• Авторизация


Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко 01-06-2014 10:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Московский академический Музыкальный театр (МАМТ) имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко — театр оперы и балета в городе Москве, созданный в 1941 году при объединении Оперной студии К. С. Станиславского при Большом театре и Музыкальной студии МХТ В. И. Немировича-Данченко.

[показать]

Предыстория

В октябре-декабре 1918 года в Московском художественном театре и Большом театре обсуждался вопрос об участии МХТ в оперных и балетных постановках Большого театра, в результате решено было организовать Оперную студию под руководством К. С. Станиславского с формулировкой «для оказания помощи в поднятии сценической культуры оперного спектакля.

[показать]

К.С. Станиславский

В 1919 году возникла Оперная студия Большого театра под руководством Станиславского, в этом же году начала работать Музыкальная студия МХТ, где начал свои эксперименты по синтезу жанров В. И. Немирович-Данченко.

Каждая из студий имела собственную программу и собственный репертуар, но в работе с артистами режиссёры старательно «воспитывали» актёрство, именно при Станиславском и Немировиче-Данченко возникает «авторский оперный театр».

В 1924 году Оперной студии Большого театра был официально присвоен статус государственной, а также имя К. С. Станиславского. В 1926 она стала «студией-театром», а в 1928 — Государственным оперным театром имени народного артиста Республики К. С. Станиславского.

С 1925 года по 1933 год главным дирижёром театра был В. И. Сук.

В свою очередь, и Музыкальная студия МХАТа был преобразована в 1926 году в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко.

[показать]

В.И. Немирович-Данченко

В 1926 году Оперная студия-театр Станиславского и Музыкальный театр Немировича-Данченко расположились в здании на Большой Дмитровке, 17, то есть нынешнем помещении театра. Существовали две самостоятельные труппы, две дирекции и единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других.

7 августа 1938 года К. С. Станиславский умер.

В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошла созданная в 1929 году балетная труппа Викторины Кригер, которая своё первое название получила в честь Художественного театра и называлась «Московский Художественный балет». В её работе принимали активное участие Борис Мордвинов и Павел Марков — режиссёры, воспитанные на идеях МХАТа. Самым первым балетмейстером труппы был Н. Холфин. Звездой «Московского Художественного балета» была Мария Сорокина — балерина с редким драматическим темпераментом. В состав коллектива входили А. Урусова, А. Клейн, А. Тольский и другие. Балетная труппа и её руководители всегда старались следовать своим первым главным заповедям, строя не просто «балет», но «балетный театр», где на сцене — «танцующий актёр». Поэтому внутренняя творческая актёрская индивидуальность всегда играли особую роль для кандидатов на поступление в балетную труппу.

В довоенные годы танцевальные номера в спектаклях с грузинскими народными танцами ставил И. И. Сухишвили.

В 1934 году в театре состоялась премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

После 1941 года

Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в современном своем виде образовался в 1941 году, когда две оперные труппы были объединены.

[показать]

Театр был «лабораторией» по созданию новых опер и балетов. Ему передавали для постановки свои сочинения Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Сергей Слонимский.

В годы Великой Отечественной войны Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко был единственным из столичных театров, не эвакуированным и продолжавшим работу. Даже в дни битвы за Москву театр давал спектакли и выпускал премьеры. Поставленная в 1942 году оперетта И. Штрауса «Цыганский барон» долгие годы сохранялась в репертуаре театра.

В 1951 году главным режиссёром театра стал Леонид Баратов — ученик Немировича-Данченко. Именно Леониду Баратову принадлежит первенство в постановке на московской сцене оперы-эпопеи С. Прокофьева «Война и мир». Эта историческая премьера состоялась в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 году.

В 1960 году театр возглавил уже ученик Баратова — Лев Михайлов. Именно благодаря Михайлову после многолетнего запрета смогла увидеть свет опера Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» во второй редакции.

Театр сотрудничал с Берлинской «Комише опер», работал с режиссёрами Вальтером Фельзенштейном («Кармен» Ж. Бизе), Гарри Купфером («Похищение из сераля» В. Моцарта) и балетмейстером Томом Шиллингом («Вечерние танцы», «Черные птицы»), а также с современными композиторами.

В 40-50-е годы художественное руководство осуществляли: режиссёры — П. А. Марков, И. М. Туманов, Л. В. Баратов; дирижёры — А. В. Алевладов, Е. А. Акулов, С. А. Самосуд, П. М. Славянский; балетмейстер — B. П. Бурмейстер; художники — Б. И. Волков, А. Ф. Лушин. В этот период были поставлены оперы советских композиторов — «Любовь Яровая» Энке (1947), «Фрол Скобеев» Хренникова (1950), «Каменный цветок» (1950) и «Заря» (1956) Молчанова, «Кето и Котэ» Долидзе (1950), «Семья Тараса» Кабалевского (1951; Сталинская премия, 1952), «Аршин мал алан» Гаджибекова (1952), «Война и мир» (1957) и «Обручение в монастыре» (1959) Прокофьева; балеты — «Доктор Айболит» Морозова (1948), «Берег счастья» Спадавеккиа (1948), «Эсмеральда» Пуни — Василенко (1950), «Жанна д’Арк» Пейко (1957) и др.

