• Авторизация


Музыкальная интонация - этика, магия, наркотик? 15-01-2016 09:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

Наверное, нет у нас такого человека, который бы не знал эту музыку буквально наизусть. Её автор - Владимир Дашкевич.



Он является также автором интересной книги - "Теория интонации", о которой здесь и пойдёт речь.

Музыка - это игра интонаций, она связывает весь живой мир. Интонация - это информация о живом мире и о человеке. Всё, что было, всё, что происходит и всё, что произойдёт с нами спрятано в тайном мире подсознания, языком которого является интонация. 

Интонация - наиболее очевидное и в то же время трудно объяснимое понятие в музыке. Зафиксировать интонацию в отличие от мелодии, ритма, гармонических аккордов, полифонических сочетаний практически невозможно. Есть много видов интонации и всё же у них всех есть общее - желание живой материи быть услышанной. В интонации всегда есть тот, кто её создаёт и тот, к кому она обращена. Так возникает интонационное общение.

Фрагмент из фильма, в котором впервые прозвучала мелодия, позже использовавшаяся в заставке телепередачи «В гостях у сказки».



Итак, что такое интонация? Чем она отличается от тех звуков, которые мы слышим в природе? Шум моря, плеск ручья, грохот грозы - являются эти звуки интонацией или нет? Голоса природы, как бы впечатляющи они ни были, отражают только физические явления. А вот голоса живых существ вызваны какой-то причиной. Это уже признак интонационной речи, которая способна вызвать физиологическое воздействие на психику. Животные особенно чутки к интонации, поскольку иного языка у них нет. Но и человек способен по интонации понять другого.

В: Уже на основании сказанного мне хочется отвлечься на тему современной музыки. Например, алеаторика - музыкальное течение, признающее случайность главным формирующим принципом. Музыка возникает не как реализация замысла композитора, а как результат случайного сочетания звуков. Рационализм и расчет способствовал появлению ещё одной музыкальной формы - стохастической музыки, зачинателем которой стал Я. Ксенакис, французский композитор. В её основе лежит вероятностный расчет, а создаётся она с помощью специального математического анализа. Хочется привести здесь ответ Стравинского на замечание интервьюера о том, что "некоторые композиторы заимствуют структуру у науки. Например, Ксенакис использует предельную теорему Я. Бернулли, а его "Метастазис" сделан по тем же чертежам, что и один из павильонов на Брюссельской выставке". "Меня восхищает экономия, - признался любящий и умеющий съязвить композитор. - Я с надеждой смотрю в будущее и вижу, как последователи Ксенакиса пишут музыку, которая одновременно подсчитывает сумму налогов и указывает, где надо вести новое городское строительство. Пока же, признаюсь, я бы не решился войти в дом, сделанный по тем же чертежам, что и музыка, которую в последнее время мне довелось слышать" (И. Стравинский - публицист и собеседник). Так вот, я задаюсь вопросом - если в такой музыке напрочь отсутствует вообще сколько-нибудь одушевлённое выражение, не говоря о содержании, следовательно отсутствует интонация - музыка ли это? 

Сами авторы такой "музыки" видимо тоже подозревали, что музыкой там и не пахнет и у них возникло логичное на этом фоне желание отказаться от термина "произведение искусства" и использовать вместо него немецкоязычное новообразование Klangereigis - "звуковое событие". А небезызвестный Карлхайнц Штокхаузен, видевший свою цель в обнаружении и демонстрации эстетической самоценности тембров, высоты и длительности звучания отдельно взятого звука считал, что равноправное с музыкальными звуками положение должны в ней занять любые шумы. Очень симптоматичным представляется тот факт, что в разряд "природных звуков"  композитор включает шум молотов и автомобилей - шумов, производных от порождённой трудом человека техники (как минимум вторичных явлений). После этого уже не приходится удивляться утверждению Л. Берио, что "Музыка есть всё, что слушается с намерением слышать музыку".

Возвращаемся снова к Владимиру Дашкевичу. Длинное отступление получилось....

Музыка В. Дашкевича. "Так в интонационный мир вошла любовь"...



