Этнология
13-01-2011 23:04
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1. Соотношение дисциплин культурология, культурная антропология, этнография и этнология. Особенности использования этих терминов в России, Франции, Германии и США.
Можно условно разделить эти четыре науки на две группы: в первую пойдут культурная антропология и этнология. Это названия одной и той же науки, разница сугубо терминологическая. Термин «этнология» был кодифицирован в 1830 г. Ж-Ж. Ампером, который создал общую классификацию антропологических наук, среди которых и выделил этнологию как науку самостоятельную. А в 1839 г. Появилось «Парижское общество этнологии». До 20 века эта наука занималась изучением малых народов, которые во всех странах, за исключением России, считались низшими по уровню развития. Термин «культурная антропология» появился в США как результат сужения поля деятельности американских этнологов (об этом дальше подробнее). Этнография же являлась предшественницей этнологии как науки, занималась обыкновенным описанием быта и культур других народов и была представлена в первую очередь путевыми заметками и дневниками. Культурология включает в себя изучение гораздо более широкого круга проблем, чем этнология, такого же широкого, как и само понятие культуры.
Франция: создали термин (1830 год). Большая потребность из-за колонизации.
Германия: Volkskunde vs Vцlkerkunde (1789). + Ethnologie. Древнейшие традиции изучения.
США: Льюис Генри Морган – основоположник. Франц Боас – сер. 50-х гг. ХХ в. – сужение научных ориентиров этнологии, культ. Особенности выходят на первый план => культурная антропология
Англия: Гасманн: «Антропология как биологическая наука о природе человека» (1596!), в 19 в. Повышенное внимание стали уделять реконструкции жизни и культуры древних людей по останкам черепов и проч. => социальная антропология (англ. синоним этнологии) – Джеймс Фрезер.
Россия: связано с появлением славянофильства (1840-1850). Исходя из идеи мессианской ро¬ли России в мире, они считали своим долгом развитие нацио¬нального самосознания русского народа, сохранение его нацио¬нальной самобытности. Сформировалась как отдельное направление в то же время, что и на Западе.
Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1846 году Русского географическо¬го общества. В этом году председатель отделения этнографии К.М. Бэр (эмбриолог!) выступил с программным докладом «Об этнографиче¬ских исследованиях вообще, в России в особенности». Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии была ориентирована на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы тре¬бовали также сведений о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главной задачей которого являлось исследование «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой прово¬дились все этнографические исследования.
В 1846 году Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призы¬вал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык.
+ Миклухо-Маклай!
На рубеже XIX-XX веков значительный вклад в развитие оте¬чественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет высказывает мысль, что на¬циональную психологию народа нужно исследовать через по¬стижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная дейст-вительность, в совокупности определяющие содержание коллек¬тивного духа нации.
«Дух народа», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. В этом смысле «дух» есть со¬брание характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный ха¬рактер. Этот субъективный характер следует понимать как сово¬купность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.
В советский период развития отечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональные отношения. Как пра¬вило, они изучались на основе статистических данных о повседнев¬ном поведении и конкретных поступках людей. Так, например, дружба народов оценивалась по количеству участников представи¬телей различных национальностей в крупных общесоюзных строй¬ках или по количеству межнациональных браков. В целом исследо¬вания этнических проблем этого периода носили политически за-казной характер и не раскрывали всех процессов этнического раз¬вития. Вне поле зрения ученых того времени оставались такие кар¬динальные проблемы этнологии, как этническая идентичность, эт¬ническое сознание, межэтнические конфликты и т.д. Развитие оте¬чественной этнологии на этом этапе было связано с научной дея-тельностью В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея и других. Результатом деятельности этой плеяды ученых стало создание теории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей, были проведены разносто¬ронние исследования в области региональной этнологии.
Наконец, на рубеже 70-80-х годов XX века заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появ¬ления и развития этносов.
В настоящее время основным научно-исследовательским цен¬тром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.
МГУ: первым в России читал курс этнографии Хорузин (читал с 1889 по 1900), зафкафедрой – Онучин.
