• Авторизация


Ко Дню Защиты детей :: Ювенальная юстиция, или Как говорил товарищ Станиславский... 01-06-2012 23:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Что-то часто приходится в последнее время слышать про "ювенальную юстицию". Одни объясняют, что ничего опасного сие явление в себе не содержит: дескать, просто будут лучше смотреть за тем, чтобы несовершеннолетние чада не чудили без родительского присмотра - и всех делов-то! Другие пугают всякими ужасами вроде тотального контроля над семьями, уничтожения семьи как класса, уголовной ответственной родители за самые разные (причём вообще-то, до боли обычные) пустяки, как-то: не пустил взрослеющее чадо на ночную дискотеку - усё, нарушил права и свободы, ущемил, так сказать, человеческое достоинство!

Однако, как мне кажется, лучше всего суть этого нововведения объяснил мне плакатик, который у нас в городе одно время весьма активно расклеивался. Там было написано что-то вроде "Если тебя обижают, ломают твои игрушки (и ещё какая-то чепуха), оставайся человеком и звони по телефону (далее приводился телефон)". То есть, при мрачном сталинском режиме стукачей среди родственников вербовали, предварительно вызвав потенциальных осведомителей НКВД и уже там обработав по полной программе (верю, могут!). Зато при светлом "европео-ценностном" настоящем таких стукачей начинают вербовать среди детей (на родителей!) и совершенно открыто. Можно сказать, что я здесь несколько передёргиваю… Возможно. Но для меня один и другой случай по сути своей не различаются. Стукача можно назвать прямо "доносчиком", а можно уклончиво-таинственно "сексотом". Суть от этого не изменится.

Я не понимаю: если вопрос стоит в разгуле детской преступности и ювенальная юстиция действительно не имеет другого назначения, кроме как пресекать это зло, то не слишком бессмысленная произошла смена шила на мыло? Ведь это я ещё из школьных лет помню: как раз-два в год к нам в класс приходили какие-то дяди в милицейской форме и на протяжении целого урока талдычили: "Вы должны быть хорошими мальчиками, а если вы будете не хорошими мальчиками, то общество будет обходиться с вами как с плохими мальчиками и мы начнём делать из вас хороших мальчиков", и т.д. Хотя цитату я, быть может, и переврал: один раз подобный лектор действительно интересные вещи рассказывал - о всяких вещах, творящихся в колониях и спецшколах. Наверное, для запугивания рассказывал: но, как мне помнится, очень уж выразительно - мужик хорошим рассказчиком был.

Всё это называлось "профилактической работой": т.е. следили, дабы у кого не возникло желания "чудить без гармошки", предварительно на путь истинный наставляли. А кого не получалось… так все прекрасно знали, что таких на учёт ставили. Их личности тайной за семью печатями ни для кого не были. Короче говоря: ювенальной юстиции в СССР не было. Но работа с "несовершеннолетними правонарушителями" почему-то проводились. Никто не знает, что это за фигня такая? И плакатик вышеупомянутый, кажется, действительно подтверждает: это и правда фигня. Не совсем в правонарушителях дело, если считать ювенальную юстицию прогрессивным новшеством западного происхождения.

Наверное, всё-таки дело в таких заманчивых "правах и свободах несовершеннолетних". Помните момент из фильма "Трасса 60"? Персонаж, которого отводят в камеру, восклицает: "У меня есть права!". И адвокат, которая взялась заниматься вымышленным делом этого персонажа и только что объявила его потенциальным беглецом, лучезарно улыбается и говорит: "Конечно! И я буду их защищать!". Вот если вы помните лучезарную улыбку этого адвоката (верней, адвокатши), то вы знаете лучезарную улыбку ювенальной юстиции. Вернее - того через жопу действующего механизма, в который она превратится после окончательного внедрения.

