Если честно, то я в этом совсем не разбираюсь, поэтому решил поискать материал в инете. Все говорят, что нужно перед съемкой обязательно настраивать 'баланс белого', иначе будут засветки на светлом фоне и провалы на темном. Это действитель очень часто происходит, но как от этого избавиться я пока не представляю. Вот что нашел на одном сайте, где обсуждаются проблемы фотографии http://www.xela.ru/2011/03/nastrojka-balansa-belogo/ . Просто решил показать тем, кто интересуется фотографией, может будет интересно. Текст автора оригинального сообщения, который там почему-то не указан.
Я уже писал как исправить баланс белого если вы по каким-то причинам фотографируете не в Raw формате. Однако это не всегда удобно и лучше заранее настроить ББ на камере перед съемкой, чтобы впоследствии избежать лишней обработки. Я думаю, что все сталкивались с ситуацией, когда автоматическая настройка баланса белого дает неправильный результат. Особенно часто это случается при съемке в помещении с несколькими разными источниками света. На самом деле, чтобы избежать этого негативного эффекта достаточно просто выставить настройки вручную, а не доверять автоматике камеры.
На сегодняшний день все цифровые фотокамеры позволяют использовать заранее запрограммированные режимы типа “Солнечно”, “Лампа накаливания” и т.п., но эти настройки редко дают действительно точный результат. Поэтому мы поговорим о полностью ручной настройке, которая еще называется настройкой по белому (или серому) листу.
Давайте представим себе такую ситуацию: вы заходите в помещение, делаете пробный снимок и видите какие-то нереальные оттенки. на самом деле все довольно просто, при условии, что освещение не будет меняться, достаточно выставить баланс белого один раз и на протяжении всей съемки у вас будут естественные цвета. Для этого понадобится лист белой бумаги, желательно немятый, чтобы не было лишних теней, либо специальная насадка на объектив, что удобнее, но и дороже.
Кладем наш “эталонный” образец белого цвета так, чтобы он был равномерно освещен, и фотографируем. При этом обязательно должна быть заполнена центральная часть кадра, лучше если весь кадр. Если фотоаппарат не может сфокусироваться на белом поле, просто переключите его на ручной фокус, даже если снимок будет размытим, это не важно. Так же не играет роли, какой режим баланса белого у вас выставлен в настройках на момент получения фотографии. После этого заходим в меню фотоаппарата и находим пункт “Ручной ББ” и выбираем сделанный снимок, настройки будут сохранены автоматически. Остается переключиться в пользовательский режим ББ.
Ручной ББ - последняя настройка справа
Обычно пользовательские настройки баланса белого изображаются пиктограммой в виде цветочка (крайняя правая на снимке) в меню баланса белого. В случае изменения условий освещения, вы можете заново настроить этот параметр, при этом предыдущие настройки будут заменены или перейти в любой другой предустановленный режим, настройки сохранятся. Пользуясь ручным ББ, будьте внимательны и не забывайте его менять при изменении освещения.
Прелесть этого способа заключается в его простоте и отсутствии необходимости что-то покупать, но иногда он может давать ощутимые ошибки, да и не всегда удобно носить с собой кусок бумаги.
Ошибки связаны прежде всего с тем, что белый лист далеко не всегда действительно белый. Он отражает часть цвета, если рядом находятся яркие предметы или может приобрести оттенок, если сквозь него просвечивается задний фон, а это в свою очередь сбивает настройки. Чтобы более точно настроить баланс белого и избавится от “паразитных” засветок, нужно использовать так называемую 18% серую карту. Ее можно купить в фотомагазине или сделать самому при помощи лазерного принтера, залив лист плотной бумаги 18% серым цветом. При помощи такого аксессуара можно точнее настраивать ББ и избежать влияния цветных рефлексов. В большинстве случаев этого достаточно, но для получения максимальной точности лучше все-таки использовать специальную насадку на объектив.
Одной из наиболее известных таких насадок является Expodisc производства компании ExpoImaging.
Есть множество аналогичных устройств, которые могут сильно отличаться ценой и даже внешним видом, но принцип их работы одинаков. Со стороны объектива это равномерный белый фон, а с внешней, в случае expodisc, микролинзы, которые смешивают свет и отсекают его часть таким образом, что внутренний фон для камеры становится тем самым 18% серым. Несмотря на кажущуюся простоту, эта насадка позволяет практически идеально оценить баланс белого даже в самых неблогоприятных условиях.
