• Авторизация


Древнегреческий теоретик музыки - Аристоксен 07-07-2014 14:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

[показать]К классическому периоду античной эстетики относится деятельность одного из крупнейших теоретиков музыки - Аристоксена из Тарента. Он жил в 1-й половине IV в. до н.э. По своим взглядам он примыкал к школе Аристотеля и, как свидетельствует предание, был одним из его учеников.

Писал о музыке и философии, истории, педагогике — упоминается как автор в общей сложности ок. 450 книг (почти все утеряны). Среди них «Элементы гармоники» (сохранилась во фрагментах), «О началах», «О мелопее» (не менее 4 кн.), «О ладах», «О восприятии музыки», «О музыке» (не менее 4 кн.), «Элементы ритмики» (сохранилась во фрагментах), «О первом времени», «Об инструментах», «Об авлосах и [других музыкальных] инструментах», «Об изготовлении авлосов», «Об авлетах», «О хороводах», «О трагиках», «О танце в трагедии», «Праксидамант», «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейской жизни», «Пифагорейские изречения», «Жизнь Пифагора», «Жизнь Архита», «Жизнь Сократа», «Жизнь Телеста», «Гражданские законы» (не менее 8 кн.), «Законы воспитания» (не менее 10 кн.), «Об арифметике», «Застольные беседы», «Исторические заметки», «Разнообразные воспоминания», «Разрозненные заметки», «Сравнения». До нас все эти произведения не дошли. Единственное, чем мы располагаем, это трактат "Элементы гармонии" и фрагмент музыкального трактата "Элементы ритмики". Кроме того, сведения о музыкальной теории Аристоксена содержатся в "Застольных беседах" Плутарха, где излагается содержание одноимённого трактата Аристоксена, и во "Введении в гармонику" Клеонида. Интерес к музыкальной теории Аристоксена совершенно не случаен. Дело в том, что в своих музыкальных трактатах он обосновал принципиально иной подход к музыке, чем тот, который был выработан в русле пифагорейской школы. 

[показать]

Древнегреческий музыкант (роспись на краснофигурной вазе, V в. до н. э.

Книга Аристоксена «Элементы гармоники» — первое дошедшее до нас научное исследование музыки. Здесь рассматриваются роды мелоса (диатоника, хроматика, энармоника), интервалы (слитные в речи и дискретные в пении), звуки, системы (интервальные структуры в пределах кварты, квинты, октавы, вплоть до двухоктавной Полной системы), лады, метаболы (перемены по роду, системе, ладу), мелопея (музыкальная композиция). Аристоксен (в противоположность пифагорейцам) сознательно отказался от математического истолкования интервалов, полагая их очевидными для музыканта и ни в каком дополнительном обосновании не нуждающимися. «Музыкальная» арифметика Аристоксена (напр., его деление целого тона на два равных полутона, что невозможно вследствие невозможности деления эпиморного числового отношения поровну на две части) впоследствии подверглась резкой критике последователей пифагорейской науки. Для учёного-музыканта (μουσικός), по мнению Аристоксена, непосредственное восприятие — первая и важнейшая предпосылка дальнейшего (рационального) исследования музыки:

Аристоксен называет музыку "практической" наукой, противопоставляя ей так называемые "апотелестические" искусства, к которым он относит архитектуру, живопись и скульптуру. Он обосновывает принципы практического подхода к музыке и её изучения. Ошибаются те, кто полагает, что "прослушав гармонику, они не только станут музыкантами, но и улучшат свой характер, - из словесного изложения они превратно понимают, будто мы пытаемся доказать как в отношении каждой отдельной мелодии, так и в отношении всей музыки в целом, что такая-то из них портит характер, а иная приносит пользу". Аристоксен считает, что одного теоретического знания законов гармонии ещё недостаточно для того, чтобы стать музыкантом. Для этого необходимы также практические занятия мусическими искусствами.

