• Авторизация


Понимание музыки. Николаус Арнонкур 10-05-2016 13:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

Сделал бы свои открытия Эйнштейн, если бы не играл на скрипке? Разве дерзкие и новаторские гипотезы, прежде чем поддаться логическому осмыслению, не были только плодом воображения? Не случайно сведение музыки к сугубо “прекрасному”, чтобы сделать ее общепонятной, произошло именно во время Большой Французской революции. В историческом процессе повторялись периоды, когда старались упростить эмоциональное содержание музыки настолько, чтобы она стала понятной любому. Все те усилия оказались напрасными и привели к новым сложным и разнородным явлениям. Музыка может быть доступной любому только тогда, когда девальвируется до примитива. Или если каждый изучит ее язык.

Шуберт. Симфония No. 4 («Трагическая»)



 

Самые большие последствия вызвали попытки упрощения музыки и создания ее обобщенного понимания, предпринятые в результате Французской революции. Тогда впервые в масштабе большого государства попытались подчинить музыку новым политическим идеям; тогда же переработали для Консерватории учебную программу, которая впервые в истории музыки была предельно унифицирована. И до сих пор все, кто занимается европейской музыкой, учатся по этой программе, а слушателям — в соответствии с этим — растолковывается: для того, чтобы понимать музыку в целом, нет необходимости ее изучать, а достаточно ощущения “прекрасного”. Таким образом, каждый считает, что может взять на себя смелость вынести приговор ценности музыки и качеству ее исполнения — такая убежденность уместна лишь относительно произведений, написанных после революции, но ни в коем случае не музыки предшествующих эпох.
Я глубоко убежден — для сохранности европейской духовной жизни решающей будет способность научиться жить в согласии с нашей культурой. В сфере музыки это требует двух направлений деятельности.
Во-первых, музыканты должны учиться по-новому, то есть согласно с методой, что была обязательной два столетия до нас. В музыкальных школах же учат музыке не как языку, а как технике исполнительства — технократическому скелету без жизни.

Во-вторых, общее музыкальное воспитание следует переосмыслить, и оно может занять в нашей жизни соответствующее место. Благодаря этому, значительные произведения прошлого предстанут перед нами в новом свете, мы заметим их разнообразие, которое нас так волнует и преображает. Лишь тогда снова сможем воспринимать новое. Нам нужна музыка: без нее нет жизни.

0,,19097803_304,00 (700x393, 26Kb)

Многое свидетельствует о том, что человечество движется к общему упадку культуры, который влечет за собой и упадок музыки, поскольку она является важной составляющей нашей духовной жизни и как таковая может выражать только то, что является ее содержанием. Если ситуация на самом деле настолько серьезная (для меня это очевидно), то возникает вопрос — следует ли нам оставаться посторонними наблюдателями, дожидаясь времени, когда изменить что-либо будет уже поздно?
Большую роль тут сыграет музыкальное образование, причем словом “музыкант” хотелось бы назвать любого, кто профессионально принимает участие в музыкальной жизни, профессиональных слушателей, даже публику. Приглядимся, с этой точки зрения, к месту музыки в истории. Следует заметить, что во многих языках “поэзия” и “пение” называются одним и тем же словом. Иначе говоря, от момента, когда речь начинает выходить за пределы простой констатации фактов, она объединяется с пением, так как пение уже намного содержательнее может передать что-то большее, чем простая информация. Нам трудно это понять, ибо идея как таковая уже отсутствует в нашей концепции музыки. Слово, его сущность — благодаря музыкальным звукам, мелодии, гармонии — может стать более интенсивным, отсюда можно достичь понимания, превосходящего обычную логику.

