Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.
Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров.
Исаакиевский собор строили в основном , крепостные и государственные крестьяне.
Особенно опасной была работа позолотчиков. Применялся так называемый огневой способ: на медные листы наносили раствор ртути и золота, затем листы нагревали жаровнями , ртуть испарялась, а золото тонким ровным слоем ложилась на поверхность медного листа, несколько десятков рабочих погибло, отравившись парами ртути.
На золочение купола собора ушло более 100 кг.червонного золота.
На основании архивных данных можно предположить, что из 400000 рабочих, принимавших участие в строительстве собора, умер от болезней и травм каждый четвертый.
Снаружи стены Исаакиевского собора облицованы олонецким мрамором. Для внутреннего убранства применены облицовочные камни разных пород и золочение деталей. Интерьер украсила многочисленная декоративная скульптура, живопись, мозаика.
Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году.
На украшение главного храма империи пошло 400 килограммов золота, 1000 тонн бронзы.
Для облицовки архитектурной части алтаря затрачено 16000 килограммов малахита и более 11 квадратных метров бадахшанского лазурита.
Для покрытия пола, стен и пилонов применены полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский. Выдающийся российский минералог академик А.Е.Ферсман считал Исаакиевский собор сокровищницей цветного камня.
Особая роль в убранстве интерьера принадлежит живописи. Создатели живописных панно в соборе крупнейшие представители академического искусства: Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс и скульпторы И. П. Витали, П. К. Клодт.
Руководил всеми живописными работами профессор и ректор Академии Художеств В.К.Шебуев. Общий проект содержания и расположения росписей принадлежал Монферрану, но за работами следил государь и Святейший Синод.
Живописные работы продолжались с 1855 по 1858 года.
В общей сложности собор вместил 150 произведений монументальной живописи. В западной части здания находятся картины на ветхозаветные сюжеты, в восточной – на евангельские.
Росписи в Исаакиевском соборе плохо сохранялись из – за отсутствия отопления и высокой влажности. В 1851 году начались работы по переведению росписей в «вечную живопись»- мозаику.
Работы эти продлились до начала Первой мировой войны. Часть живописных произведений была переведена в мозаику, мастерами мозаичной мастерской Академии Художеств.
Интерьер
В Исаакиевском соборе три алтаря . Главный - во имя Святого Исаакия Далматского ; с правой стороны- Святой великомученицы Екатерины; слева-Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.
Иконостас главного алтаря ,насчитывающего 65 образов, отделан белым мрамором , расчленен малахитовыми колоннами.
Колонны полые внутри , но производят впечатление монолитов. Они имеют бронзовую основу, покрытую пластинами драгоценного материала, который тщательно подобран по рисунку и цвету. Две центральные колонны выполнены из бадахшанского лазурита.
Иконостас главного алтаря (Его) украшают бронзовые позолоченные скульптуры , выполненные по моделям Н.С.Пименова, П.К.Клодта, И.П.Витали.
( Драгоценные колонны из бадахшанского лазурита поставлены по сторонам от царских врат.)
В окне за престолом главного алтаря цветной витраж- образ воскресшего Спасителя.Витраж был установлен по предложению архитектора Л.Кленце.
Заказ на изготовление витража был поручен выдающемуся мастеру- витражисту из Мюнхена М.-Э.Айнмиллеру, работа выполнялась с 1841 по 1843 годы.
Художественное оформление боковых алтарей не менее эффектно, чем главного.
Их иконостасы увенчаны золочеными скульптурными группами : «Воскресение»- в пределе св.Екатерины и «Преображение»- в приделе св.Александра Невского, выполненными Н.С.Пименовым.
Замечательны три большие бронзовые , напоминающие по композиции «Золотые врата» двери Флорентийского баптистерия, работы Л.Гиберти. Тематика сюжетов задана Синодом - три периода становления православной церкви.
Каждая створка разбита на кессоны. Скульптурные композиции южных дверей посвящены событиям из истории Древней руси. Тематика правой створки- эпизоды из жизни князя Владимира, левой – из жизни Александра Невского. Северные двери оформлены на сюжеты легенд о святых Исаакие Далматском и Николе Мирликийском, западные – жизнеописаний апостолов Петра и Павла.
Ведущая роль в создании скульптурного убранстве интерьеров Исаакиевского собора принадлежала И.П.Витали. Среди святынь собора наиболее чтимой была икона- Спас Нерукотворный , написанная в 1693 году ,принадлежавшая Петру I.
