• Авторизация


Владычица сердец или о музыкальной магии 02-03-2014 10:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

На заре величественной и прекрасной Эпохи барокко возникло новое измерение в музыке. Старые представления о композиции оказались недостаточными. Если старое учение о композиции говорило о том, как делать и создавать, то эта новая музыка приоткрывала границы мира человеческих страстей. Именно это новое наполнение каждого звучащего мига чувством делало нежную музыку не только всемогущей владычицей сердец и сокровищем церкви, но и сверхъестественным явлением.

[показать]

Это новое измерение в музыку привнесла возникшая в Эпоху барокко Теория аффектов, основными разработчиками которой явились Иоганн Кванц, Марен Мерсенн, Афанасий Кирхер, Иоганн Вальтер, Клаудио Монтеверди, Иоганн Маттезон, Джованни Бонончини и Христиан Шпис. По мысли А. Кирхера , передача аффектов не сводилась к каким-либо сугубо ремесленническим техникам, а являлась неким магическим действом по управлению «симпатией», «возникающей между человеком и музыкой». В этой связи следует отметить, что магии специально обучились многие композиторы той эпохи, включая и крупнейшего из них — Клаудио Монтеверди.

[показать]

Портрет Монтеверди выполненный Бернардо Строцци в 1640 году

Claudio Monteverdi - Magnificat



Немецкие мастера вводят в обиход слова "патетическая музыка", сохраняя основы поэтической музыки. Пафос и аффект ставили перед музыкой совершенно новые задачи, цели композиции оказались пересмотрены. Музыка стала служить выражению человеческих страстей. Анализ души осуществляет Монтеверди, аффект становится предметом тщательных исследований у Кирхера, Маттезона и других теоретиков.  "В каждой мелодии мы должны ставить себе целью какое-нибудь движение души" - эта мысль Маттезона стала общепринятой. 

Что же это была за магия, дававшая возможность композитору передавать в музыке движения души?

[показать]

Теория аффектов (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - музыкально-эстетическая концепция, получившая широкое распространение в 18 в.; согласно этой теории, главным содержанием музыки является выражение, или "изображение", человеческих чувств, страстей. Теория ведёт начало от античной (Аристотель) и средневековой эстетики ("Musica movet affectus" - "Музыка движет страстями", - говорил Блаженный Августин). Важную роль в формировании теории аффектов сыграла философия Р. Декарта - его трактат "Душевные страсти" ("Les passions de l'âme", 1649). Основные установки этой теории изложены И. Маттезоном. "Можно превосходно изобразить с помощью простых инструментов благородство души, любовь, ревность. Можно передать все движения души простыми аккордами или их последованиями", - писал он в "Новейшем исследовании зингшпилей" ("Die neueste Untersuchung der Singspiele", 1744).

Johann Mattheson (1681-1764). Sonata No.2 in G major



Это общее положение конкретизировалось посредством детального определения (нередко нормативного), какими именно выразительными средствами мелодии, ритма, гармонии может быть передано то или иное чувство. Ещё Дж. Царлино ("Istitetioni harmoniche", 1558) писал о связи с определёнными аффектами различных интервалов и мажорного и минорного трезвучий. А. Веркмейстер (кон. 17 в.) расширил круг связываемых с теми или иными аффектами музыкальных средств, вводя в него тональность, темп, диссонанс и консонанс, регистр. Во всех подобных трудах классифицировались и сами аффекты; А. Кирхер в 1650 ("Musurgia universalis")  указывал 8 основных аффектов, которые способна возбуждать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость, а Ф. В. Марпург в 1758 - уже 27. Теории аффектов придерживались многие крупные музыканты, философы, эстетики того времени: И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, И. Г. Вальтер ("Музыкальный лексикон"), Ф. Э. Бах, И. И. Кванц, отчасти Г. Э. Лессинг, аббат Ж. Б. Дюбо, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро ("Племянник Рамо"), К. А. Гельвеций ("Об уме"), А. Э. М. Гретри ("Мемуары"). 

[показать]

Точно знать законы воздействия, свойства темпераментов, природу аффектов, а так же правила искусства, подразумевающие — особенности ладов, интервалов, темпа и метра, значит — управлять восприятием. Согласно Кунау, "красноречие совершенную власть над сердцами слушающих имеет и может им, как воску, печальную, веселую, жалостливую, гневную или любовную форму придать". Не передача собственной эмоции, а внушение — главное для композитора. Здесь музыка совершенно согласуется с поэзией барокко, для которой основное — воздействие, а не самовыражение. Эта установка определяет основное в коммуникативной стороне музыкального искусства.