Всё живое в мире общается с помощью интонации. Это общение объединяется в единый интонационный процесс, развитие которого - часть нашей истории. Но, к сожалению, никакие раскопки не помогут нам услышать интонацию, ушедшую в прошлое. Мы можем только с помощью научного метода попытаться разобраться в этом процессе и выявить присущие ему закономерности. 

Поэтому постараемся понять, какова природа интонационного общения в животном мире и уже потом подойти к его роли в человеческом обществе. Удовлетворение средой обитания не вызывает интонацию. Отсюда мы можем сделать первый вывод - интонационный сигнал сообщает о конфликте со средой обитания. Любое отклонение от физиологической нормы, нарушающее нормативное функционирование всех служб жизнеобеспечения (т.н. гомеостазис) опасно и поэтому вызывает предупредительный интонационный сигнал.

Второй вывод - такой сигнал непроизволен, т.е. не зависит от сознания. Он посылается и воспринимается не корой головного мозга, а подкоркой, отвечающей за регуляцию нашего состояния. Поэтому интонационные явления носят подсознательный характер.

Третий вывод - интонация всегда имеет индивидуального автора и коллективную воспринимающую аудиторию. Аудитория и автор, как правило, принадлежат к одному биологическому виду, из чего следует, что информация, которая несёт интонационный сигнал, закодирована и адресована коллективному подсознанию вида.

Человек прошел первый этап интонационного общения. Его ухо контролировало и анализировало сочетания интонаций, а его память накапливала и классифицировала этот интонационный арсенал, связывая его с самыми разными сторонами эмоциональной жизни человека, с трудом, любовью, отдыхом.

[показать]

На первом этапе интонационного общения произошло явление, приблизившее интонацию к музыке. Это был ритм. Древние люди научились пользоваться ритмом для создания т.н. интонационного резонанса - настройки коллективной психики аудитории на одну резонансную волну, на общую скорость передачи информации. Ещё больше приблизило интонацию к музыке бессловесное пение, особенно пение матери - так в интонационный мир вошла любовь.

Но человек интенсивно развивался, и скоро ему понадобилось назвать всё, что окружало его в мире - солнце, луну, звёзды, деревья, самого себя. Так в интонационный мир вошло Слово. Так начался второй этап интонационного общения - музыкально-поэтическая интонация. Музыкальная мелодика обогатилась поэтической интонацией. В интонационном языке появилась новая выразительность - поэтическое слово, совмещенное с ритмом и гармонией. Это было самое мощное средство интонационного воздействия. Первые поэты пели свои стихи. Так пел Орфей, Гомер, так слагались мифы и эпосы. Музыка стала магическим, ни с чем не сравнимым средством воздействия на психику.

Продолжение следует...

*Владимир Сергеевич Дашкевич - Один из крупнейших российских композиторов. Автор 9 симфоний, 3 опер, 5 мюзиклов, 5 инструментальных концертов, музыки к более чем 30 спектаклям и к около 90 фильмам, многочисленных произведений камерной, программной и вокальной музыки.   

