• Авторизация


Эдуард Элгар. Вариации на загадочную тему - "Энигма" 22-06-2014 14:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

Элгар... в английской музыке занимает то же место, что Бетховен в немецкой.

Б. Шоу

Эдуард Элгар — крупнейший английский композитор рубежа XIX-XX вв. Становление и расцвет его деятельности тесно связаны с периодом наивысшего экономического и политического могущества Англии в правление королевы Виктории. Технические и научные завоевания английской культуры, прочно утвердившиеся буржуазно-демократические свободы плодотворно влияли на развитие литературы и искусства. Но если национальная литературная школа в это время выдвинула выдающиеся фигуры Ч. Диккенса, У. Теккерея, Т. Харди, О. Уайльда, Б. Шоу, то музыка только начинала возрождаться после почти двухвекового молчания. Среди первого поколения композиторов английского Возрождения наиболее выдающаяся роль принадлежит Элгару, чье творчество ярко отражает оптимизм и устойчивость викторианской эпохи. В этом он близок Р. Киплингу.

[показать]

Родина Элгара — английская провинция, окрестности городка Вустер, недалеко от Бирмингема. Получив первые уроки музыки от отца, органиста и содержателя музыкальной лавки, дальше Элгар развивался самостоятельно, постигая азы профессии на практике. Лишь в 1882 г. композитор сдал экстерном экзамены в лондонской Королевской академии музыки по классу скрипки и по музыкально-теоретическим предметам. Уже в детстве он овладел игрой на многих инструментах — скрипке, фортепиано, в 1885 г. заменил отца на посту церковного органиста. Английская провинция в то время была верной хранительницей национальных музыкальных — и в первую очередь — хоровых традиций. Огромная сеть любительских кружков и клубов поддерживала эти традиции на достаточно высоком уровне. В 1873 г. Элгар начал свою профессиональную деятельность скрипачом в Вустерском «Гли-клаб» (хоровом обществе), а с 1882 г. работал в родном городе концертмейстером и дирижером любительского оркестра. В эти годы композитор сочиняет много хоровой музыки для любительских коллективов, фортепианные пьесы и камерные ансамбли, изучает творчество классиков и современников, выступает как пианист и органист. С конца 80-х гг. и до 1929 г. Элгар попеременно живет в разных городах, в т. ч. в Лондоне и Бирмингеме (где 3 года преподает в университете), и завершает жизненный путь на родине — в Вустере.

[показать]

Значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя сочинениями: ораторией «Сон Геронтия» (1900, на ст. Дж. Ньюмена) и симфоническими «Вариациями на загадочную тему» («Энигма»-вариации {Enigma (лат.) — загадка.}, 1899), которые стали вершинами английского музыкального романтизма. «Энигма»-вариации заложили первый камень в основание национального симфонизма, который до Элгара был наиболее уязвимой областью английской музыкальной культуры. «„Энигма“-вариации свидетельствуют, что в лице Элгара страна обрела оркестрового композитора первой величины», — писал один из английских исследователей. «Загадка» вариаций состоит в том, что в них зашифрованы имена друзей композитора, скрыта от глаз и музыкальная тема цикла. (Все это напоминает «Сфинксы» из «Карнавала» Р. Шумана.) Элгару принадлежит и первая английская симфония (1908).

[показать]

BBC Symphony Orchestra, Leonard Bernstein, 1984.



Творчество Элгара принадлежит к числу выдающихся явлений музыкального романтизма. Синтезируя национальные и западноевропейские, преимущественно австро-немецкие влияния, оно несет в себе черты лирико-психологического и эпического направлений. Композитор широко применяет систему лейтмотивов, в этом явственно ощущается воздействие Р. Вагнера и Р. Штрауса.

Музыка Элгара мелодически обаятельна, красочна, обладает яркой характеристичностью, в симфонических произведениях привлекает оркестровое мастерство, тонкость инструментовки, проявление романтичности мышления. К началу XX в. Элгар приобрел европейскую известность.

Среди исполнителей его сочинений были выдающиеся музыканты — дирижер X. Рихтер, скрипачи Ф. Крейслер и И. Менухин. Нередко выступая за рубежом, композитор сам вставал за дирижерский пульт. В России произведения Элгара получили одобрение Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова.

 Элгар пережил свою славу, в конце жизни его имя стало легендой, живым символом и гордостью английской музыкальной культуры.

 Г. Жданова

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Спасибо за пост! Удачи!
Сэр_42 22-06-2014-15:39 удалить
Благодарю от души.
Annakraj 22-06-2014-16:06 удалить
Спасибо, Наташа, за прекрасный пост!!!
Nika_Nikol 22-06-2014-19:51 удалить
BBC Symphony Orchestra, Leonard Bernstein, 1984 - в восторге ! Спасибо!
Barucaba 23-06-2014-09:08 удалить
Ответ на комментарий Nika_Nikol # Nika_Nikol, спасибо большое за отзыв!
Barucaba 23-06-2014-09:09 удалить
Ответ на комментарий mimozochka # mimozochka, большое спасибо, Наденька! Хорошего дня!
Barucaba 23-06-2014-09:13 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, спасибо за отклик! Доброго дня!
Barucaba 23-06-2014-09:14 удалить
Ответ на комментарий Annakraj # Annakraj, большое спасибо за отзыв, Анна!
Barucaba 23-06-2014-09:15 удалить
Ответ на комментарий Сэр_42 # Сэр_42, большое спасибо за внимание и отклик!
Barucaba 23-06-2014-09:17 удалить
Ответ на комментарий мария_карчина # мария_карчина, большое спасибо, Мария! Удачной новой недели!
ily_domenech 29-06-2014-17:19 удалить
Barucaba, вот только сегодня прослушала симфонию. Зашифрованные имена друзей-это музыкальные фразы из их произведений? Силилась понять, но не услушала. Первая и вторая части понравились, долго думала чем, но так и не придумала ничего. Нравятся и точка. Если у англичан Элгар -первый, то нашему первому- Петру Ильичу он сильно уступает. Это во мне имперский шовинизм говорит.
Barucaba 29-06-2014-19:06 удалить
Ответ на комментарий ily_domenech # ily_domenech, а мне вся нравится, очень... Может настроение такое, не знаю. Предпочтения у меня периодически меняются, не радикально, конечно... Как он там зашифровал даже не знаю, я пока его творчество глубоко не изучала, времени на всё не хватает. Читаю пока про Аристотеля, но после Гераклита и Платона он не так сильно заинтересовал.


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эдуард Элгар. Вариации на загадочную тему - "Энигма" | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»