Порой специалистов-психотерапевтов упрекают в абсурдности применяемых методик - в ряде случаев это верно, а в ряде - нет. Дело в том, что то, что подойдет одному, не всегда подойдет другому, а то, что окажет эффект сегодня, может не оставить ни следа завтра. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать факты, нужно знать цель их применения - а на понимание и тем более на применение на практике этого подхода способны немногие. Это наглядно выражено в следующей притче:
Великого учителя, знавшего путь к мудрости, посетила группа искателей. Они застали его во дворе в окружении учеников, в самом разгаре веселого пиршества.
Кто-то из посетителей сказал: "Как отвратительно! Так не ведут себя, каков бы ни был повод". Другие сказали:
"А нам это кажется превосходным! Такое учение нам нравится и мы не прочь присоединиться к нему". Другие говорили:
"Тут что-то не так. Нужно хорошенько разобраться в этом странном явлении". Остальные говорили между собой: "Возможно, все это и не лишено мудрости, но нужно ли выяснять это — вот в чем вопрос!"
Всех этих людей учитель отослал прочь. И эти люди в беседах, а также в писаниях распространяли свои мнения об увиденном. Даже те, кто прямо не упоминал об этом, переживали увиденное столь остро, что их чувства выплескивались в их разговорах и даже в поступках.
Прошло время, и некоторые члены этой группы вновь проделали тот же путь. Они навестили учителя. Еще от ворот было заметно, как он и его ученики благопристойно сидят во дворе, глубоко погруженные в созерцание.
"Вот это другое дело, — сказали некоторые из посетителей, — видно он внял нашим речам". "Потрясающе! — сказали другие, — в прошлый раз он, конечно же, только испытывал нас". "Слишком все это уныло, — сказали третьи, — постные-то лица мы могли бы найти и в другом месте". Подобным образом выражалось еще много различных мнений, и вслух, и молча. Мудрец, когда миновало время, отведенное для размышлений, удалил всех посетителей.
Прошло много времени, и вот лишь некоторые из тех людей снова пришли к мудрецу, чтобы он растолковал им обе пережитые ими ситуации. Они остановились у ворот и заглянули во двор. Учитель сидел один, не пируя и не медитируя. Era прежних учеников нигде не было видно. "Я уже распустил своих учеников, так как задача выполнена, и сейчас вы можете услышать всю историю целиком, — сказал он.
— Когда вы пришли сюда в первый раз, у меня была группа слишком серьезных учеников. Я применял исправительные меры. Когда вы пришли во второй раз, они слишком развеселились, и я опять занимался исправлением. Если человек работает, он не всегда объясняет свои действия случайным посетителям, какими бы заинтересованными они себя ни мнили. Если действие находится в стадии развития, значение имеет только правильное выполнение самого действия. При этом внешняя оценка не так уж и важна. ТО, ЧТО ЛЮДИ МОГУТ ВООБРАЗИТЬ О ЧЕМ-ТО, БОЛЬШЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ИХ САМИХ, ЧЕМ САМУ СИТУАЦИЮ".
Притча взята из книги Идрис Шаха "Наблюдение за покровом".
Другие похожие посты вы можете найти в
ПУТЕВОДИТЕЛЕ...