Процесс работы с ней аналогичен настройке по листу, вы надеваете диск на объектив, а дальше последовательность действий идентична описанным выше. Процесс надевания/снятия очень прост, в оправе стоят подпружиненые шарики, поэтому она просто нащелкивается на объектив и так же быстро снимается. Это позволяет ускорить процесс настройки и сделать его максимально удобным. Единственный минус – цена, которая еще и ощутимо растет в зависимости от диаметра объектива. Кстати совсем необязательно покупать насадки под каждый диаметр ваших объективов, достаточно выбрать самый большой, а к линзам меньшего размера ее можно просто прикладывать.
Какой из приведенных способов выбрать решать вам. Единственное, что хочу отметить – предварительная настройка баланса белого может ощутимо снизить время обработки фотографий, а в некоторых случаях и вовсе от нее отказаться.
и еще немного о балансе белого...
Понятие баланс белого как и многое другое осталось со времен пленочной фотографии. Тогда была такая характеристика, как цветовой баланс фотопленки, которая по сути означает тоже самое. Этот параметр достаточно важен при съемке. Если баланс белого выставить неправильно, то фотографии приобретают красно-оранжевые или зеленовато-голубые тона. Сейчас при съемке в формате RAW, даже если автоматика камеры ошибётся, фотографию можно исправить почти без потерь, но в некоторых случаях и эта возможность подводит. Рассмотрим подробнее само понятие баланса белого и его настройку.
Белый цвет воспринимается человеческим глазом, при любых условиях освещения, белым. Будь то солнечный день или помещение с лампами накаливания, чистый лист бумаги для нас будет выглядеть одинаково. При этом цветовая температура или иными словами температура источника света, освещающего сцену, может существенно отличаться, а именно от нее зависит, какая часть спектра преобладает в световом излучении. Чем горячее источник света, тем больше смещение в сторону синего цвета, и наоборот, чем холоднее, тем больше оранжевых и красных тонов.
[230x261]
Шкала цветовой температуры
Таким образом, при разном освещении, чтобы получить белый цвет на фотографии нужно обработать световой поток таким образом, чтобы компенсировать смещение к тем или иным оттенкам. Например, если мы ставим настройку “Дневной свет” (цветовая температура примерно 5500К), а снимаем в помещении с лампой накаливания (температура 3000К), то наши снимки получатся оранжевыми т.к. камера настроена на задержку “лишнего” синего света, а его в наших условиях наоборот “недостаточно”.
На современных цифровых фотокамерах обычно есть несколько предустановленных вариантов баланса белого, обычно это “солнечно”, “облачно”, “лампа накаливания”, “флуорисцентная лампа”, “вспышка”, “автоматический” и довольно часто “ручной” режимы.
Я предпочитаю пользоваться автоматическим, а если условия съемки сложные, то ручным режимом. Расскажу почему. При достаточно простом освещении сцены, таким можно назвать съемку на улице днем практически в любую погоду, в автоматическом режиме фотоаппарат редко ошибается, и у фотографа не возникает необходимости переключать настройки, если погода поменялась. В большинстве случаев автоматика современных камер работает безошибочно, но все сильно усложняется, если в кадре есть несколько источников света. Такое часто бывает в условиях уличной съемки вечером и почти всегда при съемке в помещении. При этом весьма вероятны ошибки и, как следствие, нежелательное тонирование снимка. Вот тут к нам на помощь приходит ручной режим, который позволяет точно выставить подходящее значение цветовой температуры.
[520x346]
Ошибка определения баланса белого зимой
Так же ручной режим помогает зимой, когда в кадре большое количество отраженного света из-за снега и камера может делать снимки более холодными (синими), чем хотелось бы.
Как я уже писал выше, если вы снимаете в RAW, то можно спокойно использовать автоматический режим, а при дальнейшей обработке, исправить неточности. Об этом написано в статье о работе в Adobe Camera Raw. Но и тут Не все гладко. При неправильных настройках и последующей коррекции может меняться освещенность объектов, что потребует еще и коррекции экспозиции. Особенно это заметно на ночных снимках. Но если RAW дает некоторую свободу маневра, то при съемке в JPG неправильные настройки могут и вовсе испортить снимок.
[166x250]
Сильная разница цветовых температур
Бывают ситуации, когда камера сильно ошибается в определении баланса белого и снимок исправить простыми методами уже невозможно. Например фотография слева, на ней цветовая температура неба и прожекторов освещения сильно отличаются и исправить эту фотографию очень сложно. Кроме этого и при съемке в помещении с разными источниками света, например с обычными и люминисцентными лампами, общий результат может быть так же непредсказуемым. В подобных случаев лучше использовать ручной режим или сделать пользовательскую установку при помощи белого листа бумаги. Для этого достаточно в специальном режиме навести фотоаппарат на лист бумаги или любую другую белую область, например ровный слой свежего снега. Иными словами мы заменяем сенсор камеры и показываем ей белый цвет для данных условий, а фотоаппарат уже вводит необходимые поправки.