Потому что "права детей" в том, в каком виде их понимают взрослые и "права детей" в том виде, в каком понимают их дети - это вещи, мягко говоря, противоположные. Возможно, что сказанное дальше покажется неприятным для сторонников детских прав и свобод и особо ревностных поклонников теоретического "цветоводства". Я имею в виду тех, кто теоретически готов жизнь отдать за любые детские права и свободы, но на практике либо собственных детей ещё не имеет, либо - эти собственные дети уже по полной программе имеют милосердного теоретика. Но тем не менее.

Дети не мыслят ограничениями и условиями. Они всё понимают либо чёрным, либо белым. Если вам удалось приобрести авторитет у своего или чужого ребёнка, вы будете авторитетом во всём. Если вы того же ребёнка достали, практически любое ваше телодвижение (кроме лести и подкупа) будет оценено без всяких оговорок не в вашу пользу. Если защитнику прав и свобод удалось "приструнить" родителей, которые наказывают ребёнка за кражу одной копейки, то ему самому надо после этого днями и ночами молиться, чтобы спасённый ребёнок через какое-то время не вынес всё из его же дома. И это - не преувеличение, не приём выразительности. "Чёрно-белое" мышление у человека проявляется в тех сферах, в которых его развитие затормозилось ещё в годы розового детства. Взрослое мышление всегда готово принять ограничения и оговорки. А человек с "чёрно-белым" мышлением (и сюда относятся все дети) не понимает, что одна копейка и миллион рублей - суммы принципиально различные. Зато прекрасно понимает и принимает к сведению: он совершил кражу - и его же "права и свободы" были защищены!

Затем. Взрослые считают, что либеральность по отношению к детям вполне оправдана. Дескать, "я с ним буду по-человечески - и он когда-нибудь со мной по-человечески будет". Поэтому, кстати, взрослые часто стараются избегать однозначных оценок детских поступков: ну, ребёнок же, чего он там понимает! Но этим взрослым следовало бы иметь в виду, что с точки зрения ребёнка положение взрослого человека допускает только три разряда: либо вы для него "авторитет" (т.е. внушаете уважение, привязанность, любовь, доверие), либо - наоборот (т.е. отношение к вам негативное), либо - вы безразличны для него. И соответственно своей точке зрения он с вами и будет обращаться. Если вы сумели приобрести авторитет в его глазах, то оправданная жёсткость вам простится (а дети не хуже взрослых умеют различать, когда влетает за дело, а когда - нет). Если у вас нужного авторитета нет, как бы вы либерально ни вели себя - опять же, это будет истолковано как признак вашей слабости.

В пример можно привести то, как дети в школе, например, "выводят из себя" нового учителя. Тот, бедолага, считает, что это дети испорченные пошли, класс трудный попался. А дети просто проверяют учителя "на прочность": как отреагирует, выдержит или нет, отнесётся к происходящему с юмором, начнёт обижаться, побежит доносить директору или надаёт обидчикам по заднице? Со временем если учитель проходит такую "проверку" - его "выводить" перестают. А если нет… )))))))))))) Но тут надо обратить внимание вот на что. Обидчивый учитель считает, что это дети такие пошли, глупые - а тем не менее, в поведении детей всё же есть своя "железная логика". И здесь, в оправдание детей, надо заметить, что подобные "прописки" - только быть может, в других формах - и во взрослых коллективах не редкость. Например, жертвы армейской "дедовщины" - это, по сути, те же учителя, не прошедшие "проверку на прочность".

Попробую вкратце описать, как завоевать этот самый "авторитет". Я могу описать только три способа, хотя дипломированные психологи могут насчитать их, наверное, сто тысяч. Но у них, как правило, личных проблем - на сто недипломированных хватит, поэтому им и нужна такая развернутая классификация. Мне же в своей практике и наблюдениях приходилось обращаться только к трём основным. О них и скажу.

Первый - самый распространённый. Я называю его "взятка". Применяют его везде и всюду. Об этом можно судить хотя бы по тому, что разновидностью "взятки" являются таскание ребёнка по тысячам кружков, подарки после справедливого (и даже несправедливого, слегка необдуманного) наказания, карманные деньги, необоснованные уступки. Есть у "взятки" и подлые разновидности. Например, когда при выяснении отношений с ребёнком (если вы, как родитель, правы) кто-то из родственников начинает в открытую оправдывать его поступок. Здесь я хочу заметить, что, вероятности, из-за своей склонности в взяточничеству, государство оценивает благополучие детей именно по тем "взяткам", которые дают им родители.

