[339x450] «Великому учителю музыкальной правды» — в таких словах выразил Мусоргский свое отношение к Даргомыжскому, посвящая ему одно из вокальных произведений. Каков же был тот композитор, которого назвал великим гениальный Мусоргский?
Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье. Здесь прошли его ранние детские годы. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином. Мать, Мария Борисовна Козловская, являлась урожденной княжной. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, вошли в сборник: «Подарок моей дочери» («Детский альманах», Санкт-Петербург, 1827).
Оперы Александра Сергеевича Даргомыжского:
«Эсмеральда» (1841)
Александр Огнивцев. Ария Клода Фролло. Опера "Эсмеральда"
«Торжество Вакха» (1848) (опера-балет, в первой редакции — кантата)
Торжество Вакха – лирическая опера-балет, написанная на текст раннего стихотворения Пушкина, состоит из одного действия. Впервые поставлена была 11 января 1867 года на сцене московского Большого театра.
Действующими лицами оперы-балета являются: первый грек (тенор), второй грек (бас), первая гречанка (сопрано), вторая гречанка (меццо-сопрано), народ и вакханки.
Постановка разбита на две картины. Первая начинается с представления оживленной толпы сельских жителей, радостно распевающих песни на лугу. Все веселы и счастливы, приветствуя приехавшего в этот момент на лучезарной колеснице Вакха. За колесницей бога наслаждений и вины бежит его неуемная свита, состоящая из сатиров и фавнов, несущих с собой кружки или тростниковые свирели. Раздаются радостные кличи, требующие все новые и новые чаши. Вино льется рекой, везде рассыпаются розы, а в центре этого праздника пляшут сатиры, напоминающие козлов, а невесомые вакханки кружатся в нескончаемом хороводе.
Вторая картина начинается со звона, шума и ликующих криков, раздающихся с далекого берега. Опьяненные страстью празднующие бегут по лугу, в их руках звонкие музыкальные инструменты. Вакханки безумствуют в своем волшебном танце. Клич, требующий все новые и новые чаши, вновь разносится по летам и лугам. Веселье продолжается, все славят прекрасный день. Наслаждаясь жизнью, вакханки, сатиры, фавны и люди, забывшие все свои заботы и горести, восхваляют всемогущего Вакха, вечную красоту и прекрасных муз.
«Русалка» (1855)
The Miller- Alexander Vedernikov, bs. Natasha- Natalia Mikhailova, s. The Prince- Konstantin Pluzhnikov, t. The Princess- Nina Terentieva, ms. Olga- Galina Pisarenko, s. Matchmaker- Oleg Klenov, b. Hunter- Oleg Klenov, b. Rusalochka- Vasilisa Byelova, child actor. Lead Peasant- Unspecified, t.
Grand Chorus of All-Russian Radio and Television. Tchaikovsky Symphony Orchestra of Moscow Radio. Vladimir Fedoseyev.
Опера «Русалка» и романсы принесли Даргомыжскому известность и успех. При этом он продолжал неутомимо поиски новых путей. Это привлекало к нему молодых музыкантов Могучей кучки, тогда только начинавших свой путь,— Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Им первым он показал новую оперу, над которой трудился до последнего дня жизни, но не успел закончить. Это была опера «Каменный гость» на сюжет одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Работал Даргомыжский с упоением: «Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая».
Середина XIX века была порой ожесточенных споров о судьбах оперного жанра. Все чаще стал высказываться взгляд на оперу как на один из видов драматического искусства, в котором музыка должна быть подчинена законам драмы. Проблемы эти тогда носились в воздухе и не было ни одного сколько-нибудь значительного композитора, которой не пытался бы решить их в своем творчестве. Конечно, среди них был и Даргомыжский.
«Каменный гость» (1869) (не окончена, завершена Ц. Кюи, инструментована И. Римским-Корсаковым)
Музыка оперы «Каменный гость», точно следуя за текстом Пушкина, раскрывает и его глубокий психологический подтекст. Главное средство для этого — музыкально-речевая интонация. Вокальные партии иногда близки к интонациям обычной, бытовой речи — таковы, например, диалоги Дон Жуана и Лепорелло. А в моменты волнения, воодушевления мелодия приобретает напевность и широту, не утрачивая речевой выразительности. Например, интонации Дон Жуана в сцене объяснения его с Доной Анной на кладбище.
Они вначале благочестивы и почтительны, как и подобает реч
[377x354]и монаха, за которого выдает себя Дон Жуан. А потом в них начинает звучать пылкая молодая страсть, подчиняющая волю Доны Анны и пробуждающая в ней ответное чувство.
Меткими штрихами рисует Даргомыжский и других действующих лиц: слугу Дон Жуана Лепорелло — воплощение житейского здравого смысла, актрису Лауру. В партии Лауры, кроме декламационных эпизодов, есть и песни в духе испанской народной музыки.
«Конечно, это произведение будет не для многих» — так оценивал сам Даргомыжский «Каменного гостя».
И по отношению ко времени создания оперы, да и последующим десятилетиям, он был прав. Но смелый опыт Даргомыжского послужил отправной точкой для дальнейшей работы композиторов над музыкальным претворением речевой интонации — мощным средством создания реалистических музыкальных образов. И его произведение, созданное сто двадцать лет тому назад, неожиданно оказывается близким и созвучным творческим исканиям композиторов современности.
Александр Сергеевич Даргомыжский создал четыре опуса для симфонического оркестра
Баба Яга, или С Волги nach Riga. Шутка-фантазия (1862)
Казачок. Фантазия на тему малороссийского казачка (1864)
Болеро и Чухонская фантазия (1867)
В романсах Даргомыжского (их около 100) ощущается любовь и чуткость к поэзии, умение передать в музыке не только общее настроение стихотворения, но и своеобразие стиля поэта. Таковы романсы «Юноша и дева» на слова Пушкина или«Мне грустно» на слова Лермонтова. В этом монологе-размышлении о судьбе любящей женщины каждая фраза, каждая интонация наполнена драматизмом, и можно сказать, что это уже шаг к опере. Еще один шаг сделан в песне «Мельник» (на стихи Пушкина) — в комической сценке, рисующей ссору жены с подвыпившим мужем.
Александр Сергеевич Даргомыжский. Влюблен я дева красота. Борис Гмиря (0:24)
Милий Алексеевич Балакирев. Ты пленительной неги полна. Серге́й Лемешев (1:59)
Модест Петрович Мусoргский. Озорник. Валентина Афанасьева (3:30)
Пётр Ильич Чайковский. То было раннею весной. Галина Вишневская (6:06)
Сергей Васильевич Рахманинов. О, не грусти по мне. Надежда Обухова (8:58)
[272x344]