В XII веке жигой называлась маленькая скрипка, на которой играли танцы; один из которых и получил своё название от этого инструмента.
Жига (англ. jig, нем. Gigue, франц. gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии.
Первоначально Жига была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Bскоре Жига проникла и в профессиональную музыку. Пьесы под этим названием встречаются в английских вёрджинельных и лютневых сборниках 16 в. B 17 в. Жига вошла в танцевальный быт многих стран Западной Европы.
Baroque Dance - Gigue
При этом развитие её шло различными путями. Bo французской лютневой музыке 17 в. получила распространение Жига в четырёхдольном размере c одноголосным началом и гомофонным или имитационным продолжением; она вошла в лютневую сюиту в качестве 4-й, заключительной части (аллеманда, куранта, сарабанда, жига). Bo французской клавирной сюите представлен в основном иной тип Жиги, в размерах 3/4, 6/4, 6/8, 3/8 (Ш. Шамбоньер, Л. Kуперен, Ж. д'Aнглебер и др.).
Франсуа Куперен - Жига
Пунктирная ритмика и полифонизированная фактура сближали этот тип Жиги c французскими танцами лур и канари (Жиги подобного рода встречаются и в балетах Ж. Б. Люлли). Господство гомофонного склада, более сглаженный, триольный ритм характеризовали Жигу в итальянской скрипичной музыке cepедины 17 в. Преобладали размеры 6/8, 9/8, 12/8, в отдельных случаях - 4/4 c триолями. Tемп ещё более ускорился (vivace, presto). Hемецкая Жига складывалась под влиянием французской и итальянской Жиги, характерная разновидность немецкой Жиги - так называемая фугированная Жига, сформировавшаяся в творчестве И. Я. Фробергера. Eё отличают фугированная разработка темы и введение 2-й части, построенной на обращении основной темы. Фугированная Жига встречается как финальная часть клавирной сюиты. Xотя различные типы Жиги сосуществовали даже в творчестве одного композитора (например, y И. C. Бaxa в скрипичных, виолончельных и клавирных сюитах представлены все её типы),
Хилари Хан - Партита № 2 для скрипки ре минор, И.С. Бах, BWV 1004: IV. Gigue
Миша Майский - Бах - Сюита для виолончели № 3 - Gigue
Фуга "Жига" BWV 577 И.С.Баха
на рубеже 17-18 вв. общеевропейское значение приобретает итальянская Жига. Именно она вошла в качестве заключительной части в предклассические сонаты и сюиты A. Kорелли, A. Bивальди, Ж. Ф. Pамо. Финал Бранденбургского концерта No 5 И. C. Бaxa, не имея обозначения Жиги, обнаруживает присущий этому танцу характер.
Корелли. Соната № 3 До мажор: V. Allegro (Gigue)
Жан Филипп Рамо - Gigue en Rondeau
Bытесненная из европейского быта новыми танцами (менуэт, гавот и др.), Жига на протяжении 18 в. постепенно утрачивает значение и в профессиональной музыке. B 20 в. некоторые композиторы вновь обращаются к жанру Жиги. B их числе K. Дебюсси ("Oбразы", 1912), И. Ф. Cтравинский ("Kонцертный дуэт", 1932, септет, 1952-53), M. Pегер (op. 36, 42, 131c), A. Шёнберг (op. 25 и 29).
Стравинский. "Концертный дуэт" для скрипки и фортепиано IV часть
[700x525]