[показать]

Аристоксен считает, что предметом изучения гармонии является всякая мелодия, причем главным критерием в этой области должны быть не законы, а реальное человеческое чувство. Очевидно, что Аристоксен выступает против сведения музыки к числовым закономерностям, когда остаётся совершенно в стороне природа слухового восприятия. Но именно слух является первым судьёй в музыке. Без него нельзя даже различать ни одного интервала. В этом смысле музыка является прямой противоположностью геометрии, которая базируется на абстрактных представлениях, на отвлечении от частных свойств предметов. Аристоксен говорит по этому поводу следующее: "Слухом мы различаем величины интервалов, а разумом устанавливаем составляющие их звуки. Значит нужно привыкнуть различать каждый интервал. Ведь это совсем не так, как обычно говорится при геометрических построениях: "Пусть это будет прямая линия". От того, кто так говорит об интервалах, следует отойти подальше. Ведь для геометра чувственное восприятие не имеет никагого значения. Он ведь нисколько не приучает зрение различать прямую, кривую или что-нибудь подобное, и судить о хорошем или плохом - это скорее занятие плотника, резчика, токаря или какого-нибудь другого ремесленника; а для музыканта точность чувственного восприятия есть почти что основное качество, потому что обладающий плохим восприятием не может хорошо излагать то, что он совершенно не воспринимает".

Здесь, таким образом, Аристоксен удивительно близко подходит к характеристике конкретно-чувственнной природы музыкального восприятия. Пожалуй, нигде больше в античной литературе мы не находим такого убеждённого настаивания на чувственной, слуховой природе музыкального искусства.

[показать]

Рафаэль. Парнас

Это обращение к чувственному восприятию - главному элементу музыки не было для Аристоксена случайным. В другом месте своего трактата он вновь повторяет: "Очевидно, что понимание каждой исполняемой мелодии сводится к восприятию слухом и разумом всех различий, рождающихся в звуках - ведь мелодия состоит в постоянном возникновении, как и другие части музыки - так вот, понимание музыки составляется из этих двух частей, из восприятия и памяти. Воспринимать надо возникающее, а памятью удерживать возникшее, так как другим способом следить за музыкой невозможно".

В "Элементах гармонии" Аристоксен даёт определение гармонии как учения об элементах музыки, к которым он относит музыкальные роды, лады, модуляцию и композицию, то есть учение о практических способах построения мелодии. В его истолковании, "гармоника" включает не только элементы музыкальной теории, но и имеет дело с вопросами музыкальной практики, реального сочинения и исполнения музыки.

[290x16]

Музыка Древней Греции



В своём трактате Аристоксен много внимания уделяет вопросам изобретения и ведения мелодии. В этом отношении он опять-таки выступает с критикой своих предшественников, которые, по его мнению, не уделяли этому вопросу достаточно внимания. "Понятие мелодичности или немелодичности наши предшественники просто игнорировали; установить число различных систем они или вовсе не пытались, или, когда начинали этим заниматься, не доводили до конца, - так именно и получилось в школах Пифагора из Закинфа и Агенора из Митилены. С мелодичным и немелодичным началом дело обстоит так же, как и со связью звуков в речи; весь слог образуется не произвольным сочетанием самих звуков, а только в строго определённых случаях".

В своём трактате Аристоксен выступил также против формалистического подхода к музыке, против того, чтобы сводить музыкальную теорию к инструменталистике или истолкованию знаковых систем, с помощью которых записывается музыка. "Некоторые видят цель науки, называемой гармоникой, в изображении мелодий при помощи знаков, утверждая таким образом, что это и есть предел понимания каждой звучащей мелодии <...> Но подобные утверждения могут исходить лишь от полных невежд. Ведь знаковое изображение мелодии ни целью, ни частью гармоники не является, - так же как графическое изображение стихотворного размера не является таковым для метрики".

[290x16]

Музыкальная культура Древней Греции



Для эстетики Аристоксена была характерна просветительская тенденция. По свидетельству античных авторов, он уделял много внимания вопросам воспитания и образования музыканта. Не случайно Квинтилиан называет его "превосходным учителем музыки".