Чечилия Бартоли и Николаус Арнонкур



В.А. Моцарт

Voi avete un cor fedele
Vado, ma dove? Oh Dei!
Giunse alfin il momento / Al desio di chi t'adora
Un moto di gioia
Bella mia fiamma, addio
Symphony № 38 (Prague)

Однако действие музыки не ограничивалось укреплением или углублением экспрессии речи; музыка со временем открыла собственную эстетику (правда, ее связь с речью всегда узнавалась) и большое количество специфических средств выразительности: ритм, мелодию, гармонию и т.п. Таким образом появился словарь, который придал музыке огромную мощь влияния на человеческое тело и дух.
 Если присмотреться к людям, слушающим музыку, можно заметить: она заставляет их двигаться; чтобы усидеть неподвижно, надо сделать определенное усилие. Движения, вызванные музыкой, могут становиться все более интенсивными, вплоть до экстатического состояния. Тем не менее даже обычному переходу от диссонанса к консонансу соответствует напряжение и расслабление. В мелодии тоже можно найти подобное явление: каждая мелодическая линия подчинена определенным законам и — если мелодия тесно связана с этими законами — после четырех или пяти звуков становится ясно, какими должны быть шестой и седьмой; эта преемственность, это исполнение ожидаемого приводит к физическому расслаблению. Если композитор, стремясь вызвать напряжение, не оправдывает ожидаемого, одурачивая тем самым мелодическое воображение слушателя, то напряжение все равно придет к разрядке в другом месте. Этот чрезвычайно сложный процесс композиторы использовали в течение многих веков истории музыки. Если сидеть на концерте и слушать действительно интенсивно, ощущается то нарастание напряженности, то ее спад: изменения, которые происходят в нашем кровообращении, в нашем “физическом слушании”. Касается это и чувств — начиная от настроений спокойных, уравновешенных или переполненных болью вплоть до порывов бушующей радости, неистовства или гнева. Музыка влияет так, что вызывает у слушателя реакции не только чувственные и физические, но и в духовной сфере. В этом смысле музыка выполняет также нравственную функцию — на протяжении столетий значительно влияет на душу человеческую, изменяя ее.

Bach - Magnificat in D major, BWV 243



 Конечно, музыка не является вневременной, наоборот, тесно связана со своей эпохой, необходима человеку для жизни, как и другие проявления культуры. На протяжении последнего тысячелетия музыка постоянно была важным элементом жизни, что означало — жизнь и музыка неразлучны. Когда же это единство исчезло, необходимым стало новое понимание музыки. Размышляя о современном ее состоянии, различаем музыку “народную”, “развлекательную” и “серьезную” (понятие, которого я не признаю). Внутри отдельных групп еще сохранились остатки былого единства, но единство музыки и жизни, как и единство всей музыки, утеряно.
 В народной музыке еще можно заметить определенную общность с культурой народа; тем не менее она, ограниченная анклавом, становится лишь частью традиций. (Что свидетельствует об упадке культуры, поскольку традиционные обычаи живы, а не должны быть чем-то, требующим сохранения. Если что-то называется словом “традиция”, это означает — имеем дело с явлением уже музейного характера). Вместе с тем, остатки былой функции музыки находим в развлекательной музыке: здесь чрезвычайно заметно физическое влияние на слушателей. 

Jan_Miense_Molenaer_004 (700x531, 103Kb)