М. А. Шарпантье разрабатывает аффектную характеристику тональностей:

С-Dur (До мажор) - веселый и воинственный,
с-moll (до минор)  - сумрачный и печальный;
D-dur  (Ре мажор) - радостный и очень воинственный,
d-moll (ре минор) - торжественный и благочестивый,
Е-Dur (Ми мажор) - сварливый и раздражительный,
е-moll - (ми минор) - изнеженный, любовный и жалобный,
Es-Dur (Ми-бемоль мажор) - жестокий и суровый,
es-moll (ми-бемоль минор) - ужасный, пугающий,
F-Dur  (Фа мажор)— неистовый и вспыльчивый,
f-moll (фа минор) - сумрачный и жалобный,
G-Dur (соль мажор) - нежный, радостный,
g-moll (соль минор) - серьезный и величественный,
А-Dur (ля мажор) - радостный и пасторальный,
a-moll (ля минор) - мягкий и жалобный,
В-Dur (си-бемоль мажор) - величественный и радостный,
b-moll (си-бемоль минор) - сумрачный и устрашающий,
H-Dur (си мажор) - суровый и жалобный,
h-moll (си минор) - одинокий и меланхолический.
 
Марк-Антуан Шарпантье (1643 - 1704). Французский композитор, певец
 
Для большинства музыкальных жанров XVII – первой половины XVIII вв., оратории и оперы в том числе, нахождение совершенных музыкально-художественных средств для выражения аффектов считалось важнейшей задачей. Являвшаяся аналогом ораторской и поэтической речи, музыкальная риторика определяла структуру произведения. Музыкально-риторические фигуры многообразием и строгой конкретностью своего предназначения превращали музыкальную речь в универсальный язык общения. Этот язык был хорошо понятен публике большинства европейских государств, ибо риторика, как и музыка, являлась предметом обучения в каждой школе, как, следовательно, и теория аффектов. Композитор и исполнитель того времени не боялся остаться непонятым слушателем.
 
Рассмотрим в качестве примера арию «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею» И.С.Баха, ее начальные такты. Начальный мелодический ход на малую сексту является часто применяемой фигурой Exclamatio (что означает в переводе с латинского – восклицание), выражающей глубокую сердечную скорбь. Идущие следом фигуры Suspiratio (вздох), как «мотив падения» в партии солирующей скрипки saltus duriusculus (жесткие скачки, то есть широкие нисходящие интервальные ходы) на фоне Anabasis’а (движение вверх, в данном случае – мольба к Небесам) и, как противопоставление (Antitheton), фигура Katabasis (движение вниз – как осознание тяжести совершенных грехов) – все эти фигуры помещают слушателя в однозначно окрашенную эмоциональную атмосферу, которую невозможно истолковать иначе.
 
Erbarme dich (Bach, Matthaus Passion)
 


 
По словам известного английского поэта, художника и теоретика искусства Джона Рёскина: «Наука говорить есть прежде всего искусство заставить себя слушать, что достигается не криком... Вы думаете, что слова должны возбуждать людей? Но ведь достаточно красного лоскута или барабанного боя, чтобы сделать это. Слова должны вызывать ясный и благородный пыл, быть южным ветром и радужным дождём для всей горечи холода и приносить одновременно силу и исцеление. И в этом заключается дело человеческих уст, завещанное им Богом... Научившись рассуждать, вы будете учиться петь, вы сами захотите этого. В нашем прекрасном мире есть так много причин петь, если только правильно воспринимать его».
 
