• Авторизация


Франц Шуберт. Пятая симфония 21-04-2014 10:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

Гениальный австрийский композитор, положивший начало европейскому музыкальному романтизму, Шуберт — одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и безрадостная, небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Великий музыкант умер, не услышав большей части своих сочинений. Во многом трагически сложилась и судьба его музыки: бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Некоторые пропали безвозвратно, судьба других неясна. О наследии Шуберта до сих пор спорят исследователи.

[показать]

Современник Бетховена, переживший его только на один год, Шуберт тем не менее принадлежит к совершенно иному поколению. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплотило в себе ее героику, ее идеалы, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости. В его время уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, душевную чистоту, ценности своего душевного мира.

Симфония №5 си-бемоль мажор (1816)



Пятая симфония, написанная в течение сентября — октября 1816 года, завершает ранние симфонические опыты композитора, годы его учения у классиков. Светлые, безмятежные настроения, изящество мелодий, уравновешенность формы, которые характеризуют и три первые симфонии Шуберта, находят здесь наиболее совершенное воплощение.

Пятая симфония игривая, солнечная, прозрачная. Характер симфонии определяется сразу в первой части, в которой отсутствует традиционное медленное вступление. Легкие пассажи скрипок, танцующие мотивы, перебрасываемые от скрипок к виолончелям и от флейты снова к скрипкам, прозрачные аккорды деревянных духовых — все рождает ощущение беззаботной, юношеской радости жизни. Возникают мотивы и более энергичные, решительные, им на смену приходит тема лирико-танцевального склада, но ничто не нарушает общего жизнерадостного тона. И почти ничто не напоминает Шуберта-романтика — лишь отдельные штрихи предвещают будущее: вот словно облачко на миг закрыло солнце — характерный прием светотени, игра минора и мажора; вот красочный эффект — поворот в неожиданную тональность. Главная и побочная партии не противопоставлены — это один мир.

[показать]

Медленную вторую часть с плавной, грациозной мелодией струнных, мягкими, закругленными оборотами, размеренными перекличками струнных и духовых инструментов мог бы написать Моцарт. Но постепенно сквозь классическую размеренность и ясность начинают проглядывать типично шубертовские, романтические черты, прежде всего — во второй теме, задушевном напеве-диалоге скрипок и деревянных духовых, словно напоенном ароматами лесов и лугов и пронизанном народным духом, с чудесными красочными переходами.

[показать]

В третьей части классическое и романтическое переплетаются еще теснее. Беззаботная четвертая часть напоминает о еще одном венском классике — Гайдне, служившем образцом для юного Шуберта. Весело перекликаются струнные и деревянные инструменты, и автор никак не может расстаться с этой мелодией, возвращаясь к ней снова и снова. Финал закрепляет светлые, безмятежные юношеские настроения, которые господствовали с самого начала симфонии.

[показать]

Симфония камерна и по размерам и по составу оркестра. Отсутствуют даже кларнеты, трубы и литавры. Возможно, такое ограничение было вызвано тем, что в любительском оркестре, на который рассчитывал Шуберт, этих инструментов не было. Во всяком случае, в отличие от предшествующих симфоний, Пятая была исполнена в доме Отто Хатвига (так звали музыканта оперного театра, к которому перешли собрания любительского оркестра после того, как перестали помещаться в квартире отца Шуберта). Это произошло осенью того же, 1816 года. Но далее ее судьба сложилась так же, как и судьба других партитур Шуберта. Много лет пролежала она, прежде чем дождалась публичного исполнения в Лондоне 1 февраля 1873 года.

schubert

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (26):
mimozochka 21-04-2014-11:09 удалить
Христос Воскресе!!Счастья и здоровья тебе и близким!! [700x550]
Annakraj 21-04-2014-12:27 удалить
Спасибо, Наташа, за интересный пост!!!
Сэр_42 21-04-2014-16:12 удалить
Прекрасная музыка. Благодарю от души.
Спасибо большое за пост!
natali_100 22-04-2014-13:36 удалить
"... то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости. В его время уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, душевную чистоту, ценности своего душевного мира." И так виток за витком. Самые молодые сохраняют всё это для следующих потрясений. Поэтому музыка Шуберта будет необходима всегда. Спасибо, Наташа! Чудесная музыка!
Благодарю!Хорошего дня!
BORGOD 22-04-2014-18:08 удалить
ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ МУЗЫКА.
irina_thunder 22-04-2014-18:18 удалить
Стыдно признаться,что хотя и имею профессиональное муз. образование,кроме "Неоконченной"симфонии,других симфоний Шуберта я не слышала. А если бы и услышала-ни за что не догадалась,что это Шуберт.Спасибо расширение кругозора.
Barucaba 22-04-2014-21:14 удалить
Ответ на комментарий Ольга_Левшина # Ольга_Левшина, большое спасибо за отклик! Рада, что пост понравился!
Barucaba 22-04-2014-21:19 удалить
Ответ на комментарий irina_thunder # irina_thunder, мир музыки так огромен, что охватить его полностью вряд ли возможно. Я тоже часто делаю для себя приятные и интересные открытия. Спасибо большое за отклик! Удачи Вам!
Barucaba 22-04-2014-21:20 удалить
Ответ на комментарий BORGOD # BORGOD, рада, что музыка Вам понравилась! Большое спасибо за отзыв!
Barucaba 22-04-2014-21:56 удалить
Ответ на комментарий Liudmila_Sceglova # Liudmila_Sceglova, спасибо большое! Приятного вечера!
Barucaba 22-04-2014-22:03 удалить
Ответ на комментарий natali_100 # natali_100, да, как верно, Натали... и как важно и трудно порой всё это уметь сохранить... в таком непростом мире.
Barucaba 22-04-2014-23:35 удалить
Ответ на комментарий ily_domenech # ily_domenech, 1252911300_11181889_smaylik_muzuyka (102x65, 20Kb)
Barucaba 22-04-2014-23:57 удалить
Ответ на комментарий мария_карчина # мария_карчина, большое спасибо за внимание и отзыв, Мария!
Barucaba 22-04-2014-23:58 удалить
Ответ на комментарий Сэр_42 # Сэр_42, большое спасибо за отзыв!
Barucaba 22-04-2014-23:59 удалить
Ответ на комментарий Елена_Мишакова # Елена_Мишакова, спасибо большое за отзыв!
Barucaba 23-04-2014-00:03 удалить
Ответ на комментарий Annakraj # Annakraj, большое спасибо за отзыв, Анна!
Barucaba 23-04-2014-00:04 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, спасибо большое за отклик!
Barucaba 23-04-2014-00:06 удалить
Ответ на комментарий mimozochka # mimozochka, Воистину Воскресе! Спасибо, Наденька! Всего самого светлого и доброго!
АРИНБЕРД 28-04-2014-05:38 удалить
Спасибо за чудесный концерт !
Barucaba 16-05-2014-13:12 удалить
Ответ на комментарий АРИНБЕРД # АРИНБЕРД, рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отзыв!


Комментарии (26): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Франц Шуберт. Пятая симфония | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»