[показать]z) не сомневается в том, что жизнь — это иллюзия.Испанский фотограф Чема Мадоз (Chema Madoz) создаёт замысловатые, психоделические фото, используя обычные, будничные предметы. Помещая предметы в сюрреальное пространство он играет с нашим сознанием. Подменяя контекст всего, что мы знаем, автор создает другой, альтернативный мир, в реальности которого он хочет нас убедить.
Каждая работа Чемы Мадоса – это поиск необычного в привычном. Черно-белые фотографии – это привычно, ботинок с корешками на подошве – необычно. И каждая работа рождает в сознании целый сонм образов, мыслей и эмоций. Таков жанр сюрреалистической фотографии, в котором испанский фотохудожник Хосе Мария Родригес Мадос работает с 1991 года, и, по праву, считается мэтром. Ирония, чувство юмора, абсурд и парадокс сливаются воедино в изобретениях автора, запечатленных на фотокамеру. В 1999 году в Национальном Музее Центра искусства Королевы Софии состоялась его ретроспективная выставка «Объекты», после которой он превратился в одного из признанных современных мастеров на международной арене. В 2000 году Чема Мадос стал лауреатом Национальной Премии Фотографии. Его работы называют вратами в параллельную реальность, раскрывающими магию предметов из повседневной жизни.
Он родился в Мадриде и получил в наследство горячий темперамент и очень неординарный ироничный подход к жизни. Впервые альтернативной сущностью предметов Мадос познакомился еще в начальной школе. Однажды, опоздав на урок (по неведомой ему причине проходивший в помещении кухни), он обнаружил, что все места за большим столом были заняты. Учительница нашла оригинальный способ решения проблемы, применив вместо письменного стола … открытую дверцу духовки. «Я сел на табуретку, положил на эту дверцу свою тетрадь и уставился в темные недра духового шкафа», - рассказывает Мадос об этом случае.
Мадос снимает только черно-белые фотографии, принципиально отказываясь от любой дополнительной обработки изображения. По его мнению, каждый предмет и без того хранит в себе множество загадок, и чтобы разгадать их, достаточно лишь правильного взгляда на окружающий мир. Цифровое редактирование изображения он называет «притягиванием ирреальности за уши».
Чема Мадос: Мне всегда казалось сложным, выбрать идею, которая бы отражала действительность. Моя техника не претерпела больших изменений за годы работы, эволюция была в отношении к вещам. Мне близок именно такой подход, я не сторонних резких скачков. Предметы, которые вы видите на снимках, были созданы специально для того, чтобы их сфотографировали. Часто меня спрашивают, почему я не выставляю сами предметы, а только их фото? На что я отвечаю: эти объекты очень тесно связаны со смыслом жизни вообще. На фотографиях я даю возможность дать волю воображению. И я считаю, что каждая из моих работ говорит сама за себя.
- Как вы пришли к этому стилю работы? Какие события и люди на вас повлияли?
- Я могу рассказать, как рождаются мои идеи. Все происходит спонтанно. Источником вдохновения может послужить все, что угодно. Именно это заставляет меня жить в постоянной готовности к тому, что придет идея, которую мне захочется реализовать. Я – всегда в тонусе и очень остро воспринимаю окружающий мир. Я обращаю внимание на, казалось бы, незначительные детали, которые могут послужить мотивом для вдохновения. Могу сказать, что мне необходима спокойная обстановка, чтобы творить. Я работаю с вещами, которые мне близки по духу.
- Почему только черный и белый? Вам никогда не хотелось добавить цвета?
- На это у меня целый ряд причин. Прежде всего, я стараюсь внести в свою работу, как можно меньше лишних элементов. Камера и предмет - все остальное излишне. Техника черно-белой фотографии самая элементарная. Она позволяет все привести к единой форме. Черно-белая фотография отделена от реальности. Человек живет в мире множества цветов, и ему проще сосредоточится на черно-белом предмете искусства. Понять в какие годы была сделана цветная фотография – очень легко. Черно-белая фотография может быть сделана, когда угодно, понять невозможно! Это загадка! Вот некоторые из тех причин, согласно которым я работаю только с этими двумя цветами.
- Чема, вы создаете предметы, которые изображены на фотографиях, своими руками или с помощью других мастеров?
- Как вы можете увидеть, все предметы очень просты. И я делаю их своими руками. Это нетрудно.
- Модели на ваших фотографиях невероятно изящны и привлекательны, они сами по себе произведения искусства. Что происходит с ними после фотосъемки?
- Объекты, которые представляют собой нечто цельное, я храню. Но большинство моих «моделей» состоят из деталей, которые я использую позже, для создания других предметов.
Главная цель, которую ставит перед собой Чема Мадос, - не просто изобразить конфликт или парадокс, его задача - заставить человека мыслить многопланово, нестереотипно. Замысел фотографа состот в том, чтобы не быть просто способом отражения реальности, а стать местом ее преломления и соединения нескольких планов, чтобы заставить человека увидеть то, что он видел раньше или о чем думал. В конце концов, заставить просто улыбнуться и не относиться всерьез к окружающему.
Чема Maдоз изучал историю искусств в Университете Мадрида, в 1980 - 1983 годах. В нём он впервые познакомился с художественной фотографией и искусством обработки изображений. Сначала он фотографировал камерой 6 × 6 Mamiya, а фотографии в книге Objetos 1990-1999 предположительно сняты камерой Hasselblad.
Фотографии (работы Мадоза) – не только отражение того что есть, запечатленный момент съемки, говорит Фернандо Кастро (Fernando Castro) - мы также имеем дело с осознанием исчезновения ... того, что фотографические метаморфозы снимаемого объекта разрушают симметрию сознания или заставляют нас сосредоточиться на точках з рения, изменяющих реальность мира ...
В нашей повседневности есть скрытые миры – утверждает он. Главная метафора - новые измерения изменяют восприятие непосредственной действительности. Абсурд, парадокс, юмор, изобретательность и остроумие – всегда присутствуют в студии фотографа. Новая идея, это процесс преобразования объекта и внедрение нового подтекста. Ирония, с которой Мадоз преобразует объекты, создает новые отношения со зрителями, уводит их в параллельные вселенные.
В работах Мадоза за своим обычным внешним видом у объектов, которые узнаваемы (конверт, перчатка, матч, тростник, карандаш и т. д.) проявляется обманчивость, скрытая странность, рождающая новую сенсацию.
Работы фотографа Чема Мадоз (Chema Madoz) — это новый взгляд на измерения и новое восприятие реальности. То, на что мы не обращаем внимание и не замечаем, прячется в повседневной рутине и в действительности представляет собой совершенно новые миры. И любой может это увидеть, если только посмотрит на вещи по другому и выйдет за привычные рамки ограничений.
Chema Madoz открывает перед зрителями неожиданные пространства, удивляет и будоражит их умы, открывая перед ними новые горизонты и побуждая к бескрайним неограниченным размышлениям. Метаморфозы в работах фотографа помогают сосредоточиться на обыденных простых вещах и посмотреть, как в действительности легко изменить реальность, которая возможно всего лишь иллюзия.
Серия сообщений "Фотографии":
Часть 1 - Осенний туман
Часть 2 - 14 световых феноменов в фотографиях
...
Часть 27 - Фотограф Валерий Плотников
Часть 28 - Природа Аляски. Фотографии
Часть 29 - Чема Мадоз - фотограф сюрреалист