[показать]

Аристоксен сыграл огромную роль в истории античной музыкальной эстетики. Цицерон сравнивает его заслуги с тем, что сделал для математики Архимед.

Аристоксен создал новое направление в музыкальной эстетике, которое было в состоянии противостоять пифагорейской линии. Поэтому начиная с Аристоксена можно говорить о существовании двух противоположных направлений в античной теории и эстетики музыки: пифагорейского и аристоксеновского. Противоположность этих двух направлений в подходе к музыке была осознана уже в античную эпоху. Не случайно последователей Аристоксена называли "гармониками", а представителей пифагорейского направления - "канониками". Борьба "каноников" и "гармоников" определила развитие музыкальной эстетики поздней античности.

[290x16]

Лит.: В. П. Шестаков. История музыкальной эстетики

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (31): вперёд»
Сэр_42 07-07-2014-19:31 удалить
Благодарю за познавательный и интересный пост.
Galja_les 07-07-2014-23:00 удалить
Уже несколько недель я вглядываюсь в Вашу щедрость и бесконечно благодарю. Эта публикация - образец неутолимой жажды абсолюта.
ily_domenech 08-07-2014-01:11 удалить
Barucaba, не было бы гармоников и каноников: не двинулось бы музыкальное искусство развиваться далее...
Соккар 10-07-2014-20:19 удалить
Ответ на комментарий ily_domenech # Barucaba, интересно, когда Пифагор говорил о музыке небесных сфер, он имел в виду музыку или всё же законы гравитации...
ily_domenech 10-07-2014-20:59 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Пифагор жил в античном мире: гравитации для него как понятия не сушествовало, он воспринимал мир, как античный человек, " музыка небесных сфер" была для него реальностью, небесные сферы- тоже реальностью, гравитация, как явление была ему неизвестна, а уж тем более её законы. Небесные сферы- другое дело. И в этом он был дока.
Barucaba 24-07-2014-13:42 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар, согласно представлениям пифагорейцев, движение небесных тел создаёт прекрасную музыку. Весь космос представляет гармонически устроенное и музыкально звучащее тело. В одном из источников это учение излагается следующим образом: "Когда же несутся солнце, луна и ещё столь великое множество таких огромных светил со столь великою быстротою, невозможно, чтобы не возникал некоторый необыкновенный по силе звук. Предположив это и приняв, что скорости движения их, зависящие от расстояний, имеют отношения созвучий, они говорят, что от кругового движения светил возникает гармонический звук. А так как казалось странным, что мы не слышим этого звука, то в объяснении этого они говорят, что причиной этого является то, что тотчас по рождении имеется этот звук, так что он вовсе не отличается от противоположной ему тишины... Таким образом, подобно тому, как медникам, вследствие привычки, кажется, что нет никакого различия между тишиной и стуком при работе их, так и со всеми людьми бывает то же самое при восприятии гармонии сфер".
Соккар 24-07-2014-20:32 удалить
Barucaba, всё-таки во многих своих проявлениях греческие философы были очень наивны. Они не знали, что в космосе нет воздуха, а значит звуковые волны не могут распространяться. Свои выводы философы основывали на земном опыте и поэтому они могли предположить, что в космосе дело происходит подобным же образом. Наблюдая за планетами и звёздами, натурфилософы могли предположить, что небесные светила вращаются по определённым законам. И всё-таки большинство из них думало, что планеты, Солнце и Луна вращаются вокруг Земли... Склоняюсь к тому, что под музыкой небесных сфер Пифагор имел в виду закономерность вращения планет, то есть в нём говорил астроном.