2. Причины повышенного интереса к проблемам культурных различий народов. Интеграция vs дифференциация.
Мульти-культи в Германии, конфликты на межнациональной почве в разных странах, проблема глобализации (как интеграции). Интеграция - принятие индивида другими членами группы, и наоборот. Дифференциация – сохранение самобытности , различия культур в рамках одного общества.
3. Становление этнологии как науки: этнографические знания древних, предыстория этнологии в эпоху Просвещения, возникновение самостоятельной науки о народах в середине XIX века.
Появление любой области знания всегда обусловлено практическими потребностями людей. Этнология в данном случае не является исключением. У человека всегда существовал интерес не только к своей культуре и истории, но и к жизни и быту других народов. Такими описаниями занимались в Персии, Месопотамии, Египте. С древних времен до Античности было собрано достаточное количество эмпирических знаний, различного рода сведений, чтобы привести эти знания в систему. Так появились первые этнографические описания, характерной чертой которых был этноцентризм («этнос» по-гречески, впрочем, это любой «народ», кроме эллинов, т.е. самих греков).
В раннее средневековье интерес к этим описаниям в Западной Европе падает, и центром этнографии становится Византия, Китай и Арабский Восток. Однако с крестовыми походами и Великим географическими открытиями в Западную Европу приходят и новые описания новых же мест.
Эпоха Просвещения положила начало современно этнологии как науке. В то время господствовала теория географического детерминизма (5 билет). + теория о «благородном дикаре», который жил по законам природы и трансформировался в современного человека, живущего по законам социума.
Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX века и было связано с назревшей необходимостью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий народов, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа.
1830 г.– кодифицирована в ряде наук Ж-Ж. Ампером. 1839 г. – Парижское общество этнологии. Многочисленные споры о месте, предмете и целях этнологии. Середина XIX века оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территори¬альной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и по¬этому новая наука пользовалась поддержкой своих правительств. В то же время в зависимости от политических и экономических интересов разных стран развитие этнологии в Англии, Германии, Франции, Австрии, США имело свои особенности (привет 1 и 6 билетам)
4. Кто и когда предложил использовать термин «этнология» для обозначения науки о народах и культурах? Что принято считать официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки?
1830 г. – Ж-Ж. Ампер. 1839 г. – Парижское общество этнологии. Опять… (см. 1 и 3 билеты)
5. Принцип этноцентризма и теория географического детерминизма – основные отличительные черты этнографических описаний раннего периода развития науки о народах. Мое отношение к ним. Присутствуют ли они в современных исследованиях?
(см. билет 3) ЭТНОЦЕНТРИЗМ - свойство этнического самосознания воспри¬нимать и оценивать окружающий мир сквозь призму традиций и цен¬ностей собственного этноса. Этноцентризм – естественное явление, обусловленное природой человека, поэтому неудивительно, что многие исследования проходили именно руководствуясь этим принципом. Более того, этноцентризм присутствует и в современных работах, например, «Смерти Запада» Патрика Дж. Бьюкенена, который хоть и утверждает, что его американская культура обречена на увядание и смерть, но уверен в том, что эта культура – высшая.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (далее ГД) – это стремление объяснить культурные особенности, специфику устройства жизни в обществе чисто географическими факторами: климатом, рельефом, погодой и т.д.
ГД бывает двух типов: 1) непосредственный ГД (любая особенность напрямую выводится из географических условий) и 2) опосредованный ГД, идущий по цепочке: окружающая среда => способы адаптации => способ ведении хозяйства => черты и качества, необходимые для успешного ведения хозяйства => поощрения этих качеств => тип культуры (культурные ценности)
Китай: Е Цзыци «дыхание земли определяет нравы живущих на ней людей», Бань Гу – земли Китая против земель варваров («люди уравновешены и добры» vs “земли ущербны”), Лю Сихунь – посол Цинов в Европе – «обычаи у них вывернуты наизнанку».
Европа: Монтескье – ГД играет важную роль на этапе формирования этноса, его культуры и языка.
Россия: Гачев – «История – супружеская жизнь народа и природины, культура же – чадородие их любви».
