• Авторизация


Музыка коренных народов Севера 18-02-2015 03:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Xileen Оригинальное сообщение

Музыка коренных народов Севера

Музыка малочисленных коренных народов, живущих в тундровой и таёжной зонах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. К ним относятся: азиатские алеуты, долганы, ительмены (камчадалы), кереки, кеты (енисейские остяки), коряки (нымыланы), манси (вогулы), нанайцы (гольды), нганасаны (самоеды-тавгийцы), негидальцы (орочоны), ненцы (самоеды, юраки), нивхи (гиляки), ороки, орочи; саами, или лапландцы (лопари), селькупы (остякосамоеды): тофалары, или тофы (карагасы), удэгейцы; ульчи, или ольчи, ханты (остяки), чуванцы, чукчи (луораветланы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), энцы (енисейские самоеды); азиатские, или сибирские эскимосы (юиты), юкагиры и др. Музыкальная культура северных народов имеет некоторые общие черты. Преобладает одноголосно-монодический склад с элементами бурдонного многоголосия. Распространена традиция индивидуального песнетворчества, в т. ч. в жанре личных именных песен-оберегов, имеющих 3 вида: детская (сочинённая матерью), взрослая (сложенная самостоятельно и с годами незначительно обновляемая), предсмертная (подводящая итог жизни) песни.


[700x466]

Бытуют также личные наигрыши и танцы, песни необычных жанров - "мухоморные", "пьяные", "сонные" и др. Распространены обычаи импровизации песен и наигрышей по различным поводам (приветственные и гостевые песни, импровизируемые хозяином в честь гостя), "товарищества по песне" и дарения песни.


[700x472]

Основные виды музыкального творчества: песни, песни-танцы (как правило, с чертами пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка дошаманских действ (празднеств-игрищ Кита, Моржа, Оленя, Медведя и др.), сказок и эпоса. Музыкальные жанры группируются в циклы: календарно-трудовой, ритуально-культовый, танцевально-игровой, родо-семейно-бытовой, мифо-эпический и др. Главные музыкальные инструменты - бубен различных типов (символ музыки, проекция-модель жилища-шатра, Земли, Луны, Солнца, Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами; по поговорке оленеводов, есть "три священные вещи: олень, огниво и бубен"). Широко распространён варган-зубанка (т.н. "зубной бубен" - "женский" аналог бубна). Ударные и шумовые инструменты - "пропеллеры"-жужжалки, чуринги-завывалки, металлические колокольчики и погремушки, трещотки (у айнов, нивхов и ульчей - бревно-барабан).


[700x469]

Среди духовых инструментов различается  флейтовые и язычковые из растений, перьев и костей птиц и зверей. Среди струнных - музыкальные луки, 1- и 2-струнные смычковые (типа скрипки и альта), угловая 5-9-струнная арфа, 3-5-струнные "сибирские" гусли. В музыке народов Севера можно выделить 3 основных жанрово-стилистических пласта: 1) простейшие напевы и наигрыши (заклички, охотничьи звукоподражания-призывы, колыбельные и др.) с секундово-терцовым амбитусом и простой периодической структурой; 2) песни и наигрыши с амбитусом кварты-сексты, с развитой мелодикой и ангемитонной основой, куплетно-вариационным строением (календарно-трудовые, некоторые родо-семейно-бытовые, танцевально-игровые и др.); 3) крупные композиции (плачи-причитания, развернутые мифо-эпические сказания, дошаманские празднества-игрища и многообразные шаманские камлания) со сложным ладомелодическим строением, объёмным амбитусом и рондообразно-вариационной формой.


[700x404]

Музыкальные культуры народов Севера объединяются в 3 основные этномузыкальные группы: поморскую, лесотундровую и таёжную. Музыка поморов - морских зверобоев (эскимосов, алеутов, кереков и др.) - сходна с музыкой эскимосов Сев. Америки, гренландцев, алеутов, индейских племен северо-западного побережья Америки. Для неё характерны танцевальная основа, метрическая регулярность, периодичность сложных ритмоформул с частыми синкопами, куплетность с элементами варьирования. Преобладают 7-ступенные диатонические лады (амбитус - нона-децима), громкое ансамблевое музицирование (в частности, хоровое унисонное пение открытым звуком в высокой тесситуре в сопровождении ансамбля резко звучащих бубнов).

  Музыку лесотундровиков-оленеводов (эвенки, эвены, чукчи-оленеводы, коряки-оленеводы и др.) отличает свободная вариантность и вариационность развития, сложная метроритмика, "разрастающиеся" лады (в процессе исполнения звукоряд постепенно расширяется), богатая орнаментика (микроинтервалика, необычные шумотембры - завывания, горлохрипение, покрики и др. типы звукоподражания), напевно-речевое интонирование. Объём напевов - от терции-кварты до квинты-октавы.


[700x438]

Преобладает сольное импровизационное музицирование средней громкости, сравнительно независимое как от речевых, так и от танцевальных прообразов. В процессе исполнения громкость растёт, метроритм активизируется, начальный тон повышается (с эпизодическим возвращением на исходную высоту): вокальные тембры - приглушенно-шероховатые, инструментальные - ударно-шумовые. Музыка лесотундровой группы сходна с аналогичным пластом музыки якутов, бурят и др.

