В споре между верующими и атеистами сталкиваются не два противоречащих друг другу тезиса, как это может показаться на первый взгляд. Просто ребята по запальчивости забыли, что неплохо было бы спросить точку зрения и того, о чьём существовании они спорят. Подобно тому, как если бы они возмущались тем, что у меня украли объедки из мусорного ведра, то неплохо было бы спросить: а возмущён ли этим лично я, потерпевший? А следовательно, в этом споре сталкиваются не два, а три тезиса:
Представьте, что вы изобрели какую-нибудь гениальную вещь. Скажем, велосипед ))) Вы видите, что ваша вещь полезна людям, потому что им теперь нет необходимости всегда ходить на своих двоих ногах. Они получают прекрасную возможность позаниматься спортом, целенаправленно им не занимаясь. И к тому же могут ускорить своё перемещение в пространстве. А значит, могут выполнить за короткое время больше дел, побывать в большем количестве мест. В общем, польза вашего изобретения - несомненна.
Но через некоторое время вы с удивлением обнаруживаете, что хотя ваше изобретение люди признали чрезвычайно полезным, но… им никто не пользуется. Проходит месяц-два-три - вы видите, что люди как ходили пешком, так и продолжают ходить. Ну одного-двух человек на велосипеде иногда видите, где-то вдалеке. А остальные люди, которые безоговорочно благодарны вам за ваше полезное изобретение, не спешат заниматься спортом и безразличны к выполнению большего количества дел за короткое время.
Единственный эффект, который вызвало ваше чудесное изобретение: под вашим домом днями и ночами стоят миллионы поклонников и в назначенные ими часы поют вам дифирамбы что-то типа "Спасибо товарищу Ему за его чудесное изобретение - велосипед! Спасибо товарищу Ему за то, что он нас так осчастливил!". Эти миллионы беспрестанно днями атакуют вас с восхвалениями дома и на улице, а ночами громко поют вам свои бессмысленные дифирамбы и оды.
Эти миллионы постоянно просят вас изобрести какую-нибудь новую фигню. Один просит изобрести прибор, с помощью которого можно перенаправить своих тараканов к произвольно выбранным соседям. Другой просит изобрести какое-нибудь устройство, позволяющее читать мысли супруга, чтобы можно было знать, где вечерами пропадает муж. Третий ничего сногсшибательного не просит - только сварганить ему молоток, и было бы совсем хорошо, если бы кумир взял этот молоток, пошёл и стукнул учителя, поставившего ему двойку.
Кроме того, вы с удивлением обнаруживаете, что среди поклоняющихся вам миллионов появляется прослойка людей, которые сначала начинают толковать случайно услышанные ими ваши слова, как им заблагорассудится. Затем эти люди начинают приписывать вам то, что с вами вовсе никогда не происходило. И в конце концов, вы узнаёте, что уже по рукам ходят многотомные книги о ваших достославных деяниях, изобретениях и высказываниям. И что, исходя из написанного, за вами числится больше, чем за Иосифом Сталиным, Александром Македонским, Моисеем и Карлом Великим вместе взятыми.
Более того, в противовесам толкователям ваших поступков и слов появляется ещё одна забавная прослойка общества - люди, которые пытаются доказать, что вас не существует, никогда не существовало и логически нет оснований для того, чтобы вы когда-либо начали существовать.
Теперь представьте, как вы будете чувствовать себя через год такого дурдома. Если получилось - отлично, теперь вы можете представить себе состояние Бога, у которого этот дурдом длится уже несколько тысяч лет. Если, конечно, допустить, что тот Бог, которого нам рисуют церковники - хотя бы на тысячную долю существует.
На самом деле в споре атеистов и верующих всё намного проще. И те, и другие, выражаясь русским языком, занимаются чудовищной хернёй. Потому что вопросы, о которых они спорят, практического значения не имеют.
Если вам удалось поставить себя на место изобретателя, вы сами признаете: чтобы почувствовать удовлетворение от проделанной вами работы, нужны не дифирамбы, не славословия, не поклонники. Надо только, чтобы вашим изобретением пользовались. Может, сначала толпы поклонников и способствуют повышению самооценки. Но уже через короткое время это всё элементарно задалбывает.
Потому что вы постоянно вынуждены жить среди шума и среди людей, которые либо в принципе не способны думать своей головой, либо почему-то отказывают себе в этой способности. Вы постоянно слышите лесть - и понимаете, что во всей этой толпе нет ни одного человека, на которого вы могли бы действительно положиться. Вы понимаете, что пока ваше имя звучит - вы будете нужны всей этой толпы; как только о вас начнут забывать - вся эта толпа легко переметнётся к очередному кумиру.
Для каждого здравомыслящего человека, делающего что-то хорошее, важно не поклонение, а правильное пользование тем, что сделано. Не тем более ли для Бога? Имеет ли практическое значение вопрос, кем и как создан наш "велосипед"? Наше дело - правильно пользоваться им. Славословить и опровергать мы научились прекрасно, а предоставленным нам в пользование изобретением уже несколько тысяч лет как ни пытаемся рулить - всё на какие-то столбы налетаем.
Ни одна религия не смогла отрицать тот факт, что существует часть мира, в которой хозяин не Бог, а сам человек. Эта часть - наш внутренний мир: мысли, мнения, желания, чувства, побуждения. Ни одна религия и ни одна наука не смогла опровергнуть тот факт, что вся наша жизнь начинается именно с этой части: в которой хозяева - сами мы. И определяется именно этой частью.
Например, наука-экономика, исходящая из того, что якобы существуют волшебные "верёвочки"-потребности, которые позволяют управлять человеком как марионеткой. Дёрнул за "потребность" - человек устремился к желаемому. Есть потребность - появляется спрос - появляется предложение - человек покупает предложенное. Экономика может доказать, что это действует. Но не может опровергнуть, что в силах человека разрушить или значительно придавить этот механизм. А уж противостоять ему и взять под свой контроль его влияние - человек всегда в состоянии. Этот механизм, на который так полагается экономика, действует лишь благодаря тому, что человек не желает тратить усилия на управление своими потребностями. Даже просто знать им меру не хочет. А ведь узнай мы меру своим потребностям - капитализму был бы нанесён удар непоправимый.
И вот - одни доказывают, что Бог управляет миром; другие доказывают, что Бога нет и управлять миром, собственно, кроме Верховной Рады, некому. Можно принимать одно мнение, можно принимать другое. Но какое значение имеет сам этот вопрос, если человек за всю свою историю так и не научился управлять той частью, которой может и должен управлять он сам и в которой даже Бог не имеет права окончательного решения?
Одним словом, можно допустить, что Бога нет. В этом случае ему повезло больше, чем человеку. Но если он есть - ему уже давно не смешно. В этом случае он уже сам не один раз пожалел, что существует, и рвёт на себе волосы: "Лучше бы меня вовсе не было!".
И единственная заповедь, которую он ещё мог бы нам передать: "Оставьте меня в покое, имбецилы!".