Barucaba 25-07-2014-12:51 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар, да, ключевое слово здесь - гармония. Как в музыке, так и в устройстве Вселенной - всё имеет закономерность. Гармонию Пифагор представлял в виде математических формул. Но есть и гораздо более поздние работы на эту тему, например, у Иоганна Кеплера. Harmonices Mundi (Гармония мира) — книга Иоганна Кеплера, изданная в 1619 году. В этом трактате Кеплер обсуждает гармонию и соответствие геометрических форм, физических явлений, в том числе музыки и устройства мироздания, увязывая математическое учение о гармонии с законами движения планет. Наряду с поисками геометрически совершенной модели мироздания Кеплер также стремился увязать соотношения орбит планет с теорией музыкальной гармонии. Кеплер занялся разработкой собственной теории музыки сфер, при этом он отказался от использования Пифагорова строя, что в конечном счёте позволило ему увязать отношения музыкальных интервалов и угловые скорости планет и заявить, что Бог действует как великий геометр, а не пифагорейский нумеролог. Кеплер рассчитал математические соотношения в движении планет и увязал их с музыкальными интервалами, установив семь основных гармонических интервалов (консонансов): октаву (2/1), большую сексту (5/3), малую сексту (8/5), чистую квинту (3/2), чистую кварту (4/3), большую терцию (5/4) и малую терцию (6/5), из которых далее он вывел весь звукоряд как мажорного, так и минорного наклонения. Его расчёты показывали, что разница между максимальной и минимальной угловыми скоростями планеты составляют приблизительно гармоническую пропорцию. Например, угловая скорость Земли меняется между афелием и перигелием на полтона (соотношение 16:15). По мнению Кеплера, планеты формируют своеобразный хор. При этом Меркурий, с орбитой в форме сильно вытянутого эллипса, имеет наиболее широкий диапазон звучания, в то время как Венера, с её почти круговой орбитой, способна издавать лишь одну ноту. В современной физике Космоса музыкальную риторику продолжили в "теории струн". Элементарные частицы представляются в виде одномерных струн, которые вибрируют на определённых нотах (частотах). Масса частицы и характеристики её взаимодействия определяются способом вибрации струны, или своеобразной «нотой», которая извлекается из струны. Получающаяся таким образом гамма называется спектром масс теории струн. Из теории следует, что космические струны возникли вскоре после Большого взрыва и были либо замкнутыми, либо бесконечными. Струны изгибаются, перехлёстываются и рвутся. Оборванные концы струн тут же соединяются, образуя замкнутые куски. И сами струны, и их отдельные фрагменты летят сквозь Вселенную со скоростью, близкой к скорости света. Они тянутся через всю Вселенную от одного её горизонта до другого...)
Соккар 25-07-2014-13:04 удалить
Barucaba, вы затронули очень интересную тему. Есть своя музыка в архитектуре, геометрии и математике. Не зря же архитектуру называют иногда "застывшей музыкой". Есть определённые законы гармонии, которые могут проявляться в любой природной закономерности. Если в математике, геометрии (помните Платона и его Академию "Не геометр, да не войдёт"), биологии и прочих науках эти закономерности легче наблюдать, сравнивать и оценивать, то в музыке, искусстве, поэзии, чтобы их видеть и оценивать, нужно обладать определённым даром причастности к этим искусствам. Сейчас нет времени более подробно говорить на эту тему. Еду на дачу, потом поговорим. Тема интересна тем, что почти неосязаема, она существует словно в ощущении тайны...
Barucaba 25-07-2014-14:03 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар, я думаю, определённый дар нужен, чтобы создавать произведения искусства - дар Творца, Мастера с большой буквы. Чтобы их распознавать, нужно просто учиться, как все учатся математике. Если бы музыка была сейчас таким же предметом, как математика, многое обстояло бы иначе. Математику например, никому не придет в голову использовать в развлекательных целях, а музыку почему то можно... Следующим постом по древнегреческой философии и эстетике я планирую рассказать об учении о музыкальном этосе. Оно было основой всей педагогической теории древних греков, того, что греки называли словом "paideia". На музыке и музыкальном воспитании основывалась вся система общественного образования. Античные мыслители полагали, что без музыки вообще невозможно никакое воспитание. То, что неосязаемо - это верно, поэтому нужно развивать сферу чувств, о которой как раз и говорил Аристоксен. Отказаться музыке от математики вряд ли возможно, но и основываться на одних формулах тоже нельзя. Удачной Вам поездки!
