Попалась мне как-то на глаза одна картина и надолго отбила желание знакомиться с ее автором. Я говорю о картине "Крик" Эдварда Мунка (она - в самом конце поста). Но когда все же решила познакомиться, поняла, как была не права... Конечно, его живопись не для всех, тем более, что многовато у него пессимизма в творчестве. Но что художник гениальный, теперь ни минуты не сомневаюсь, и светлых жизнеутверждающих работ у него тоже много...
[показать]
Женщины на мосту, 1902
И.Брамс - Симфония № 3, ч.3
Творческое наследие Эдварда Мунка - знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Художник писал портреты, пейзажи, бытовые сцены и картины со сложным символистским подтекстом, создавал графические произведения.
[показать]
Танец Жизни, 1899-1900
Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в Христиании (совр. Осло) в семье военного врача вторым из пятерых детей. Детство и юность будущего художника прошли под знаком смерти — его мать (ему было всего 5 лет) и любимая старшая сестра умерли от туберкулеза. «Болезнь, безумие и смерть — эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», — напишет он впоследствии.
[показать]
Одинокие, 1935
Отец хотел видеть сына инженером, и Эдвард поступил в технический колледж в Христиании. Однако желание быть художником победило — год спустя, в 1881г., Мунк бросил колледж и поступил в Королевскую школу рисования. Параллельно он посещает мастерскую Кристиана Крога, объединившего вокруг себя норвежских художников-реалистов.
[показать]
Вампир. Любовь и боль, 1897
В 1889 г. Мунк организовал в Христиании свою первую персональную выставку, где показал 110 работ. Результатом выставки стала правительственная стипендия, которая давала художнику возможность стажироваться в Париже в течение трех лет. Здесь Мунк поступил в мастерскую Бонна, где прозанимался четыре месяца. В Париже его жизнь насыщенна и богата впечатлениями: он открывает для себя живопись Эдуарда Мане, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, художников группы «Наби».
[показать]
Весенний день на улице Карла Юхана, 1890
Под влиянием картин Жоржа Сёра он пробует себя в технике пуантилизма, однако вскоре отказывается от нее. Очень скоро Мунк выработал свой собственный выразительный стиль: живопись подчеркнутыми густыми мазками, фигуры на широком фоне, замкнутые в контур. Мастер прежде всего стремился передать через живопись свое внутреннее состояние — болезненную напряженность, постоянный страх смерти, тревогу и одиночество.
[показать]
Весна, 1889
В 1892 г. Мунк уехал работать в Германию. Общение с немецкими живописцами, близкими Мунку по духу, окончательно соединило его искусство с миром острых переживаний. Самым плодотворным из творческих периодов Мунка принято считать именно берлинский период.
[показать]
Гавань Любек в Хольстентор, 1907
. . . . .
Примерно в 1892 году в Берлине возник кружок писателей и художников, которые интересовались аномальными явлениями – спиритизмом, телепортацией, переселением душ. Члены кружка собирались в литературном кафе “Черный поросенок”. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой – вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский.
[показать]
Девушки на мосту, 1899-1900
Члены клуба детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и секреты творчества. “Музой” кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты мы узнаем в картине Мунка - “Мадонна”. Она позировала ему также для многих других известных картин, включая «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».
[показать]
На следующий день
Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался “Хомо сапиенс”. Творчество представлено в романе как мучительный кошмар, а художник – как отрешенный от жизни человек. Эта книга получила широчайшее распространение в среде русской интеллигенции, о ней спорили до хрипоты и зачитывали ее до дыр. Книга стала настоящим литературным памятником.
[показать]
Дождь, 1902
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России воцарилась волна моды на все северное, которая получила название русской нордомании. Многие друзья Мунка стали ключевыми фигурами этого течения, а Станислав Пшибышевский посетил Россию и разрешил перевести роман “Хомо сапиенс” на русский язык. Таким образом, Мунк, который был тогда мало известен в России, с 1904 года стал знаком российскому читателю.
[показать]
Расставание, 1896
Когда к власти пришли большевики, они сразу же запретили Пшибышевского с его мистицизмом и оккультизмом как “чуждый элемент”. В годы ленинградской блокады книги Пшибышевского тысячами сжигались как ненужные, поэтому роман о Мунке стал библиографической редкостью.
[показать]
Конница, 1919
. . . . .
Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Это было место, куда он стремился, когда был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде», - говорил Мунк.
[показать]
Красное и белое, 1899-1900
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
[показать]
Красный дом и ели, 1927
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
[показать]
Летняя ночь (Ингер на берегу), 1889
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.
[показать]
Лунный свет, 1895
Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
[показать]
Меланхолия
Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.
[показать]
Меланхолия, 1891-1892
Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.
[показать]
Поцелуй у окна , 1892
В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм. Также он страдал от маниакально-депрессивного психоза.
[показать]
Ревность
В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В 1908 г. он стал кавалером королевского ордена Святого Олафа, в 1933 г. был награжден крестом того же ордена. Став национальной гордостью Норвегии, он не бросает кисть, продолжая напряженно работать. Одна за другой с триумфом проходят его выставки: в Кёльне (1912), в Цюрихе, Базеле и Берне (1922), в Берлине и Мангейме (1927), в Дрездене (1929), Лондоне (1936), Стокгольме и Амстердаме (1937).
[показать]
Пепел, 1894
Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие. Несмотря на частичное излечение от душевных недугов, Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года.
[показать]
Дым поезда, 1900
[показать]
Таверна в Сен-Клу, 1890
[показать]
Утро, 1884
[показать]
Четыре девочки в Arsgardstrand, 1903
[показать]
Нимфа, 1896
[показать]
Четыре сына доктора Линде, 1903
[показать]
Dagny Juel Przybyszewska, 1893
[показать]
Вид на реку в Сен-Клу, 1890
[показать]
Больной ребенок , 1896
[показать]
Hans Jaeger, 1889
[показать]
Девушка, разжигающая плиту, 1883
[показать]
Девушка у окна , 1893
[показать]
Девушки на мосту, 1901
[показать]
Женщина на веранде, 1924
[показать]
Женщина в голубом (Фрау Барт), 1921
[показать]
Мадонна, 1894
[показать]
Модель на диване, 1924-1928
[показать]
Молодая женщина на берегу, 1896
[показать]
Портрет Ингер Мунк, 1892
[показать]
Тетя Карен в кресле-качалке, 1883
[показать]
Три девушки на причале, 1903
[показать]
Четыре возраста в жизни, 1902
Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остаётся только один вариант картины (1895); он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby's за 119,9 миллиона долларов. Это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.
[показать]
Крик
Картина “Крик” стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны.
Созданию полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный зрелищем кровавого неба.
Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде не было ничего мистического, так как за несколько лет до написания картины произошло извержение вулкана в Индонезии и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.
Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А.П.Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый".