Как истинному романтику Веберу свойственна многосторонность: хотя центром притяжения для него была опера, он также писал превосходную инструментальную музыку. Кроме того, Вебер проявил себя одаренным музыкальным критиком. В незаконченном автобиографическом романе «Жизнь художника», в умных и тонких критических статьях, посвященных разбору новых музыкальных произведений, отразилась духовная зрелость Вебера, широта его кругозора, темперамент пропагандиста.
![]()
Памятник К. М. фон Веберу в Дрездене
«...Люди ищут развлечения в грубо возбуждающем искусстве. Театр стал балаганом, в котором зритель спокойно смотрит, как перед глазами проходит ряд сцен. Прекрасное, делающее человека счастливым, состояние душевного беспокойства, испытываемого при подлинном наслаждении произведением искусства, — боязливо избегается. Зритель доволен, что его щекочут пошлыми шутками и мелодиями или ошеломляют бесчинствующими без ума и смысла машинами... Следовать за постепенным развитием чувства, за искусно построенным нарастанием интереса — считают напряженным, скучным и — результат невнимательности! — непонятным занятием...»
Мнимый беспорядок этого мира на самом деле заключает в себе внутреннюю связь, пронизанную самым искренним чувством, и надо только уметь воспринять ее своими чувствами. Однако выразительность музыки и без того содержит в себе много неопределенного, индивидуальному чувству приходится многое вкладывать в нее и поэтому лишь отдельным душам, настроенным буквально на тот же тон, удастся поспевать за развитием чувства, которое совершается вот так, а не иначе, которое предполагает вот такие, а не иные необходимые контрасты, для которого верно вот только одно это мнение. Поэтому задача подлинного мастера состоит в том, чтобы властно царить и над своими и над чужими чувствами, а чувство, которое он передает, воспроизводить как постоянное и наделенное только теми цветами и нюансами, которые тотчас же создают в душе слушателя некий целостный образ. («Заметки на полях»)
Carl Maria von Weber - Sonate für Fortepiano und Violine Opus 10 (1810)
Соната для скрипки и фортепиано №1 фа мажор
1. Allegro
2. Romanze
3. Rondo
*********
Соната для скрипки и фортепиано №2 соль мажор
1. Moderato
2. Adagio
3. Rondo, allegro
*********
Соната для скрипки и фортепиано №4 ми-бемоль мажор
Moderato - Rondo - Vivace
Thomas Christian - Violine, Cornelia Weiß - Klavier
*********
Соната для скрипки и фортепиано №5 ля мажор
1. Andante com moto
2. Siciliano
1, 2, 5 сонаты - Emmanuele Baldini (Violino), Lorenzo Baldini (Pianoforte)
*********
Соната для скрипки и фортепиано №6 до мажор
Isabelle Faust -- Alexander Melnikov