ТЕАТР НО
Зародился в 14ом веке и стал модным среди самураев и аристократии Токугавы. Нацеленный именно на такую категорию зрителей, он был недоступен широким массам. Под аккомпанемент хора, барабанов и флейт, основное действующее лицо Ситэ повествует о жизни смертных и духов, богов демонов, сражениях, убийцах и монахов. Представление длится обычно ччаса три с половиной-пять и осстоит из нескольких пьес, прерываемыфх несколькими миниатюрами. ОТличительной чертой масок Но является то, что они передают эмоции. Чувства передаются наклоном при приближении маски к лицу, игрой света, драматическим речетативом хора Утаи и флейт с барабанами Хаяси. Привлекательность НО в том и состоит, что маски выражают чистые эмоции героев, без влияния собственных лиц актеров. Представление не ставит совей целью реалистичную передачу пространства и времени. Скудное убранство сцены, если оно вообще есть, призвано пробудить у зрителя воображение. актер может сделать всего не сколько шагов по сцене, но хор и реплики доведут до зрителя понимание того., что герой проделал долгий путь. А персонажи могут находиться вблизи друг друга но не ощющать присутствия пока не повернутся друг к другу лицом. НО - это царство жеста. Многие жесты имееют определенное значение, актер может активно двигаться в танце или застыть в одной позе и рпеликами и напевом хора будет преподнесена вся драматичность момента. Накал ситуации может быть подчеркнут полным отсутствием звука или движений. Театр НО это драма возвышенных переживаний и титанических страстей, это высокая трагедия. хотя содержание пьес не всегда трагично.
Национальный театр НО находится в Сибуйе.
Кёген
Театр возник примерно в одно и тоже время что НО, однако в себе он несет незатейливую комедию, грубоватый фарс, построенный на шутке и шумной возне. И при этом элегантен, поэтичен, прозаичен и простонароден! Обычно его использовали в качестве интермедий в театре Но.
Кабуки
В начале эпохи Такугава родился и расцвел театр драмы Кабуки. Ритальные танцы исполняются в синтоистских храмах. Юные девушки в тонких накидках поверх белых кимоно и алых хакама, с распущенными волосами и красиво загримированными лицами танцуют в зале храма. Из числа таких храмовых танцовщиц была и девушка по имени Идзумо-но Окуни, дочь кузнеца. В старинных хрониках упоминается. что она была красавица с длинными волосами, и много восторгов было по этой девушке. и ее манерам танца. примерно на рубеже 17го века Окуни начала исполнять танцы в Киото, начав с Буддийского танца возглашения, и постепенно внесла в танец романтичность и светскость, гармонично объеденив традиционные танцы, народные баллады, и так создала театр Кабуки(искусство пения и танца) К театрализованному танцу были добавлены комические диалоги и вскоре театру стали подражать в провинциях. Популярность Кабуки была столь головокружительной, что самураи влюбляясь в танцовщиц, дрались друг с другом в поединках, дабы завоевать их симпатии. Это было одной из причин почему правительство активно вмешивалось в дела Каббуки. Влияние труппы считалось тлетворным и пагубно сказывалось на публике. В 1608 году Кабуки разрешили выступать, но только на окраинах. Некоторых придворных дам, которые завели роман с красивыми актерами, были изгнаны, а в 1525 году был издан указ запрещающий женщинам выступать. Существование оннагата, мужчин, исполняющих женские роли, после запрета на выступления женщин стал совершенно необходим и сохранился до нших дней. Даже в середине XIX века, когда были отменены многие запреты, женщины долго не могли достичь такого же совершенства в исполнении женских ролей, как мужчины - оннагата, тратившие долгие годы на накопление опыта.
Дзёрури
Кукольные представления давно были популярны в стране. Постепенно они обрастали новыми рассказами буддисткого соджержания, прививались политические или светские, романтические течения, более мирные, а с добавлением аккомпанемента сямисена или кокё - японского варианта скрипки, родился дзерури. Название произошло от названия пьесы История Дзёрури, о романтических отношениях популярного героя Минамото Ёсицунэ и Дзёрури, дочери торговца.
Ёсэ
Это традиционный камерный театр комедии. В прошлом такие татры помещались в домах японского стиля, где зрители сидели на татами. Но после Второй Мировой урбанизация не оставила таких театров.
В марте 1979 года состоялось открытие традиционного театра Ёсэ. Спектакли относятся к жанру ракуго - рассказы с комической концовкой, которые развивались из анекдотов, придуманых ракугока - профрассказчиками. Исполнитель в кимоно усаживается на сцене на подушку для сидения. Из реквизита у него только полотенце и веер. По сути это были смешные истории, связанные с бытовыми, политическими, историческими и злободневными ситуациями.
Мандзай жанр, комические монологи которого происходят от новогодних представлений. С появлением европейских костюмов обрел большую популярность и принес в себе элемент мюзиклов, фарса и других жанров.
Кодан - (чтение лекции, публичное выступление) рассказы, основой которых послужили истории странствующих сказителей. Кроме битв прошлого они повествуют о семейных конфликтах в знатных домах, о необычайных происшествиях из жизни горожан.В начале 19го века насчитывалось более 800 рассказчиков - коданси.
Бунраку
Это самый крцпный кукольный театр, являющийся хранителем традиций. Он был открыт в 1782 году в Осаке неким Уэмура Бунракусэн. Куклы для представлений изготавливаются в размере 1/2, 2/3 человеческого роста. Каждой куклой управляют три оператора, одетые в черные одежды скрывающие их с головой. Спустя несколько минут с начала представления зрители перестают видеть опратора, так как их внимание сосредоточено на кукле. Представление идет под голос сказителя гидаю и аккомпанемент на сямисенах и барабанах.
В 1956 году название театра сменилос на Асахидзэ, но наззвание труппы сохранилось. Позднее театр распадался, и собирался, находился на грани банкротства. В 1963 образовалась организация Бунраку кёкай из гос и частных организаций. А в 1964 театр объявлен важной культурной ценностью, находящейся под покровительством государства. С 1962 года начались гастроли театра за рубежом.