Второй - самый действенный, но практически не применяемый. Я называю его "время". Суть проста - даже если у вас мало времени, то хотя бы полчаса в день вы целенаправленно отдаёте ребёнку. Объясняете, что вы загружены работой и можете поиграть или послушать какие-то новости только в пределах ближайшего получаса (или сколько там вы назначите) - и оговоренное время заняты только этим. Ничем больше. По большому счёту, ничего другого от родителей и не требуется. Хорошо сформулировал этот принцип Брайан Трейси: для ребёнка любовь - это не деньги, это - ВРЕМЯ. Вы отдали малое время ребёнку, несмотря на свою великую занятость - вы проявили любовь. Вы отделались энной суммой денег - дали "взятку". В каком из случае ваш ребёнок будет благодарен вам через много лет - догадывайтесь сами.

Третий способ я называю "силовой". Но защитники "прав и свобод" могут не смущаться: речь идёт не о тумаках по делу и без дела. Для начала лучше пояснит то, что я имею в виду, примером.

К нам в школу пришла новая биологичка. Поскольку прежнего учителя очень уважали, то новую училку восприняли, мягко говоря, без энтузиазма. И соответственно - начали регулярно "выводить". А перелом в отношении получился вот как. Дёрнула она меня на биологии с вопросом, что получается в результате пищеварения. Я возьми да и скажи по-русски, точным словом, что в результате этого процесса получается. Биологичка смутилась, сказала мне остаться после урока (это был последний урок в тот день) и продолжила опрос у других. Меня после урока ещё и обнадёжили: смотри, мол, если побежит жаловаться, мы ей потом весёлую жизнь устроим… И вот - остаёмся один на один. Я, понятно, совершенно не понимаю, к чему готовиться… А она умудрилась повести себя так, как я и вовсе ожидать не мог. Говорит: "Ну неужели надо было обязательно говорить, что говно получится? Ну сказал бы фекалии: это и по-русски, и понятно, и достаточно культурно". Говорю: "Не знаю такого слова" - "Ну так вот, теперь знай. Надо ж свои мысли не только точно, но и как-то культурно выражать". Дальнейший разговор свёлся вообще на какие-то посторонние вещи. После этого сначала - наш класс, а потом и остальные, стали вести намного тише. А "выводить" и вовсе перестали.

Надеюсь, понятно, что ничего общего с собственно силовыми методами здесь нет. Просто иногда приходится показывать чаду, что, несмотря на всю любовь к нему, не он воспитывает вас, а вы - его. И в случае с посторонними влияниями тоже такой способ приходится использовать. Тот, кто сталкивался с дилеммой "Кто больше влияет на ребёнка: я или улица?" - поймёт меня. Если возникает такое противостояние и родители показывают себя слабой стороной, пытаются отделаться "взятками" - о дальнейшем догадайтесь с трёх раз.

Ну и последнее, что надо упомянуть, напрямую касается так называемых "прав" и "свобод". Приходится часто слышать, что "у ребёнка есть своё мнение". Тот, кто это говорит, как правило, либо - человек посторонний, незаинтересованный; либо - тот, кто сознательно себя обманывает. Потому что до тех пор, пока сознание ребёнка не начнёт работать самостоятельно (а это уже далеко не в детском возрасте начинается), все мнения, которые он выражает - это мнения тех, кто для него является "авторитетным". В обычных случаях это - родители. В не менее обычных запущенных это - уличное окружение. Если ребёнок говорит: "Я считаю так" - смело расшифровывайте это как: "Люди, которым я доверяю, говорят, что надо считать так". Если ребёнок говорит: "Я имею право" - это означает: "Люди, которые для меня авторитет, говорят, что я имею право". И так далее. Своим поведением ребёнок копирует поведение тех, кого считает образцом - и говорит их словами, а не своими собственными.

