Вводная часть
Переживаемый человеком опыт в похожих ситуациях обычно бывает одинаковым. И этот опыт может очень сильно отличаться от его опыта в других ситуациях. Поэтому, определяя понятие "опыт", будем связывать его с определенной ситуацией и временем.
Опыт — это переживание человека в определенный момент времени в определенной ситуации во всей целостности.
В обычном состоянии в опыте человека закрепляется какое-то сочетание мыслей, чувств, действий и восприятия. Поэтому обычно компоненты опыта у человека связаны друг с другом. Если изменить мысли, то изменится поведение. Разумеется, при этом изменятся и чувства, и восприятие. Есть одна поучительная история, иллюстрирующая эту взаимосвязь.
К судье привели несовершеннолетнего вора. Но вместо того чтобы строго наказать, судья доброжелательно побеседовал с юношей, ни единым словом не упомянув о воровстве. Единственное, что судья потребовал, — это обещание никогда не врать. Обрадованный юноша дал обещание и отправился домой. Ночью ему пришла в голову мысль вновь совершить кражу. Но, вспомнив об обещании, он подумал: "Что я скажу, если меня спросят, куда я иду? А что я буду говорить завтра?" И он понял, что он либо не выполнит обещание, либо понесет наказание за воровство. Так стремление быть правдивым сделало невозможным воровство для этого юноши.
Опыт целостен, что проявляется в невозможности изменить один компонент опыта, не изменив при этом все остальные. Либо придется изменить и оставшиеся компоненты опыта, либо они вернут изменение обратно. Поэтому для того чтобы гарантировать сохранение измененного опыта, следует произвести изменение всех его компонентов.
Собственно, суть
Как часто человек встречается с тем в своей жизни, что не может владеть собой, и ведет себя так, будто неподвластная ему сила влечет его в его переживаниях и действиях.
Однажды к мудрецу пришел его ученик и сказал: "Я слишком вспыльчив и ничего не могу с этим поделать!"
- Не поверю тебе, — сказал мудрец, — пока не покажешь свой гнев. Где он?
- Я не могу показать его, так как он возникает всегда неожиданно.
- Вот видишь, если бы это было твое качество, оно было бы при тебе всегда. Ну, хорошо! — продолжил он. — Принеси мне свой гнев, как только он появится.
- Боюсь и этого у меня не получится, учитель. Лишь только я подумаю о том, чтобы принести его тебе, он пропадет, — в недоумении проговорил юноша.
Осознание — вот что помогает овладеть собой. Через осознание сущность человека влияет на то, что он чувствует и что делает. В данном случае осознание эмоции трансформирует ее.
И чувствами, и мыслями, и движениями тела человек сознательно управляет только тогда, когда направляет на них сознательное внимание, в противном случае, они отдаются под контроль бессознательному. На этом основано наше повседневное управление собой, ведь нельзя же отрицать, что, несмотря на автоматичность поведения, в какой-то степени мы все же управляем тем, что мы делаем и о чем думаем. Напрямую человек может управлять только частью своего опыта, а именно той, на которую направлено его сознательное внимание. Остальные части опыта, оставаясь бессознательными, подстраиваются под произведенные изменения в силу того, что невозможно изменить что-либо в опыте, не повлияв и на все остальное.
Люди отличаются друг от друга тем, что именно они могут изменять в своем опыте сознательно. Многие люди обычно осознают только лишь действия. Они, рассказывая о себе, говорить будут в основном о том, что сделали или собираются делать. Это люди деятельные.
Другие же основное внимание уделяют переживаемым ими чувствам и эмоциям. Они и рассказывают в основном о чувствах и помнят основном их. Им легче изменить что-то в своих чувствах, но труднее изменить свои действия. Таковы люди искусства, выражающие свои чувства художественными средствами.
Третьи все внимание уделяют мыслям — тому, что протекает во внутреннем плане их сознания. И если первым двум категориям людей изменить свои мысли было бы трудно, то эти с большой легкостью могут влиять именно на свои мысли. Таковы, например, люди науки.
Что же из всего этого можно извлечь? Как минимум один вывод. Управлять эмоциями и остальными кмопонентами опыта можно лишь осознав их наличие, их причину и осознанно фиксируя на них свое внимание. Изменив один из компонентов как нам необходимо - соответственно изменятся и остальные.