Jan Miense Molenaer

 Возвратимся к нашему бедному родственнику — “серьезной” музыке, которую опять-таки нам удалось разделить на “современную” и “классическую”. Современная — которой (принято уже тысячу лет) “занимаются” серьезные и знаменитые музыканты — существует только для узкого круга заинтересованных, которые постоянно странствуют, но повсюду остаются неизменными в своем творчестве. Я не иронизирую, а считаю это скорее симптомом разрыва, который трудно осмыслить. Если музыка отдаляется от своей публики, то ни она, ни публика в этом не виноваты. В любом случае ошибка кроется не в искусстве как таковом, а лишь в духовной ситуации нашего времени. Это здесь должно бы что-то измениться, ведь музыка неминуемо есть отражением настоящего; итак, если хотим изменить музыку, прежде всего следует изменить настоящее. Это не кризис музыки, а отражение в ней кризиса нашего времени. Стремление изменить музыку столь же абсурдно, как и поведение врача, который хочет устранить симптомы вместо лечения больного. Итак, современную музыку не “вылечить” никакими усилиями “культурной политики” — например, поддержкой определенных, “нравящихся” нам направлений. Кто верит в такую возможность, — не понимает функции музыки в человеческой жизни. Настоящий композитор пишет — хочет он того или нет — в соответствии с требованиями духовной ситуации своей эпохи, иначе был бы пародистом, поставляющим имитации на заказ.
    Итак, что же произошло? Мы “спаслись”: в момент, когда не стало единства между современным творчеством и жизнью, попытались убежать в прошлое. Так называемый “культурный человек”, для которого настоящее перестает быть живым, старается для своего времени спасти часть культурного, музыкального достояния последнего тысячелетия (которое впервые можно охватить взглядом), выделяя из него один или два составных элемента, ценных для него, поскольку он, как ему кажется, способен их понять. Именно так ныне исполняется и воспринимается музыка: во всем музыкальном наследии последнего тысячелетия мы выделяем только эстетический аспект, из него черпаем наше наслаждение. Просто выбираем ту часть, которая “прекрасна” и ублажает наш слух, при этом не принимая во внимание, что таким образом окончательно упрощаем музыку. Или нас вовсе не интересует, что в поисках “прекрасного”, которое во всей проблематике произведения является лишь малой частью, оставляем в стороне его суть? 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
Прекрасный пост, а какая музыка... Огромное спасибо! И опять забираю в свою заветную папочку!
mimozochka 10-05-2016-16:18 удалить
Спасибо Наташа,не каждому дано понять музыку. а ведь в ней столько можно узнать всего жизненного.
Нина-Ник 10-05-2016-18:10 удалить
Прекраснейший пост!!! Как хорошо сказано о музыке и какая замечательная музыка в сообщении, просто чудо. Спасибо большое.
Berlios 11-05-2016-19:01 удалить
Ваш пост, Наташа, подарил мне еще одно открытие: я почувствовал дирижёра Николауса Арнонкура. Просто был потрясён исполнением 4-й Шуберта. Прояснилось - да ведь этот Человек приблизил для нас прошлое: барокко, Баха, Гайдна, Моцарта! Он делал их нашими современниками, заодно поднимая нашу культуру. Он просто велик. Велик в понимании места музыки в культуре общества и поиске пути развития музыкального образования и музыкантов, к которым он относит и нас, слушателей. За пультом он экспрессивный, взрывной , эмоциональный, напряженный и сверхчувстительный, как обнаженный нерв. Но таков, наверняка, он был и в жизни - неспокойным и непокорным. Он ратовал против упрощения музыки, против насильственного приближения её ко вкусам толстобрюхих потребителей. Но как привлекать публику, опираясь на современность и ориентируясь на будущее? И в этом Арнонкур был успешен. В его концертах всеми красками заиграла классика прошлого: одних удовлетворяла легкость и приятность, другие усматривали в исполнении тонкие грани. Слушая Шуберта я сегодня сидел на двух стульях: и для тех и для других. Трагизм симфонии воспринимался философски, его сглаживали свежие волны света. В них дух Шуберта и искусство фразировки Арнонкура. Аронкур, как самое тяжкое преступление против музыки и культуры, вспоминает декреты французской революции. Оглядываясь на те времена, музыковеды не усматривали вызванных ими провалов в развитии французской музыки, или они были ничтожны по сравнению с постановлениями сталинского мракобесия 1948 года о "журналах Звезда и Ленинград". Но он не историк, он культуролог и философ и велик его вклад в сокровищницу мировой культуры.
