из Хельсинки на электричке в Турку, где наш танкер уже благополучно спустили на воду. Оставалось только через пять дней провести церемонию подъёма флага, обмытия всего этого на борту вместе с представителями судостроителей, которых на халяву набралось предостаточное количество, упиться вусмерть, и на следующее утро с больной головушкой первый раз отдать новенькие концы и отчалить в Ригу за снабжением.
Когда мы поднимали флаг, нам уже пришла загрузка на Италию, оттуда ещё куда-то и потом югами, югами и до самой Находки. Но Провидению было угодно другое – мы же строились, как танкер ледового класса, с соответствующей толщиной брони форштевня, и тому подобными прибамбасами. Тем более, что этот тип танкеров, водоизмещением 2,5 тыс.т., пришёл на смену старым полуторатысячникам, которые в народе назывались малышами или же попросту – «полтора ведра», а им на роду было написано каждую навигацию в Полярку. Подходит к устью Колымы большой танкер типа «Самотлор» или «Заветы…» Ленина, Ильича и т.д., и т.п., а малыши уже с них растаскивают горючее по населённым пунктам на реке. Вот нам этот наш южный вояж и заменили на прогулку по Северному морскому пути. До начала навигации оставалось ещё пару месяцев, и мы провели их в походах по европам. Из прибалтийских портов Клайпеда, Вентспилс, из Питера, в ту пору ещё Ленинграда, эти пару месяцев возили всякую фигню в Германию (Бремерхафен, Киль), Голландию (Амстердам, Роттердам) и Бельгию (Антверпен). Про Европу что сказать? Европа она и есть Европа, этим практически всё уже и сказано.
Когда подошло начало навигации, мы в обход Скандинавии идём в Архангельск, целую неделю там стоим в ожидании формирования каравана, получаем снабжение на несколько месяцев, грузимся бензином и потихоньку трогаемся на восток. По Северному морскому пути нас проводили аж восемь ледоколов, первым из которых был ледокол «Ленин». Странно, но ко мне почему-то ещё тогда попала информация, что после этой навигации дедушка-ледокол был поставлен на прикол, то ли в Питере, то ли в Мурманске, а тут, буквально несколько дней назад, по телевизору промелькнула заметка о том, что «ледокол «Ленин» будет поставлен на вечную стоянку в Санкт-Петербурге и превращён в музей». Вот это я понимаю, ветеран, доработал до наших дней, ещё двадцать лет после той достопамятной навигации! А ведь его построили, если я не ошибаюсь, ещё в 1952 году!
Дальше на восток путешествовать не буду, там достаточно мрачно и безлюдно и по сей день. Хотя всё побережье Северного ледовитого океана я себе сохранил, всё-таки родные места, что ни говори, пройдено за ледоколами столько тысяч миль, столько сложнейших каналов, сжимало нас вместе с ледоколом «Адмирал Макаров» так, что мы целую неделю не могли с места стронуться!
Вот и все мои путешествия за шесть лет. Казалось бы, мало, но впечатлений и воспоминаний мне хватит до самого смертного одра, это точно.
[700x557]
[240x320]
как оказалось впоследствии, моя жертва никому оказалась не нужна, у всех уже была своя налаженная жизнь, свои друзья, работа, только младшая Иришка ещё в школе училась, а жила с Татьяной, которая к тому времени уже вышла замуж. Мне, конечно же были рады, но не более того.Ну...тут сказать нечего. Все равно, ты поступил, на мой взгляд, правильно, по-мужски. Жаль, что твои родные как-то не совсем тебя поняли и не оценили твоего поступка, не подумали, почему ты ушел с моря, почему вернулся к ним.
И у меня всё пошло наперекосяк.Сколько лет назад ты ушел с морей? Сейчас твоя жизнь, твоя, наладилась? А по поводу того, что вернуться в море...Знаешь, в твоей жизни это уже было и сложно вообще что-либо в жизни повторять. Как говорится, ничего в этой жизни не повторится. В одну и ту реку не войти дважды. А, может, это даже и лучше, что ты ушел с морей. Неизвестно, как бы сложилась твоя жизнь, если бы ты продолжал плавать. На этот счет японцы любят говорить, мол, не оглядывайся назад, только вперед, всегда вперед. Японцы считают, что, оглядываясь назад, мы ломаем себе в жизни перспективу. Любую перспективу мы выстраиваем сами. А то, что было, пусть оно было, но сейчас уже не должно мешать тому, что будет.