 Музыке таёжной рыбацко-охотничьей группы (кеты, манси, ханты и др.) присуща стилистическая двуслойность (танцевальные образцы близки сольной поморской, повествовательные - лесотундровой музыке). Характерны вариационность (при сохранении куплетной основы), 5-7-ступенные диатонические лады с пентатонической основой, напевы в объёме от кварты-квинты до октавы-ноны, тихое сольное музицирование в естественной тесситуре, чистые тембры. Музыка этой группы сходна с музыкой тюркских и монгольских народов Евразии.


[700x393]

Среди талантливых народных музыкантов: айнка Н. Уманно, ительменка В. Пономарёва, керечка Хаткана, кеты Кыпа, Усика, коряк Нутакьяв, манси А. Бахтеяр, Сайнах, нганасаны Нгамтусо, негидалец А. Батор, ненцы М. Валей, К. Няданги, Ядне, нивхи Колка, Лайгук, Шишкит, Лонтик, Нявон, Рургук, Хыткук, срок Хыккыури, ороч С. Семанчук, саами Герасимовы, Мошниковы, селькуп Сырта-ля, ханты Лемпины, Новьюх, чуванка Л. Чакке-Бондарь, чукча Атык, эвенка Л. Рехлясова, энец М. Турутин, эскимосы Нутэтеин, Умка, Эмун, юкагир С. Курилов. Среди композиторов, главным образом мелодистов: ительмен Б. Заев, кеты А. Котусов, Кыэп, ненцы В. Айваседа, Н. Ардеева, С. Няруй. Е. Сусой, нивх В. Гурка, эвен Э. Клепечин. Среди краеведов - собирателей музыкального фольклора: ительмен Г. Поротов, коряк Коянто, манси П. Шешкин, хант Л. Тарагупта, чуванка Иннекей.


[700x466]

В 1759 впервые в России (в Петербурге при дворе) ительменки исполняли свои песни и пляски. В 1920-30-х гг. появились музыкально-танцевальные ансамбли клубной самодеятельности. В 1968 впервые в мире создан профессиональный ансамбль народностей Севера - чукче-эскимосский музыкально-танцевальный ансамбль "Эргырон"; в 1970-е гг. преобразованы в профессиональные ансамбли самодеятельные коллективы: корякский "Мэнго", ненецкий "Сыра сэв", эвенкийский "Осиктакан" и др. Собирание музыкальных образцов началось в середине 19 в. (А. Ф. Миддендорф, О. Дюннен и др.), фонографирование - с конца 19 - нач. 20 в. (Д. Н. Анучин, А. В. Анохин, В. Г. Богораз. В. И. Иохельсон, А. Каннисто, Г.Д. Фёдоров, С. М. Широкогоров, А. И. Штейман, Л. Я. Штернберг).


[700x466]

Среди современных исследователей: А. М. Айзенштадт, И. А. Бродский,. Т. Д. Булгакова, А. О. Вяйзянен, Е.В. Гиппиус, Т. В. Лехтисало, А. В. Сиськова, Н. А. Соломонова, А.К. Стоянов, К. Танимото, И. К. Травина, П. Хайду, Ю. И. Шейкин. 3. В. Эвальд, Э. Эмсхаймер, певица И. П. Яунзем. Элементы фольклора северных народностей претворяют в своих произведениях композиторы И. А. Бродский, Ю. Я. Владимиров, Е. К. Голубев, И. М. Ельчева, Ж. А. Кузнецова, Н. Н.Леви, Н. Н. Менцер, А.К. Стоянов, В. Тормис. Выпущены аннотированные грампластинки (с 1973): "Музыка народов Дальнего Востока СССР" (ительмены, коряки, нивхи), "Чукотская и эскимосская музыка", "Хантыйские песни", "Саамские песни", "Музыка народностей Чукотки" (кереки, чуванцы, юкагиры и др.), "Нганасанская музыка" (2 пл.), "Самодеятельное искусство народностей Севера" (долганы, манси, нанайцы, ненцы, удэгейцы, ульчи и др.), "Народные песни саамов СССР".

Лит.: БЭС "Музыка"

"Чукотка" Ительменский танец




Музыкальные инструменты народов севера 






Ненецкие песни




Песни ханты




Поёт и танцует "Нургэнэк"