Barucaba 27-07-2014-02:25 удалить
Ответ на комментарий ily_domenech # ily_domenech, прочла недавно интересную мысль, тоже из античности, что музыка не только искусство звуков, но и искусство времени...) Ритм, например...
Barucaba 27-07-2014-02:30 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, да, наверное, так ) К музыке можно подойти с разных сторон - сейчас это философия, античная... Огромная тема, охватить которую хочется наиболее полно.
Barucaba 27-07-2014-02:31 удалить
Ответ на комментарий Сэр_42 # Сэр_42, большое спасибо за внимание и отзыв!
Barucaba 27-07-2014-02:47 удалить
Ответ на комментарий мария_карчина # мария_карчина, большое спасибо за внимание и отклик, Мария!
Barucaba 27-07-2014-02:48 удалить
Ответ на комментарий mimozochka # mimozochka, спасибо большое за отзыв, Наденька!
Barucaba 27-07-2014-02:49 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, большое спасибо за отклик!
Galja_les 28-07-2014-21:11 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Вы так роскошно подаёте любой материал, что уверена и с этим справитесь на радость всем нам. Удачи Вам во всех начинаниях!
Соккар 28-07-2014-21:25 удалить
Barucaba, возможно, всё дело в том, что математика обращена к логической стороне человеческой сущности, в то время как музыка имеет несколько уровней и подавляющее большинство популярных мелодий можно смело относить к чувственной стороне нашего "я". Вся "великая музыка" (по определению китайцев) может быть воспринята только яркой, нравственной, духовной личностью. Глубокое погружение в оперную музыку возможно для абсолютного меньшинства человечества. Если и можно говорить здесь о наслаждении в этом случае, то это наслаждение высшего порядка, к которому призывал Эпикур...
Barucaba 28-07-2014-21:56 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар, да, Вы правы. Хотя древние греки пытались наоборот с помощью музыки воспитывать нравственную, духовную личность. Возможно ли это? Люди увлеклись усовершенствованиями вокруг себя, забыв о том, что есть и внутренний мир, который тоже нуждается в непрерывном совершенствовании. Может быть поэтому на данный момент имеется такое большое расхождение прогресса внешнего с регрессом внутреннего...
Barucaba 28-07-2014-21:59 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, спасибо большое за тёплые слова! К сожалению, в связи с моим несогласием с политикой Лиру, работать здесь становится всё сложнее.
Соккар 28-07-2014-22:05 удалить
Barucaba, нравственное совершенствование это такой процесс, который возможен только как творческий акт. Вот почему у меня вызывает большое сомнение духовное совершенствование в рамках любой религиозной традиции. Внешние видимые формы этих традиций чаще всего подпитывают внутренее "эго" неофита. Ученик в этом случае никогда не бывает оригинальным, как известно, любая копия хуже любого оригинал. Пусть каждый совершает свои ошибки, не подражая другим авторитетам. Пусть каждый будет авторитетом для самого себя. Это и есть путь творчества.
Galja_les 28-07-2014-23:05 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Простите великодушно, но о какой такой политике ЛиРу может идти речь, когда прикасаешься к Вашим благочестивым и просветительским трудам? Остаюсь душою Вам преданная и уважающая всё, что Вы делаете.
Barucaba 28-07-2014-23:36 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, спасибо большое за поддержку!
Galja_les 29-07-2014-19:29 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Моё сердце стучит в унисон. Даже Ваши комментарии я прочитываю, как высшие соображения разума. Спасибо за всё. [550x367]
EVA_L 03-08-2014-23:52 удалить
Barucaba, Благодарю за науку.
Barucaba 06-08-2014-01:08 удалить
Ответ на комментарий EVA_L # EVA_L, большое спасибо за внимание и отзыв! Рада, что Вам понравилось!


Комментарии (31): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Древнегреческий теоретик музыки - Аристоксен | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»