6. Особенности становления этнологической науки в США, Германии и России.
(см. билет 1)
7. Что принято считать началом русской этнологии? В чем специфика русской этнологической школы и ее отличие от западных школ? Как эта специфика была отражена в программных документах зарождающейся русской этнологии?
(см. билет 1)
8. Что являлось объектом этнологической науки на этапе её становления, что является её объектом сейчас? Из каких разделов состоит этнологическая наука?
Объект vs предмет науки – ? У Садохина в главе «предмет этнологии» эти понятия вообще взаимозаменяемы, так что можно и в ответе спокойно говорить про объект, подразумевая предмет.
До середины 19 – начала 20 веков объектом изучения этнологии были так называемые «примитивные народы». В результате стремительного технического развития и уверенности в безграничности человеческого прогресса евро¬пейцы стали считать, что историческое место культурно отсталых (примитивных) народов должно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Связано с эволюционизмом.
С 20 века, с развитием теоретической мысли (культурный релятивизм), предметом изучения этнологии стали другие народы, вообще любые народы, не только примитивные.
В 21 веке наи¬более актуальными проблемами этнологии являются совмещение типов поведе¬ния разных народов, взаимодействие и сосуществование различ¬ных типов культур, взаимная адаптация психологических особен¬ностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, разви¬тие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенно¬сти экономического поведения представителей какого-либо этно¬са в другой хозяйственной культуре и т.д.
К настоящему времени этнологическая наука представляет со¬бой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоя¬щую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:
- этническую антропологию (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов);
- этническую социологию (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентично¬сти, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);
- этническую психологию (рассматривает вопросы формиро¬вания этнических стереотипов, этнического самосознания и иден¬тификации);
- этнодемографию (основными задачами которой являются ис¬следования демографических процессов и динамики численности народов);
- этническую географию (своим предметом считает изучение вопросов географического расселения народов, особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);
- этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенно¬стей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).
+ этнолингвистика – 1) подход к языку не в качестве семиотической системы, а как к «дому бытия духа народа».; 2) восприятие языка как ЯКМ(= некий промежуточный мир, стоящий между человеком и окружающим миром). Язык считается «когнитивной вакциной», прививаемой каждому с рождения.
Отсюда задача этнолингвиста – вычитывать особенности склада мышления из языковых феноменов разного уровня.
9. Методы этнологии. Примеры этнолингвистического анализа на разных уровнях языка.
Методы культурной антропологии.
I. Общенаучные
1. Исторический.
а) изучение археологических материалов;
б) изучение письменных источников
- жизнеописания (авто- и внешние описания)
- «документы эпохи» (любые документы, не ставящие своей целью описание эпохи)
2. Социологический.
а) опросы;
б) анкетирование;
в) непосредственное наблюдение (втч. полевые исследования)
II. Частнонаучные
1. Полевые исследования
2. Психологический эксперимент (оптические иллюзии, «гипотеза нулевой суммы»)
3. Лингвистический метод, втч. ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ и сравнительное языкознание.
Примеры этнолингвистического анализа на разных уровнях языка.
Фонетика: только Гачев, и опять на сексуальную тематику. Хрен с ним.
Морфология: категория рода – антропологическое восприятие действительности. Поэтическая, метафорическая функции.
Синтаксис: «мне хочется» - I want. Преобладание дативных и пассивных конструктов в русском языке.
Лексика: национальные языковые концепты (дуктик, удаль, аои и мидори)
Фразеология: «лягушка, сидящая на дне колодца» vs “не видеть дальше собственного носа”
10. Примеры этнолингвистического анализа в работах Вежбицкой, Ладо, Сэпира и Уорфа.
Анна Вежбицкая: «мне хочется» - I want. Преобладание дативных и пассивных конструктов в русском языке. «у меня есть» вместо «я имею». Нет агенса. Эмоциональность-иррациональность-неагентивность.
Роберт Ладо: «Linguistics across cultures» - “культурные фреймы” – структурные единицы повседневной жизни. Анализирует корриду. Для англоязычной культуры коррида это странно. А для испаноязычной нет. Считает, что так произошло из-за того. Что в испанском языке разные названия для частей тела животного и человека, а в английском – нет. Полный бред.
