Теория объектных отношений родилась из сравнения отношений "пациент-терапевт" и "мать-дитя". Приверженцы теории предполагают, что главной движущей силой развития личности является переживание младенцем его отношений с матерью, которая 1) обусловлена не происходящим сдвигом эрогенных зон, а изменением потребности в зависимости и 2) повторяется в дальнейшем во взаимоотношениях со значимым взрослым (то есть с тем, с кем строятся более-менее близкие отношения в дальнейшем).
Для понимания теории важно также определить понятия "внутреннего объекта" и "внешнего объекта". Под внутренним объектом понимают фрагмент психической структыры, возникающий из опыта взаимодействия индивида со значимым взрослым в первые годы жизни. Под внешним объектом подразумевается значимый другой, с которым взаимодействует индивид. При этом внешние объекты выбираются под влиянием первичного внутреннего, а внутренний может изменяться в ходе отношений с актуальным внешним.
Согласно теории, мать (или любой значимый взрослый в раннем детстве - отец, няня, старшая сестра и т.п.) иногда может восприниматься как плохая и отвергаться. Это может быть вследствие гиперопеки (тревожной суеты с избытком внимания) - тогда отвергнутый объект, вытесняясь в бессознательное, будет восприниматься как будоражащий (возбуждающий) объект. В случае гипоопеки (недостатка внимания) отвергнутый объект будет восприниматься как отторгающий (отвергающий, фрустрирующий) объект.
В следующем посте все это будет проиллюстрировано и пояснено с помощью примеров.
Другие похожие посты вы можете найти в
ПУТЕВОДИТЕЛЕ...
