[300x400]источник 30 сентября 2008 года исполняется 100 лет со дня рождения Давида Федоровича Ойстраха (1908–1974), советского скрипача, дирижера и педагога.
Давид Ойстрах – целая эпоха советского исполнительского искусства. С его именем связан расцвет отечественной скрипичной школы. Его игра отличалась феноменальной технической легкостью, кристальной чистотой интонации, изяществом, своеобразным сочетанием глубокого лиризма, простоты и задушевности с мужественным, волевым началом.
Романс Ре Минор, сочинение 3 исполняет Давид Ойстрах
Антонио Вивальди "Концерт N 10 B минор для четырех скрипок" исполняют Давид Ойстрах, Леонид Коган, Игорь Ойстрах, Павел Коган
Бранденбургский концерт исполняет Московский камерный оркестр. Дирижер Р. Баршай. Солисты: Давид Ойстрах (скрипка), А. Корнеев и Н. Сейдель (флейты)
Джузеппе Тартини "Дьявольская трель" Соната для скрипки G минор Исполняет Давид Ойстрах
Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908 в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы
С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года — в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. Ещё будучи студентом, Ойстрах выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр. В 1927 году исполнил в Киеве Концерт для скрипки с оркестром Александра Глазунова под управлением автора.
В 1928 году состоялся дебют Ойстраха в Ленинграде, год спустя он впервые выступил в Москве и вскоре перебрался туда на постоянное место жительства. В 1935 году скрипач побеждает на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получает вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского (победительницей стала Жинетт Невё). Два года спустя Ойстрах выигрывает Конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе и получает мировую известность.
В годы войны музыкант активно участвовал в военно-шефской работе, выступал как солист на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде, перед моряками Северного флота. С 1943 года играл в ансамбле с пианистом Львом Обориным и виолончелистом Святославом Кнушевицким. Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году.
После войны Ойстрах начал активную концертную деятельность. В 1945 году большой интерес публики вызвало его исполнение в Москве двойного концерта Баха совместно с Иегуди Менухиным (первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны). В 1946—1947 годах Ойстрах организовал цикл «Развитие скрипичного концерта», в котором исполнил концерты Сибелиуса, Элгара, Уолтона и написанный специально для него концерт Арама Хачатуряна. Ойстраху же посвящён Первый концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, исполненный на его первых гастролях в Нью-Йорке в 1955 году.
Как педагог Ойстрах создал одну из значительных советских скрипичных школ и воспитал целую плеяду талантливых скрипачей. С 1934 года Ойстрах преподавал в Московской консерватории (с 1939 — профессор), где среди его учеников были его сын Игорь, победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов, Семён Снитковский, Олег Каган и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти (с 1958 по 1974 годы) конкурсах имени П. И. Чайковского.
Давид Ойстрах — один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличало виртуозное владение инструментом, техническое мастерство, яркое и тёплое звучание инструмента. В его репертуар входили классические и романтические сочинения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно со Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также с большим энтузиазмом играл и произведения современных авторов, например, редко исполняемый Скрипичный концерт Хиндемита. Искусство Давида Федоровича вдохновляло многих композиторов сочинять скрипичные произведения специально для него – концерты и соната Д. Шостаковича, соната С. Прокофьева, концерты Н. Мясковского, А. Хачатуряна, Н. Ракова, Э. Майера. Ойстраху посвящён ряд сочинений Прокофьева, Шостаковича, Вайнберга. Кроме того, Д.Ойстрах осуществил редакции ряда скрипичных произведений, в том числе концерта П. Чайковского, всех концертов В. Моцарта и каприсов Н. Паганини.
Неоднократно Ойстрах выступал в качестве дирижёра. Дирижерский дебют Д. Ойстраха состоялся в конце 1961 года в Свердловске. Его приход к дирижированию был закономерен, он неоднократно подчеркивал, что всю жизнь стремился к этому, и его влюбленность в дирижирование была схожа с любовью к новому инструменту. Музыкант умер от сердечного приступа 24 октября 1974 в Амстердаме через несколько часов после очередного концерта. Похоронен на Новодевичьем кладбище (7 участок, 8 ряд) в Москве. В эстонском городе Пярну регулярно проводятся музыкальные фестивали памяти Ойстраха.