Эдвард Сэпир: «Грамматист и его язык». В ситуации «камень падает» в разных языках разное важно. Например, в квакиутле важно, видим камень говорящему или нет, а также к кому камень ближе – к говорящему или к адресату. В то же время, совсем не важно, сколько камней падает – один или много.
Бенджамин Уорф: «Наука языкознания». Язык хоппи – слово «то, что летит минус птицы». Или, например, нельзя использовать временной отрезок в сочетании с числительным (10 дней). Год, день и прочие промежутки времени – одинаковы изо дня в день, просто повторяются разное количество раз.
11. Что такое пословицы народа с точки зрения этнолингвиста? В чем суть и какова цель так называемой фразеогерменевтики? Приведите примеры раскрытия глубинной этимологии иноязычных фразеологизмов.
Фразеологизмы – образные номинации простых или сложных смыслов констатирующего, оценочного и предписывающего характера, предназначенные для трансляции из поколения в поколение.
Простые смыслы показывают особенности образности мышления народа (собаку съесть, сесть в лужу и т.д.)
Сложные же смыслы – это и есть пословицы и поговорки. Это такие смыслы, которые данное языковое общество считает важным и подлежащим трансляции во времени. Пословицы отвечают на вопросы базисно-концептуальной анкеты. Любой ответ на этот вопрос – это идеологема нравственно-ценностной оценки. Определить список этих вопросов можно так: взять словарь фразеологизмов, пословиц и поговорок, построенных по идеологическому принципу и посмотреть рубрики словаря. Это и будут «вопросы» этой «анкеты».
Фразеогерменевтика, исходя из названия, это поиск глубинного смысла, глубинной этимологии того или иного фразеологизма. Наиболее эффективный язык в плане фразеогермменевтики – китайский. Во-первых, китайские пословицы в большинстве своем происходят из древних текстов и имеют как минимум контекст, а как правило – целую притчу, их обрамляющую. Во-вторых, зачастую знание контекста появления ченъюя важно для правильной его интерпретации. Так, чэнъюй «лучше быть разбитым нефритом, чем целой черепицей» без этимологии может дать представление о том, что он противоречит столь лелеемой китайцами доктрине «сбережения жизни» в рамках их культуры «срединного пути». Однако на самом деле, человека, который решил стать «разбитым нефритом», попросту убили, а тот, кто ему противоречил, сделал хорошую карьеру государственного чиновника. Получается, что смысл, вкладываемый китайцами в это утверждение – НЕ следовать ему. Без фразеогерменевтики до этого просто невозможно догадаться.
12. Различие между языковым и культурным концептом. Определение культурного концепта Степановым. Определение языкового концепта Морковкиным.
Концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. (Юрий Степанов)
Языковой концепт – это проименованная информема, информационное сгущение, которое удостаивается внимания. (Морковкин?)
13. Определение ЯКМ. Из каких сегментов состоит ЯКМ любого национального языка? Как эти сегменты коррелируют с компонентами человеческого сознания?
ЯКМ – вербализованное видение всего сущего конкретным языковым сообществом, некий промежуточный мир, стоящий между человеком и окружающим миром.
ЯКМ игнорирует многие новые знания о мире, в отличие от НКМ, и не стремится к тождеству с обозначаемым миром (объективности). ЯКМ включает в себя огромное количество мыслительных артефактов, именуемых в языке, но в мире отсутствующих (благородие, красота и т.д.)
Компоненты обыденного сознания:
I. Рецептивно-сенсорный.
Результат работы – вербализованные сенсибилии (информемы чувственного восприятия) – обозначения тактильных ощущений, вкуса, звука и т.д.
II. Логико-понятийный.
Результат работы – делит весь информационный континуум на информационные сгущения и образует концепты языка.
III. Эмоционально-оценочный.
Результат работы – коннотативная зона языка (навешивание ярлыков)
IV. Нравственно-ценностный
Результат работы – весь пословичный фонд языка (оценка с позиции нравственных приоритетов)
Собственно III и IV несут в себе информацию об особенностях образного мышления и ценностных смыслах данного народа, что есть часть ЯКМ.