В соборе хранилась частица древа Креста Господня и часть мощей Апостола Андрея Первозванного. В год открытия собора на одной из окраин города была обнаружена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
В 1859 году ее торжественно перенесли в Исаакиевский собор. Во внешнем облике огромный центральный купол явно преобладает над четырьмя небольшими боковыми главками, что делает пятиглавый православный собор похожим на западноевропейские одноглавые храмы эпохи Возрождения.
Подобный прием заимствования из различных архитектурных стилей, стал характерной чертой эклектики. Поэтому здание Исаакиевского Собора по праву считается памятником переходного периода от высокого классицизма к эклектике.
Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен, только в мае 1922 года власти изъяли из собора 45 кг. золотых изделий, 2230 кг. серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.
В 1928 службы прекращены.
С 1931 года храм использовался как музей.
12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе внутри храма был установлен маятник Фуко, который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это назвали триумфом науки над религией.
В конце XX века Исаакиевский собор вернули верующим и маятник Фуко был снят. Свое место под куполом вновь занял бронзовый посеребреный голубь - символ Святого Духа.
С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е года проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города.
В 1990 проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.
Наружное убранство храма.
[показать]
Северный фасад
Северный фронтон. «Воскресение Христа»
Фраза, помещённая над северным портиком, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов (скульптор И. П. Витали) благоговейно поддерживают их.
Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.
Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне, его распяли вниз головой.
Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.
Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Двери: (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.
Западный фасад
[показать]
западный фронтон «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
Сюжетом барельефа западного фасада стала «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» (1842—1845, скульптор И. П. Витали). Союз царской и духовной власти (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода) — таков идейный замысел барельефа.
Римский император Феодосий, опытный полководец, правивший в VI веке нашей эры, был приверженцем и охранителем христианской религии в борьбе с еретиками и язычниками.
[показать]
фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
В центре барельефа — Исаакий Далматский жестом правой руки словно благословляет Феодосия (с лицои императора Александра I), держа в левой руке крест. В правой части — коленопреклонённые войны. Слева, рядом с Феодосием, его жена Флаксилла (с лицом Елизаветы Алексеевны, жены Александра I), а за ней две фигуры.
В первой из них можно уловить портретные черты президента академии художеств — А. Н. Оленина, во второй — министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя П. В. Волконского (придворные Александра I и Николая I).
Наконец, в левом углу барельефа небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках. При внимательном рассмотрении мы узнаём портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферана, по замыслу которого и создавалась вся скульптура здания.
Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Марк (скульптор Витали) — евангелист изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.
На южном фронтоне портика при входе в музей помещён барельеф на тему священного писания — «Поклонение волхвов»(1839—1844, скульптор Витали). Фигуры барельефов (самая большая 6 метров) хорошо видны снизу. В центре на троне — Мария с младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Среди них выделяются фигуры царей — месопотамского и эфиопского. Справа, около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. В левой части барельефа старик, нежно обняв ребёнка, весь подался вперёд, в сторону центральной фигуры. В руках ребёнка небольшой ларец с подношениями. Позади старика полулежащий человек смиренно сложил протянутые вперёд руки. Сохранились упоминания о том, что эти фигуры делались с натурщиков.
Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре 1 был учреждён Андреевский флаг, а также орден.
Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.
Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.
[показать]
Левая ниша — «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский)
[показать]
Правая ниша — «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский)
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Восточный фасад
[показать]
Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. На фронтоне надпись: «На Тя Господи уповахом, да не посрамимся во веки».
Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.
Симон (скульптор Витали) — брат Андрея, изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.
Лука (скульптор Витали)- евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другому преданию, принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.
В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта.
Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.
Говорили также, что приезжий ясновидец предсказал О.Монферрану смерть сразу после окончания строительства, поэтому архитектор так долго строил собор.
Слухи эти неожиданно получили подтверждение в реальной жизни. Архитектор на самом деле скончался вскоре после завершения строительства Исаакиевского собора.
В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору.
Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на рельеф западного фронтона, о котором упоминалось выше.
Здесь О. Монферран оставил своеобразный портрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в руке. Причем все персонажи склонили голову, приветствуя Св. Исаакия Далматского, лишь О. Монферран держит голову прямо.
Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору, проходя мимо него, не сказал ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.
О. Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе, но Александр II это по желание не одобрил . Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпевание происходило в костеле Св.Екатерины на Невском проспекте, после чего вдова увезла его в Париж.
Еще при жизни архитектора в России по его замыслу был создан конный памятник НиколаюI. Замысел О.Монферрана воплотил в жизнь выдающийся скульптор Клодт. Монумент был торжественно открыт на Исаакиевской площади перед собором в 1859 году.
В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново.
За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.
Еще одна легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек.
Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора.
Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора.
При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.
О Великой Отечественной войне сегодня напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора.