• Авторизация


Мальчикам, которые хотят РРРРРычать, посвящается 30-03-2011 16:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Не только мальчикам, конечно, и девочкам тоже. И их родителям, которые с волнением ждут, когда же, наконец, их детка станет четко и ясно выговаривать этот коварный звук Р.

Мы в редакции этот вопрос долго обсуждали, спорили - вести малыша к логопеду или ждать; если заниматься, то как, и проч., и проч., и проч. Ну и, естественно, решили написать об этом статью. Надеюсь, кому-то из моих друзей она тоже пригодится ;)



Этот коварный звук

Ваш малышне выговаривает звук Р? Не беда. Если не пускать дело на самотек, а вовремя начать заниматься с крохой, он обязательно научится говорить правильно.

Куда все делось?

Как только малыш начинает произносить свои первые слова, мамы с тревогой прислушиваются: есть ли в речи их чада «трудные» звуки. Малютки что-то лепечут на одном им известном языке, и часто в нем действительно проскальзывают Ш, Ч, З, Ц, Л и даже Р. Мамочки облегченно выдыхают: «Ну слава богу, разговаривать будем правильно!».
Каково же бывает недоумение родителей, когда через год-полтора они обнаруживают, что все трудные звуки исчезли, - малыш перестал их выговаривать. И тогда они в панике бегут к педиатру и логопеду: надо спасать речь ребенка!
Отчасти действия родителей вполне понятны и правильны. Визит к логопеду лишним никогда не будет. Однако 2 - 3-летнему ребенку пока рановато заниматься постановкой звука Р. Все изменения в речи, разное произношение звуков в этом возрасте совершенно нормальны и естественны.

Когда начинать волноваться

Считается, что до 5 лет здоровому малышу «разрешается» произносить звуки с небольшими отклонениями от нормы. Полностью правильной речь малыша становится к 6 годам.

Вам стоит вплотную начать заниматься постановкой звука Р, если:

* ребенку около шести лет, он скоро пойдет в школу, а звук Р все никак не появляется (заменяется на Л или пропускается). Школьнику гораздо труднее поставить звуки из-за большого опыта неправильного произнесения звука, из-за большой нагрузки в школе и некоторых психологических причин;

* вашему малышу 3 – 5 лет, но у него уже устойчиво проявился так называемый «горловой» Р, когда вибрирует мягкое небо вместо кончика языка. В этом случае стоит принимать меры по исправлению произношения, не дожидаясь шести лет. Подобный дефект сам не исправляется.

Во всех этих случаях вам необходимо обратиться за консультацией к врачу-логопеду.

Проблемы с уздечкой

Не стоит затягивать с лечением и еще в одном случае: если уже на первых осмотрах педиатра и стоматолога вашему малышу ставят диагноз «короткая уздечка». Недостаточная длина этой эластичной перемычки (если уздечка не позволяет ребенку поднять язык к верхним зубам) действительно может препятствовать верному произношению верхнеязычных звуков, таких как Т, Д, Н, Л, Р.

На вопрос «Что делать?» врачи, как правило, отвечают категорично: надо подрезать. Однако не стоит принимать такое решение без раздумий. Не будет лишним показать ребенка еще нескольким медикам разного профиля и обязательно получить консультацию опытного логопеда. Возможно, ваш диагноз и не подтвердится.

Кроме того, есть один способ справиться с проблемой без операционного вмешательства. Так как эта эластичная часть речевого аппарата прекрасно растягивается, можно делать специальные упражнения для языка. Так вы активизируете его мышцы и одновременно растянете уздечку.

Массаж

Делать его удобно одновременно с чисткой зубов. Возьмите за правило круговыми движениями водить зубной щеткой не только по зубам, но и по языку.

Главное правило здесь такое: если вам надо расслабить язык (например, никак не удается опустить язык к нижним зубам и спокойно его там удержать) – движения должны быть от центра к краям. Если наоборот, язычок вялый и тонус его снижен, направление движений - от периферии к центру.

Если малышу не нравятся прикосновения зубной щетки, делайте массаж чисто вымытым пальцем. Попросите ребенка поднять язык вверх, а сами надавливайте, разглаживайте и потягивайте уздечку под языком. Кстати, процедуру можно сделать еще более приятной, если смазать палец чем-то вкусным – вареньем, медом или сметаной.

Делая массаж, обязательно сопровождайте свои действиями ласковыми комментариями, например: сейчас погладим спинку язычка, словно котенка, пусть он станет мягким и послушным, а теперь его бока, а вот и кончик языка… Это надо делать, чтобы ребенок лучше представлял и чувствовал свои органы артикуляции.

Внимание! Если во рту ребенка есть ранки и трещинки; если малыш подхватил герпес или другую инфекцию, а также если во время упражнений он испытывает неприятные ощущения, массаж делать нельзя!

Полезные упражнения

Тренировка языка полезна всем деткам без исключения. Ведь чем сильнее будут мышцы артикуляционного аппарата, чем чище и правильнее будет речь малыша. Упражнения в целом просты, и вы с успехом можете делать их с ребенком в спокойной домашней обстановке.

«Качели». Исходное положение: улыбаемся, открываем рот. Переводим кончик языка на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Следите, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной.

«Маляр». Исходное положение: то же. Кончик языка расслабляем и распластываем. Этим широким кончиком гладим небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«Гармошка». Исходное положение: то же. Попросите малыша присосать широкий язык к небу. Губы в улыбке. Не отрывая языка, открываем и закрываем рот.

«Барабан». Исходное положение: то же. Многократно и отчетливо произносим звук «д-д-д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается.

«Комарик». Исходное положение: то же. Поднимаем язык за верхние зубы, произносим долгий звук «з-з-з-з-з».

«Зубная щетка». Исходное положение: улыбаемся, приоткрываем рот. Кончиком языка «чистим» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«Считаем верхние зубки». Исходное положение: то же. Кончиком языка по очереди упираемся в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.

«Блинчик». Для правильного произношения звука Р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Попросите малыша сделать язык блинчиком, - пусть он полежит на «тарелке» (язык расслабленно лежит на нижней губе).

Закрепляем

Вы услышали первое рычание вашего малыша? Поздравляем! Эту победу нужно закрепить. Это довольно кропотливая работа, ведь в разных слогах этот коварный звук произносить сложнее, чем изолированно.

Сначала для тренировки берем слова со стечением согласных (тр, др…) в начале слова, потом в середине, потом в конце. Затем отрабатывается звук «р» в начале слова в прямых слогах (ра, ро…), потом в середине, в конце слов. После того как ребенок хорошо начнет произносить звук в предложениях, можно переходить к скороговоркам и чистоговоркам.

Отработка звука Р в различных комбинациях – процесс долгий. Он требует терпения прежде всего от родителей, ведь это работа не на один месяц. Не расстраивайтесь и ни в коем случае не ругайте малыша, если что-то не получилось. Успехов вам!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Yaroslana 30-03-2011-20:25 удалить
Спасибо, Аленушка! Полезная статья!
Аленка-777 30-03-2011-22:44 удалить
Ответ на комментарий Yaroslana # не за что, дорогая!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мальчикам, которые хотят РРРРРычать, посвящается | Аленка-777 - Дневник Аленка-777 | Лента друзей Аленка-777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»