14. Почему вопрос о соотношении языка и мышления очень важен для этнологической науки? Какие точки зрения существуют на эту проблему? Расскажите о категориях УПК (Универсального Предметного Кода) и МЛК (Ментально-Лингвальный Комплекс). Сознание, мышление и язык как ипостаси МЛК. Л.С. Выготский и философы древности о языке мысли и языке вербальном.
Соотношение языка и мышления важно для этнологии потому, что в зависимости от того, как взаимосвязаны язык и мышление, можно судить о развитии культуры того или иного этноса, которая напрямую связана с языком и мышлением. Существуют две основные точки зрения на эту проблему: язык формирует мышление и язык формируется мышлением. Проще говоря, что было раньше – мышление или язык.
МЛК: В.В. Морковкин: «МЛК - это функционирующая на основе человеческого мозга самоорганизующаяся информационная система, в пределах которой мышление – это динамическая ипостась, обеспечивающая преобразование и порождение информации; сознание – это статическая ипостась, которая обеспечивает восприятие, логическое осмысление, оценку и хранение информации; язык – это инструментальная и коммуникативная ипостась, главная функция которого – дискретизация информационного континуума и представление его в виде совокупности информационных сгущений разного объема и содержания (концепты языка)»
УПК: Л.С. Выготский: «В сознании человека есть 2 языка, один из которых – это внутренняя речь (свернутая речь, язык мысли, язык интеллекта). На этом языке формируется начальный личностный замысел на УПК, состоящем из зрительных образов, логических схем, или силлогизмов, и эмоциональных состояний»
Хун Цзычен, «Вкус корней», сюжет 82: «Налетит ветер – и бамбук зашумит, умчится ветер – и бамбук умолкнет. Летящий гусь отразится на поверхности замерзшего озера. Улетит гусь – и на поверхности озера не останется его тени. Благородный муж занимается делами постольку, поскольку в этом есть нужда. Дело кончится, и сознание вновь становится пустым».
15. Теория лингвистической относительности. Авторы, суть и мое отношение к ней.
Теория лингвистической относительности, она же гипотеза Сепира-Уорфа — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.
Её авторы – американские ученые Эдвард Сэпир и Бенджамин Уорф.
(примеры из языка хопи и квакиутль см. билет 10)
В данный момент к гипотезе Сэпира-Уорфа прислушиваются, но ее не всегда строго придерживаются. Считается, что данные, полученные из языков индейцев, могут быть неточными. Сложно, однако, отрицать сам факт влияния языка на мышление.
16. Ипостасная сущность языка. Какая из ипостасей наиболее интересна для этнолога и культуролога? Почему понимание ипостасной сущности языка необходимо для практики преподавания языков? Как М. Хайдеггер определил сущность национального языка?
В каждом языке можно выделить 4 ипостаси:
1. Семиотический код, знаковая система (этой ипостаси соответствует традиционная грамматика, построенная по семосеологическому принципу);
2. Язык как инструмент коммуникации (человек должен овладеть 4 видами речевой деятельности, соответствует функциональная грамматика);
3. Язык как инструмент мышления или как пространство мысли;
4. Язык – «дом бытия духа народа» (М. Хайдеггер)
Наиболее интересной представляется последняя ипостась, поскольку именно она является теоретическим обоснованием проведения этнолингвистического анализа. Понимание ипостасной сущности языков важно для преподавания языков, поскольку восприятие языка лишь как системы знаков, то есть в одной его ипостаси, не даст полной картины языка и не позволит всесторонне подойти к обучению языку.
17. Основные этнологические теории и направления. С чьими именами связывают становление каждого из этих направлений?
1. Эволюционизм (середина XIX в., основывался на теории Дарвина). Все изменения внутренне детерминированы, основаны на межвидовой борьбе. Это развитие от низшего к высшему.
Основоположники:
1) Эдвард Тэйлор (англичанин) – «Первобытная культура», 1871 г.