Автор-составитель Колесникова Н.С.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (48): вперёд»
Radeia 02-03-2014-11:17 удалить
С Благодарностью!
lora-46 02-03-2014-11:25 удалить
Пост великолепный. С радостью процитирую и благодарю вас!
EVA_L 02-03-2014-11:54 удалить
Barucaba, Благодарю Вас. Много интересного ,нового
gornjak 02-03-2014-13:43 удалить
Замечательная статья :)
gekata-panti 02-03-2014-14:04 удалить
Наташенька, интересно чрезвычайно! Просто нет слов! К моему стыду, хотя я и окончила музыкальную школу, о теории Шарпантье не слышала. Спасибо за пост!
ампель 02-03-2014-14:22 удалить
Все причины петь и наслаждаться пением хороши и знание в том числе - Спасибо,что умножили наши знания!
Нина-Ник 02-03-2014-15:10 удалить
Какая интересная теория и это действительно так. Очень интересно и как то таинственно. Особенно понравился конец текста: "научившись рассуждать, вы будете учиться петь..."Большое спасибо за такой филосовский и музыкальный пост.
Ореста 02-03-2014-20:23 удалить
Очень интересная тема.Спасибо!
nataliakarelina 02-03-2014-22:13 удалить
Наташенька, спасибо большое за прекрасный пост! Впервые увидела здесь о Шарпантье. В свое время очень им увлеклась. Это целый пласт....Взяла пост с благодарностью!
Annakraj 02-03-2014-23:31 удалить
Спасибо за интересный пост и прекрасную музыку!!!
ily_domenech 02-03-2014-23:46 удалить
Barucaba, и ещё, и ещё, Наташа. Очень интересно. Какая-то тайна, закопаная в теорию музыки. А как Шарпантье определял воздействие тональностей? Опытным путем? На хористах, на своем опыте? Или какие -то тайные знания использовал? Почему так , а не эдак? Детские вопросы, но родились.
gala56 03-03-2014-08:43 удалить
"...приносить силу и исцеление.."- да-да- это о музыке. Много дельного в Вашей статье. Благодарствую,Barucaba,
Благодарю за прекрасное!
iness55 03-03-2014-14:34 удалить
Спасибо огромное! С большим интересом прочитала и теперь буду использовать в работе.
OlgaRo 03-03-2014-16:13 удалить
Barucaba, я с музыкой связана на уровне потребления, но интуитивно искала взаимосвязь мелодии и чувств, ею вызываемых. Ваше исследование раскрывает некоторые аспекты этой взаимосвязи.. С Вашего разрешения цитирую,чтобы потихонечку разобраться... С уважением. О.А.
Спасибо огромное! С большим интересом прочитала .Интересно.
rosavetrov 03-03-2014-18:17 удалить
Замечательный пост, интересный и познавательный. Благодарю сердечно.
Спасибо, Наташа! Это сообщение для меня как предтеча Вивальди, который меня покорил. Очень рада Вашей информации о Монтеверди
Barucaba 05-03-2014-11:00 удалить
Ответ на комментарий Томаовсянка # Томаовсянка, спасибо большое за отзыв, Тамара! Вивальди - гениальный композитор и мне его музыка тоже очень нравится. Но столько ещё "белых пятен" в истории музыки ) Хочется проникнуть в её тайны, в забытое и неизведанное...
Barucaba 05-03-2014-11:37 удалить
Ответ на комментарий rosavetrov # rosavetrov, спасибо большое за тёплый отзыв! Рада, что пост Вам понравился!
Barucaba 05-03-2014-11:41 удалить
Ответ на комментарий валентина_полякова # валентина_полякова, спасибо большое за внимание и отзыв! Рада, что пост Вам понравился!
Barucaba 05-03-2014-11:57 удалить
Ответ на комментарий OlgaRo # OlgaRo, спасибо большое за внимание и интерес к публикации! В истории и теории музыки действительно много интересного и даже загадочного..
Barucaba 05-03-2014-12:01 удалить
Ответ на комментарий iness55 # iness55, рада, что пост оказался полезным. Спасибо большое за внимание и отзыв!
OlgaRo 05-03-2014-12:05 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Barucaba, очень люблю загадки. Всякие...иногда их можно разгадать не сразу, а это ещё интереснее.Нет ничего тайного, чтобы не стало явным.Спасибо Вам.
Barucaba 05-03-2014-12:14 удалить
Ответ на комментарий OlgaRo # OlgaRo, да, я тоже люблю всё загадочное ) Хочу продолжить тему исследованием влияния музыкальных звуков на человека, его эмоционального отклика и вообще восприятия отдельных звуков... Есть разные точки зрения по этому вопросу...
Barucaba 05-03-2014-12:16 удалить
Ответ на комментарий Трииночка # Трииночка, очень приятно, что пост понравился! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Barucaba 05-03-2014-12:18 удалить
Ответ на комментарий gala56 # gala56, спасибо большое за отзыв! Рада, что пост Вам понравился! Доброго Вам дня!


Комментарии (48): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Владычица сердец или о музыкальной магии | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»