. Концепция культурно - исторических типов Н.Я.Данилевского.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - представитель общественно-исторической школы. Ее видными представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби. Данилевский родоначальник циклической теории в XIX в., он естественник. Представлял культурологический мир в виде биологического организма, не пересекающегося с другими и не пересекающего ничего другим. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, частично или полностью исчерпавших возможности своего развития: 1) Египетский тип; 2) Китайский тип; 3) Индийский тип; 4) Ассиро-вавилоно-финикийский тип; 5) Иранский тип; 6) Еврейский тип; 7) Аравийский тип; 8) Греческий тип; 9) Римский тип; 10) Романо-германский тип (Европейский). Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимают Мексиканская и Перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Он разработал типологию культуры, законы по которым развивались эти типы культур. Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что "Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны".
Основоположником цивилизационного подхода был Н.Я.Данилевский(1822-1885). Он представлял каждую культуру в виде биологического организма, к-ый развивается как живой. Развитие культуры тем самым представляет собой развитие этих организмов. Видными представителями подхода в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, частично или полностью исчерпавших возможности своего развития: 1) Египетский тип; 2) Китайский тип; 3) Индийский тип; 4) Ассиро-вавилоно-финикийский тип; 5) Иранский тип; 6) Еврейский тип; 7) Аравийский тип; 8) Греческий тип; 9) Римский тип; 10) Романо-германский тип (Европейский). Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимают Мексиканская и Перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Он разработал типологию культуры, законы по которым развивались эти типы культур. Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что "Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны".
первое верное = Данилевский утверждал, что цель прогресса состоит не в однолинейном движении вперед, а в том, чтобы "исходить все поле истории, во всех направлениях". Таким образом, Данилевский придавал
особое значение самобытности, уникальности каждого отдельного культурно-исторического типа. Любая культура, с его точки зрения, даже та, которая на первый взгляд ничего не привнесла в мировую культуру или вклад ее был незначителен, тем не менее имеет ценность уже в силу своей неповторимости, проявляющейся во всех сферах цивилизационной деятельности. Это не означает, разумеется, что для Данилевского все культурно-исторические типы были полностью эквивалентны — схема исторического процесса в "России и Европе" достаточно сложна и включает идею поступательного развития. Но все же, в представлении Данилевского, европейская и, скажем, китайская цивилизации при всем их несходстве равноценны и одинаково важны в рамках всеобщего, мирового исторического развития.
Данилевский углубленно исследовал общие закономерности жизненного цикла культур. Длительность цикла составляет 15000 лет, и делится он на четыре периода. Первый - этнографический - занимает 1000 лет. Второй период - создание государства - занимает около четырехсот лет. Государство призвано помогать самобытному творчеству и пресекать возможные отклонения от исторически предназначенного пути. Когда государственность окрепла, культура вступает в творческий, цивилизационный период. Он длится 100-150 лет. За это время накопленная в течение веков "культуролодная" энергия обнаруживает себя в мощном творческом порыве, выливаясь в стройные формы религиозных и философских систем, архитектуры, скульптуры, политических учреждений, нравственности, хозяйственно-культурных укладов. В творчестве культура быстро истощает свои силы и приходит к естественному концу, погибая либо от "апатии отчаяния", либо от "апатии самодовольства", когда культура как бы окостеневает, умирает заживо, превращаясь в жесткую, лишенную душевного огня форму.