Обзор получился более длинный, чем мне хотелось. Но вроде бы достаточно подробный, чтобы стало понятно: права и свободы несовершеннолетних, которые рвутся защищать взрослые и то, как понимают эти права и свободы сами дети - вещи совершенно разные. То, что с точки зрения взрослых, которые за неимением своей семьи берутся разбирать отношения в чужих, является "борьбой за права и свободы" - с точки зрения ребёнка оценивается как "взятка". Однако, дяди и тёти эти никогда не приобретут нужного авторитета, да им это и нужно. Родительский авторитет, который и так нелегко даётся, непоправимо "опущен" таким вмешательством. Оставшиеся варианты? Только один: среда, культивирующая то, с чем вообще-то новшество западного происхождения должно бороться.

"Я имею права!" - говорит ребёнок. "Конечно, дорогой! - лучезарно улыбается Ювенальная Юстиция, - и я буду их защищать!". И с этими словами добавляет головной боли родителям, и без того задроченным постоянной занятостью, бытовухой и вечными выяснениями родственных отношений…

Правда, говорят, что это как раз и вводят для борьбы с неблагополучными семьями, алкашами, наркоманами и прочая, и прочая, и прочая… Но как говорил товарищ Станиславский: "Не верю!". Тысяча детских правонарушений, пресечённых инопланетянами, неожиданно прилетевшими с Альдебарана, кажутся более правдоподобными, чем одно, предотвращённое государственной структурой, для этой цели созданной…