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (18):
nvy 15-01-2016-10:32 удалить
Исходное сообщение Barucaba Музыка стала магическим, ни с чем не сравнимым средством воздействия на психику.   
Слово негодует
Barucaba 15-01-2016-12:32 удалить
Ответ на комментарий nvy # nvy, тут как, я думаю, например, Yesterday The Beatles - если бы они её просто так всем рассказывали, да ещё монотонно, эффекта б не было, а спели - и весь мир наповал )
Нина-Ник 15-01-2016-13:26 удалить
Интереснейший пост, да еще с такими прекрасными музыкальными примерами. Про интонации никогда даже не задумывалась. А ведь действительно, даже животные (кошки, собаки) чувствуют нашу интонацию, а то, что у нас на душе, выражается и в нашей интонации. Поэтому, если в душе ничего нет, то и музыка не получится. Спасибо большое, Наташа, все очень интересно.
nvy 15-01-2016-14:47 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # А если бы спели без слов?
nvy 15-01-2016-14:50 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # К Вашему аватару. В уйутненькой в связи с очередным переводом "Игры престолов" слоган ходит "Ум оттачивается от книг, как меч!"
natali_100 15-01-2016-22:41 удалить
"Удовлетворение средой обитания не вызывает интонацию"... А как же радость? Со словом или без него - просто "Аааа!!!" может выразить и то, и другое) Спасибо, очень интересно! Интонация очень важна)
Кира63 15-01-2016-23:31 удалить
Современная музыка мертва изначально, какая там интонация, когда нет даже мелодии в ее прямом смысле , ни хорошей, не плохой, ни интересной, я даже не могу передать свои ощущения, слушая ее. Я ведь даже не об эстраде говорю. Нет никаких чувств. Вот истинная реальность нашей жизни. Поэтому перепевается и переигрывается все старое. Правда, в начале прошлого века была похожая история со всей мировой культурой, что потом вылилось в Шостаковича, Прокофьева в музыке, в частности. Но сейчас что-то лично у меня такой надежды нет. Не знаю, что думают остальные музыканты и любители классики.
Barucaba 16-01-2016-10:02 удалить
Ответ на комментарий Кира63 # Кира63, слишком увлеклись поиском новых форм, пренебрегая тем, что собственно делает музыку музыкой, а не набором звуков. Вообще, современные композиторы так мало известны, наши, например, что, если покопаться, может быть и можно найти что-то хорошее, во всяком случае я на это надеюсь... Спасибо большое за Ваш неравнодушный отклик!
Barucaba 16-01-2016-10:15 удалить
Ответ на комментарий natali_100 # natali_100, да, Натали, Дашкевич предвидел этот вопрос. У меня здесь просто что-то вроде конспекта и текст книги не полностью. Он считает, что радость - это тоже отклонение от нормы, стресс, вызванный эмоциональным всплеском, хотя и с положительным знаком. Подразумевается, что если нет никакой причины - нет и интонации.
Barucaba 16-01-2016-12:25 удалить
Ответ на комментарий nvy # nvy, со словами, думаю, эффекта больше, но многие всё равно языка толком не знают, так что это не имеет решающего значения. Основная масса реагирует скорее как раз на интонацию. Есть произведения просто для голоса, которые очень популярны и понятны, думаю, всем - Вокализ Рахманинова, например

Как написали в комментариях к этому видеоролику, это разговор трёх душ: души автора, певца и нашей. Слова для этого не нужны, это несколько иной уровень общения.
Barucaba 16-01-2016-12:42 удалить
Ответ на комментарий nvy # nvy, не знаю, или не помню )) кто это сказал: Человек, прочитавший «Илиаду» и «Одиссею» на всю жизнь останется человеком, прочитавшим «Илиаду» и «Одиссею».
Barucaba 16-01-2016-12:44 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, большое спасибо за внимание и отклик!
Barucaba 16-01-2016-12:46 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Нинель_Ник, да-да, совершенно верно, всё так и есть. Спасибо большое за такой замечательный комментарий!
флора-2014 26-01-2016-10:00 удалить
Очень интересный пост! С благодарностью цитирую, дабы вчитываться без спешки
Barucaba 27-01-2016-01:37 удалить
Ответ на комментарий флора-2014 # флора-2014, очень рада, что пост Вас заинтересовал! Спасибо большое за внимание и отзыв!
alyonabat61 15-02-2016-18:18 удалить
С величайшим интересом прочитала. Несомненно, для межличностного общения интонация важнее слова. Она всегда выдает истинные намерения, говорит о внутреннем состоянии, способствует взаимопониманию или затрудняет его. О людях, тонко реагирующих на интонацию, говорят "чуткая душа". Музыка по силе эмоционального воздействия на душу человека значительно превосходит слово, она способна более глубоко проникать в наши сердца. Значит, интонационно музыкальные произведения еще более изысканны. На мой дилетантский взгляд. Меня никогда не оставляют равнодушной произведения современного нам Эдуарда Артемьева. По моему сугубо личному и непрофессиональному мнению, его музыка настолько богата эмоционально, интеллектуально, а значит и интонационно, что не откликнуться на нее нельзя. Спасибо Вам за необычную тему разговора!
Barucaba 17-02-2016-00:03 удалить
Ответ на комментарий alyonabat61 # alyonabat61, совершенно согласна с Вами. Спасибо большое за такой замечательный, интересный отзыв!


Комментарии (18): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музыкальная интонация - этика, магия, наркотик? | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»