Корякские песни



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
inautius 18-02-2015-05:56 удалить
Красиво,ласково,пушисто, пока их в тундре не повстречаешь
Galja_les 18-02-2015-19:38 удалить
Благодарю за эксклюзивность материала и талантливый отбор песен и композиций. В этой публикации Вам удалось показать богатство и разнообразие культуры народов Севера.
Спасибо! Очень интересно!
Barucaba 18-02-2015-23:27 удалить
Ответ на комментарий Наталья_Чистова # Наталья_Чистова, рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Barucaba 18-02-2015-23:32 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, я храню купленные когда-то на праздниках народов Севера национальные сувениры и когда была там в прошлом году, привезла ещё на подарки, правда все раздарила ) Это очень интересная, самобытная культура.
Barucaba 18-02-2015-23:33 удалить
Ответ на комментарий inautius # inautius, и что тогда?..)
inautius 18-02-2015-23:43 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Если в тайге и на зимнике: зимник перегорожен снегоходом и вряд ли проедешь не продав бутылку водки,или простоишь долго,пока СБ по вызову не приедет,но проще, по зимникам ,ХМАО ездить с водкой.Им закон не писан: у тайги свой закон.
Galja_les 18-02-2015-23:46 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Представляю какой невероятной красоты были все эти сувениры! И приятных воспоминаний остаётся масса на всю жизнь! Самое северное место, которое мы с мужем посетили, была Карелия. Благодарю Вас ещё раз за эту очень интересную публикацию и желаю доброй ночи! [682x672]
Barucaba 18-02-2015-23:55 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, а у меня самое северное - Полярный круг. Доброй Вам ночи!
Barucaba 19-02-2015-00:00 удалить
Ответ на комментарий inautius # inautius, по ЯНАО я о таком не слышала. Правда, мы там по тундре особо не колесили. Между ГП проезд был свободный, их там не было, а сейчас и вовсе по спецпропускам.
inautius 19-02-2015-00:04 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # На Таймыре не встречал, а вот в ХМАО доводилось и осадочек был неприятный. Тундру люблю -простор, обожаю Таймыр,а вот тайгу не очень..:(
Barucaba 19-02-2015-00:27 удалить
Ответ на комментарий inautius # inautius, в ХМАО и уровень, и условия жизни другие - почти цивилизация )) Нижневартовск и Сургут Салехарду не чета ) Тайги нет - лесотундра и тундра с бескрайними просторами и болотами) Но красиво всё равно ) Особенно осенью. Летом комары и мошкара заживо съесть могут, если залюбуешься ))
inautius 19-02-2015-00:31 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # а на Таймыре красота: ни мошки, ни комаров,ветром сносит,ну ежели конечно не на остановке автобусной - там тьма! Живут они там,чи, шо, и злые как собаки!
Barucaba 19-02-2015-00:37 удалить
Ответ на комментарий inautius # inautius, злые и огромные! )) А ветра там знатные бывают, да )
Все прекрасно, что берет начало из души народа, от его истоков! Спасибо большое за такой чудесный пост! Удачи!
Barucaba 19-02-2015-22:17 удалить
Ответ на комментарий мария_карчина # мария_карчина, большое спасибо за такой замечательный комментарий, Мария! И Вам удачи и хорошего настроения!
Galja_les 20-02-2015-15:54 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Здорово! Повезло Вам! Простите, пожалуйста, что отвечаю лишь сегодня. Наш район, где мы проживаем, отключили от интернета на профилактические работы в 12 часов ночи 18 февраля. Только сейчас получила возможность на общение. Доброго дня Вам и уютного вечера! [465x650]
Barucaba 25-02-2015-12:32 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, спасибо большое! Вы тоже меня извините за долгое молчание - всё так же болею, несколько дней не подходила к компьютеру.
Galja_les 25-02-2015-18:01 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Очень печально, что Вы ещё не поправились. Совсем плохо без Ваших публикаций. У нас в городе тоже свирепствует эпидемия. Школы и дошкольные учреждения закрыты на карантин до неопределённого времени. 22 февраля мы с мужем ездили на машине в Москву. Побывали в Центре несовременного искусства. Попали на закрытие выставки-салона "Золотой ярлык". Увидели очень много любопытного для себя. Буду молиться о Вашем скорейшем выздоровлении. Всего Вам самого доброго! [464x700]
Barucaba 26-02-2015-01:43 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, у меня тоже были планы на прошедшие выходные, но увы... Единственное, куда я выбралась за всё это время - на концерт, где дочка играла в оркестре. У них была большая программа. Но после этого мне стало намного хуже, так что я вообще не могла вставать и ходить. Спасибо большое за Ваше участие и отзывчивость!
Galja_les 26-02-2015-11:38 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Кто переболел в эту эпидемию говорят, что процесс выздоровления протекает крайне сложно и имеет тенденцию к возврату и осложнениям. Будьте, пожалуйста, крайне осторожны. А Вашу милую дочурку поздравляю сердечно с очередным выступлением! Надеюсь, что всё прошло замечательно! Пусть её всегда сопровождает успех и огромное наслаждение от творчества! Удачи Вам во всём и крепкого здоровья! [500x501]
Barucaba 27-02-2015-15:50 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, думаю, здесь ещё и от общего состояния зависит. Я давно чувствовала, что силы мои на исходе. Спасибо большое за поддержку и тёплые слова и пожелания!
Galja_les 27-02-2015-16:01 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Что Вы говорите такое?! Взбодритесь! Поправляйтесь! Весна уже у порога! Её приход не позволит впасть в уныние! Желаю Вам уютной пятницы, приятных выходных и скорейшего выздоровления! Кланяйтесь от меня Вашей славной дочурке. [640x356]


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музыка коренных народов Севера | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»