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
HelenHaid 02-06-2012-12:31 удалить
На самом деле о ювенальной юстиции известно очень мало. Сторонники её рисуют слишком уж радужную картину жизни счастливых детей в идеально отрегулированной государством семье, так что это кажется не реальной картиной жизни, а рекламой, хотя, они правы в одном: дерьмовые семьи действительно есть. Противники её рисуют образы страдающих родителей и утверждают, что ребёнку должно быть хорошо только в семье, причём любой семье. Беда в том, что те родители, о которых они ведут речь как о несчастных жертвах, в реальности оказываются ой как далеки от идеала. Вспомнить хоть про Агеевых. Кроме того, идеал семьи они видят в веке 17 (знаете, когда сокрушали ребра жезлом), а заодно пишут такую хрень, что даже где-то симпатизирующий им человек может засомневаться в их психическом здоровье. С другой стороны - допускать вмешательство посторонних людей в личную жизнь - довольно дерьмовая идея
Вот с одной из такой хрени задумка этой статьи и появилась. Но там речь шла о сем новшестве как форме уничтожения семьи. Обойдусь без подробных комментариев того шедевра и своего понимания (может, как-нибудь в отдельный пост напишу?). Обозначу только два вывода: 1) семья, как таковая, уже и сейчас не везде выполняет свою задачу, а стало быть - частично уничтожена безо всякого участия и даже вины государства; 2) уничтожив семью, государство ликвидирует само себя. Так что обвинить его в заинтересованности здесь никак не получается. Чтобы хотя бы смутно не понимать этого, я не знаю, какого рода мозги надо иметь. Это - если вообще стоит принимать серьёзно ту самую "хрень" и пытаться с ней как-то спорить. Дерьмовые семьи есть. Но тут вообще-то надо смотреть, как мы поймём это "дерьмовые". Алкаши, проститутки, наркоманы и проч.? Они, как тараканы, выживут - и рожать будут, и со своими же детьми, нафиг им не нужными, останутся. Если в Союзе с этим не справились, то в этом... кхм... постсоветском пространстве и подавно - кирдык. Остаются семьи с кучей проблем: например, долгами или занятостью - и в которых, соответственно, не находится достаточно времени для внимания ребёнку? И семьи, где вообще с финансами по каким-либо причинам напряжёнка. На них, если что, как раз и набросятся. И как раз там, где надо тысячу раз спросить "почему?" - будут свои показательные процессы устраивать. Да и легче будет с ними. С одной стороны, нет той моральной опущенности, которая позволит в случае всего плюнуть на всё и вся ради своей шкуры. С другой стороны, нет тех финансовых возможностей, которые позволили накостылять самим законодателям и благодетелям. Т.е. со всех сторон незащищенные получаются. А объективный ответ на вопрос "почему" потребует столько времени, что дети вырасти успеют. Скажем, с моей стороны: мы нашу далеко не в роскошной обстановке воспитывали. И денежные подачки были вообще на уровне табу. Только - необходимое: на проезд или поесть. А если не было и на это - шла в школу пешком и досиживала как-нибудь до дома. И ничего. Сейчас школу закончила уже, слава богу... Всё время что-то бегает, какие-то подработки пробивает. В иные периоды - даже нам помогает ))))))) Как говорится, после такого очевидного примера кто мне докажет, что семьи, где с финансами - напряженка, обязательно дерьмовые (или, как это принято говорить, "проблемные")? И что касается "благополучности": дай бог каждому богатенькому сохранить со своими ребёнком (уже совершеннолетним) те отношения, какие сохранились у нас. Хотя в своё время головной боли хватило... и именно со всякого рода защитниками и благодетелями. Я попытался посмотреть на вопрос со своей стороны: то есть - ни от тех, ни от тех. Как говорится, "если хочешь, чтобы кто-то для тебя что-то сделал - говори языком того, кого просишь". То есть, прежде чем защищать "права и свободы" - вообще не мешало бы посмотреть, а не получается ли так, что защищаем только своё представление, а не то, что действительно нужно? И это при том, что есть куча других, действительно нужных направлений, на которые можно было бы пустить деньги, людей, нервы, время.
Ответ на комментарий HelenHaid # Кстати, такая вот хохма у нас с "защитниками прав и свобод" была. Кто-то из таких подучил дочку: как же так, у всех уже компьютеры есть, а тебе уже одиннадцать и до сих пор своего компа нет? Короче, дочка жаловаться начала намёками, потом ещё кто-то на эту болтанул (бедолага не подумала, что у меня слух хороший ). В общем, денег на то, чтобы покупать комп, не было (вернее, были, но было и куча других направлений нужных, куда их потратить). Зато на балконе - системник стоял, запчасти лежали. Вот - очередной раз дочка разговор заводить начинает... "Вот если бы..." - "А что, комп так нужен?" - "Ну вообще-то да" - "Если нужен - собирай". Вытаскиваю запчасти с балкона + провожу краткий устный ликбез = всё. "Собирай как знаешь". День промучилась, но - собрала. Самостоятельно - правда, понаблюдать, конечно, пришлось. "Надо же систему поставить" - "Ставь" - "Как? Я же не умею!". Опять - краткий ликбез и всё: ставь как знаешь. Через час влетает счастливая: "Посмотри, кажется, поставила!". И точно. Поставила )))))))))) Правда, запчасти ещё подгонять потом пришлось: к концу процесса сборки она уже Винду, наверное, с закрытыми глазами могла поставить. Со всеми настройками, проверками и др. Конечно, как таким достижением не похвастаться? И начались опять вопли об "эксплуатации детей". Но тут уже дочка жалеющих только из-за возраста и корректности, наверное, не посылала: потому что в это время она уже друзьям за деньги компы от вирусов чистила и системы переставляла )))))))))) Самостоятельно. Такой вот гвоздь в жопу ювеналам ))))))))
HelenHaid 02-06-2012-18:48 удалить
Ответ на комментарий Мзель_Задрала # Вероятно, истерика была на форуме ювеналов-фанатиков, склонных считать эксплуатацией даже мытьё посуды) Другое дело, что и антиювеналы забивают гвозди себе в жопу такими примерно статьями http://eliseeva-eliseeva.blogspot.com/2011/05/blog-post_14.html


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ко Дню Защиты детей :: Ювенальная юстиция, или Как говорил товарищ Станиславский... | Мзель_Задрала - Дневник Мзель_Задрала | Лента друзей Мзель_Задрала / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»