В репертуаре театра также классические произведения: оперы — «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (1944), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1946), «Сицилийская вечерня» Верди (1954), «Тоска» (1959), оперетты — «Нищий студент» Миллёкера (1945), «Боккаччо» Зуппе (1957). В 1953 театр осуществил постановку балета «Лебединое озеро». В 1948 в состав труппы вошла группа артистов Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского (основана в 1935) во главе с дирижёром И. Б. Байном.

Становлению театра во многом способствовали: режиссёры — П. С. Златогоров, П. И. Румянцев, режиссёры-педагоги — М. С. Гольдина, М. Л. Мельтцер, дирижёры — А. С. Шавердов, В. А. Эдельман, И. Б. Байн, балетмейстер Н. С. Холфин, хормейстер А. С. Степанов. В театре работали: певцы — Г. М. Бушуев, С. М. Големба, Д. В. Камерницкий, Н. Ф. Кемарская, П. И. Мокеев, А. А. Росницкая, З. А. Смирнова-Немирович, C. А. Ценин, Т. С. Юдина, Ю. П. Юницкий и др., солисты балета — Н. Г. Конюс, М. Е. Редина, М. С. Сорокина, А. В. Чичинадзе, Л. С. Якунина и др.

В 60-70-е годы театр активно работал над произведениями советских композиторов, среди постановок: «Улица дель Корно» Молчанова (1960), «Овод» Спадавеккиа (1960), «Город юности» Шантыря (1961), «Катерина Измайлова» Шостаковича (новая ред., 1962), «Ценою жизни» Николаева (1965), «Безродный зять» Хренникова (1967), «Виринея» Слонимского (1967), «Кола Брюньон» Кабалевского (новая ред., 1971), «Три жизни» Тактакишвили (1972), «Любовь д’Артаньяна» Вайнберга (1974).

Были также поставлены оперы — «Водоворот жизни» Сухоня (1961), «Хари Янош» Кодая (1963), классические оперы и оперетты — «Так поступают все женщины» Моцарта (1962), «Любовный напиток» (1964), «Иоланта» (1966); «Донья Жуанита» Зуппе (1966), «Кармен» (в постановка В. Фельзенштейна, 1969), «Нищий студент» Миллёкера (новая постановка, 1971), «Манон» Массне (1973), «Мавра» Стравинского (1973), балеты — «Франческа да Римини» Чайковского (1960), «Золотой ключик» Вайнберга (1962), «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского (1963), «Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского (1963), «Поэма» Цинцадзе (1964), «Красные дьяволята» на музыку И. О. Дунаевского (1967), «Белеет парус одинокий» Александрова (1970), «Золушка» (1971); «Сюита на музыку балета „Гаянэ“ Хачатуряна» (1972), «Байка» Стравинского (балет-пантомима с пением, 1974).

В 1964 театру присвоено звание академического, в 1969 он награждён орденом Трудового Красного Знамени. Балетная труппа театра гастролировала во Франции, Венгрии, Югославии, Финляндии, в Латинской Америке, Алжире, Марокко, Японии, Италии, Греции, оперная — в ГДР, ФРГ, Швейцарии.

В 2006 году завершилась грандиозная реконструкция исторического здания театра на Большой Дмитровке. Теперь Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — не только один из самых красивых в Москве, но и один из самых технически оснащенных.

[показать]

В последние годы именно премьеры Музыкального театра были единодушно признаны самыми значительными событиями московской театральной жизни. Особенный интерес вызвали оперные спектакли «Так поступают все женщины» (дирижер — В. Горелик, режиссер — А. Титель), «Евгений Онегин» (дирижер — Ф. Коробов, режиссер — А. Титель, художник — Д. Боровский), российско-французский проект «Пеллеас и Мелизанда» (дирижер — Марк Минковски, режиссер — Оливье Пи), мировая премьера оперы В. Кобекина «Гамлет (датский) (российская) комедия» на малой сцене театра (дирижер — Ф. Коробов, режиссер — А. Титель), «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (дирижер — В. Горелик, режиссер — А. Шапиро, художник — А. Фрейбергс); балеты «Чайка» в постановке Джона Ноймайера, «Каменный цветок», ставший первой встречей труппы с Юрием Григоровичем, «Неаполь», перенесенный на сцену театра датской постановочной группой во главе с Франком Андерсеном, «Na Floresta» — российская премьера балета испанского хореографа Начо Дуато, который прежде в России не работал ни с одной труппой.

Все эти спектакли стали обладателями российских и международных театральных премий, высоко оценены российской и зарубежной критикой и любимы зрителями.

Музыкальный театр — инициатор и организатор целого ряда международных фестивалей современной хореографии, в том числе — крупнейшего в России фестиваля Danceinversion, ежегодный участник международного проекта «Европейские Дни Оперы».

Сегодня оперную труппу театра возглавляет народный артист России Александр Титель, балетом руководит народный артист России Игорь Зеленский, главный дирижёр — Феликс Коробов.

О театре



Гала-концерт звёзд российского балета. Запись в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко



 

Источники:

belcanto

wikipedia

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко | Каджанлино - Дневник Каджанлино | Лента друзей Каджанлино / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»