Barucaba 12-05-2016-22:05 удалить
Ответ на комментарий Berlios # Berlios, мне кажется, уже настало время, когда начали переосмысливать отношение к музыке. До кулинарно-рукоделочных соцсетей это правда ещё не дошло, поскольку музыке здесь и не место. Если раньше исполнительство было поставлено на поток, одна-две репетиции и всё, помню, читала, что Мравинского упрекали в том, что он проводит слишком много репетиций, молодые дирижеры насмехались над ним. В результате сильно пострадало качество. Профессионализм в музыке очень важен. И никакая любовь там или ещё что-то этого не заменят. Нужно много работать прежде всего. Ленивые музыканты + ленивая публика = ленивая музыка. Это так, условно. Музыка не создана только для удобства и удовольствия. Об этом и говорит Арнонкур. Да и удовольствие удовольствию рознь. Музыку Баха, например, можно "читать" как книгу. Она полна символов. Не помню, кто сказал, что, насколько мы умеем читать книги, настолько мы умеем "читать" и окружающий нас мир и саму жизнь. К музыке это тоже можно отнести. В большинстве своём общество пишет и читает само себя. Что касается прошлого, то искусство Баха - не искусство в современном смысле. Он не старался быть оригинальным, наоборот, отличался глубоким смирением, работал в рамках традиций и канонов. Сейчас даже среди музыкантов мало кто хорошо понимает музыку, не говоря о слушателях. Об этом тоже говорил Арнонкур - нужно учить её как язык, а не как технику. Наверное, сумбурно получилось ) Не могу ещё полностью сосредоточиться - вчера был не простой день. Спасибо большое за интересный и содержательный отзыв, Геннадий! Благодаря Вам мысль не стоит на месте.
Barucaba 12-05-2016-22:15 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и тёплый отзыв!
Barucaba 12-05-2016-22:18 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, большое спасибо за отклик!
Barucaba 12-05-2016-22:20 удалить
Ответ на комментарий mimozochka # mimozochka, да, Наденька, всё правильно. Спасибо большое за отзыв!
Barucaba 12-05-2016-22:23 удалить
Ответ на комментарий Эвридика_дикая # Эвридика_дикая, очень рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Berlios 14-05-2016-10:49 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Наташа, спасибо за ответ, который очень импонирует моему пониманию отношению к мастерству вообще и музыкантов, в частности. Я не знаю нынешних оркестровых закулис, но занозой в душе осталось отношение оркестрантов к Великому Евгению Светланову под занавес его карьеры. Его нетерпимость к халтуре и многотрудная работа над произведениями вызвала бунт ленивой и развращенной оркестровой братии (того самого оркестра, что носит сейчас его славное имя). До того докатилась наша культура, что Евгений Федорович был уволен "по статье" министром культуры негодяем Швыдкым. Николаусу Арнонкуру повезло жить и работать в более цивилизованном обществе. Его оркестр - это друзья единомышленники, увлеченные, как и их руководитель. Просмотрев фрагменты беседы с Н.А. и фрагменты его работы с оркестром, я был поражен скрупулёзностью, с которой творил Н.Арнонкур ( это можно увидеть здесь: http://intoclassics.net/news/2016-03-14-40313 ) И еще покоряет масштаб его личности. Она во всём. Я утонул в материалах о нем и в записях. Пухнет мой террабайтник и пухнет голова, но больше ничего на ум нейдет. Вы уж извините, что несколько Ваших постов пропущу.
Barucaba 14-05-2016-22:09 удалить
Ответ на комментарий Berlios # Berlios, да, Геннадий, в музыке халтура, к сожалению, имеет место. Профессия музыканта - упорный труд, совсем не лёгкий, если добиваться надлежащего уровня и результата. Было не мало концертов, которые оставили у меня неприятный осадок. Но сейчас вроде бы отношение к музыке стало потихоньку меняться. Хочется надеяться на лучшее.


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Понимание музыки. Николаус Арнонкур | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»