• Авторизация


билет 5 21-12-2008 23:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале
19века Европе и продолжается до 40-х годов 19 века.

Почти все представители романтизма прошли через религиозный кризис той или
иной степени интенсивности: Шлегель, Новалис, Якоби, Шлейермахер, Фихте,
Шеллинг.Религия подвергнута романтиками глубокой переоценке. Они увидели в
ней путь от конечного к бесконечному.Бесконечное это смысл и исток всего
конечного.
Романтизм заново открыл природу как всемогущую животворящую силу на пороге
нового столетия. Деистическому понятию божественного как Интеллекта,
высшего Разума, противопоставляется пантеизм, а религиозность обретает
новые формы. Ненависть к тиранам, экзальтированная свобода, чувства
сильные, страсти неукротимые, характеры цельные и бескомпромиссные - все
это вошло в моду романтического века.
Природа – гигантский организм наподобие человеческого, подвижная игра сил:
ее мощь божественна. Шеллинг заявлял, что природа – окаменевший разум.
Пантеистически звучат сентенции о чувстве бытия как органическом моменте
тотальности. Быть единым со всем, говорил Гельдерлин, - значит жить среди
богов, пребывать со всем, что живо, испытывая счастливое самозабвение. Для
романтиков характерен порыв к свободе. Быть всем, быть, безусловно, – это
мастерство. Мастер – властелин бытия, его свобода – часть сознания,
индивидуальности, святой и неприкосновенной. Каждое движение мастера –
откровение высшего мира, слова Божьего. И Фихте, и Гегель позже начнут с
того же тезиса.
Что касается романтического искусства, то указал на примат в нем «
содержания» над формой Шлегель, подчеркивавший выразительность
бесформенного наброска, фрагмента, чего-то незаконченного, где форма
вторична.
Немалый вклад в культуру внесли немецкие романтики братья Шлегели,
Гете,Шиллер,Новлис , Гёльдерлин ,Якоби,Гердер позже Шеллинг и
Гегель.Романтизм в Германии начался с движения
«Sturm und Drang»- « Буря и натиск». Это название одной из драм Фридриха
Максимилиана Клингера (1752-1831) использовал А. Шлегель в качестве
наименования целого движения. (Имелась в виду « буря чувств»,
лавинообразный поток страстей: ведь и Клингер сначала назвал свою драму
«Wirrwarr»-«Суматоха».)
Фридрих Шлегель (1772-1829) отошел от классицизма Винкельмана и теории
Шиллера, обретя свой путь в философии после встречи с Фихте и Шеллингом.
Как для любого романтика, главное для него - бесконечное, к которому можно
прийти либо дорогой философии, либо через искусство. В обоих случаях
доступны лишь конечные средства. Как же быть? Шлегель предпринял попытку
параллельного поиска. На философском поприще достойна внимания его теория
иронии, что же касается искусства, здесь его теоретический вклад бесспорен.
Для Шлегеля
цель – бесконечное, к которому можно прийти, используя неадекватность
мышления, поскольку оно всегда нечто детерминированное. Преодолеть эту
границу, продвинуться дальше и выше, за пределы неизбежного противоречия
условного и безусловного, под силу иронии, которую Шлегель помещает по ту
сторону любого здания, действия, науки. Понять неадекватность любого
действия, факта человеческого духа, полагал он, нельзя без элемента шутки,
юмора, розыгрыша.
юбовь к свободе во всех ее формах – политической, социальной и
нравственной - сформировала Шиллера. Французская революция и ее
последствия, однако, убедили Шиллера в незрелости человека, для которого
свобода – беда, а не благо, ибо истинная свобода в совести. Как же ее
достичь? Высшая школа свободы, убежден Шиллер, в красоте, ибо лишь она
способна гармонизировать внутренний мир человека.
В работе «О грации и достоинстве» мы находим шиллеровское понятие
«прекрасной души» («die schone Seele»), ставшее популярным в романтическую
эпоху. Преодолевая кантианское противопоставление «чувственной склонности и
морального долга», Шиллер видит в «прекрасной душе» природную спонтанность,
побуждаемую непосредственностью красоты. Это благородная душа,
гармонизирующая «инстинкт» и «моральный закон».
В « письмах об эстетическом воспитании» Шиллер уточняет, что у
человека есть два фундаментальных инстинкта: материальный и инстинкт формы.
Первый связывает человека с чувственностью, а значит, с материальностью и
бренностью бытия, второй, конечно, связан с рациональностью. Композиция
двух тезисов не должна приносить в жертву чувственное начало, ибо тогда это
была бы форма вне реальности. Предпочтительнее « игровой инстинкт»
(вспомним кантианскую «свободную игру способностей»), опосредующий
реальность и форму, случайность и необходимость. Игра и есть свобода. Для
Шиллера первый инстинкт – это жизнь, второй – форма, игра – «живая форма»,
она же и красота. Чтобы оценить человека в рациональном смысле, следует
сначала оценить его как существо эстетическое. Воспитать эстетически –
значит воспитать свободным, ведь красота всегда свободна.
Шеллинг заявлял, что природа – окаменевший разум.
Шеллинг
уверенно использовал платоновскую теорию Идей, и понятие мировой души. Да и
гегелевская система появилась на свет после нового прочтения классики,
осознания смысла «диалектики» и роли спекулятивного элемента (фрагменты из
Гераклита Гегель широко использует в своей «Логике»).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник билет 5 | Ksue_G8 - Subject | Лента друзей Ksue_G8 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»