2) Льюис Генри Морган (американец) – «Первобытное общество» - 1871 г., «Древнее общество» - 1877 г.
Основные положения:
1) Человеческий род един, отсюда и единообразие человеческой культуры во всех частях света;
2) В обществе всегда имеет место прогресс;
3) Развитие культуры многоступенчато, и все культуры должны пройти одинаковые стадии своего развития;
4) Общественное развитие аналогично природной эволюции, и движущая сила этого развития – межвидовая борьба за существование;
5) Любые культурные различия между народами обусловлены нахождением на разных ступенях эволюции (*обоснование вооруженных конфликтов)
2. Диффузионизм (конец XIX в, основывался на принципе пространственно-временной диффузии отдельных элементов культуры или целых ее комплексов).
Основоположник: Фридрих Ратцель (профессор Мюнхенского университета): «Народоведение» - (1885-1895), «Антропогеография» (1882-1891).
+ 2 его ученика – Лео Фробениус («Происхождение африканских культур») и Фриц Гебнер («Метод этнологии»), авторы теории культурных кругов.
Основные положения:
1) От центров культуры её элементы распространяются в пространстве и времени – это и есть диффузия (перемешивание). Такая диффузия и есть причина эволюции культур;
2) Разные элементы по-разному удаляются от центра. «Простые» элементы культур распространяются быстро и далеко, «сложные» - медленно и недалеко, а «самые сложные» остаются в центре;
3) Человек не является творцом культуры, он лишь является ее переносчиком;
4) Цель исследователей – отыскать центры зарождения культур;
5) Культура – живой организм, каждая культура и её элемент детерминирован географическими условиями.
3. Функционализм (середина ХХ в., получила развитие после работы англо-польского ученого Бронислава Малиновского, 1944 г. «Научная теория культуры»)
Основоположник: Рихард Турнвальд
Основные положения:
1) Культура – продукт биологических свойств человека;
2) У любого человека существует набор потребностей, для всех культур универсальный, но каждая культура предлагает свой способ их удовлетворения;
3) Различия культур – это различия в способах удовлетворения человеческих потребностей;
4) В любой культуре нет ничего лишнего (принцип функциональной взаимозависимости явлений культуры). Если мы не можем принять какие-либо культурные особенности, мы просто не понимаем, зачем это нужно;
5) Потребности человека делятся на:
а) базовые: пища, жилище, одежда и др. (физиологические);
б) производные: разделение труда, защита, социальный контроль (социальные);
в) интегративные: психологическая безопасность, религия, искусство, творческая самореализация, социальная гармония (справедливость);
6) Функционализм – инструмент косвенного управления (прикладная теория), это не «тупое подтягивание» чужой культуры до своей, а понимание функций другой культуры, обеспечение своих интересов через традиционные формы культуры
4. Школа Боаса - Американская школа исторической этнологии (1940-е гг.)
Основоположник: Франц Боас, который подверг критике все остальные школы и решил начать с нуля.
Основные положения:
1) Культура – совокупность моделей поведения;
2) Перенос интеллектуальных усилий с умозрительного теоретизирования на детальные исследования конкретных культур и их элементов;
3) Отказ от этноцентрического перенесения собственных критериев оценки явлений других культур (идеи культурного релятивизма);
(для 17 вопроса взять поверхностно)
18. Главная идея и основные положения эволюционизма, диффузионизма и функционализма.
(подробнее 17 билет)
19. Какое направление в этнологии представляли Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль? Какое учение является важнейшей составной частью этой школы? Как Дюркгейм понимал сущность и роль религии в обществе? Каковы особенности дологического мышления согласно Л. Леви-Брюлю?
Социологическая школа (конец XIX века, Франция)
Основоположники: Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль.
Основные положения:
1) Человеческие общества - закрытые статичные системы, исследование которых должно осуществлять¬ся с помощью изучения социальных фактов – приемов действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и навязанные ему окружением;
2) Необходимо изучать сами эти факты, а не наши представления о них (вэтом Дюркгейм видел ошибку предыдущих этнологов);
3) Ввел понятие «социальный тип». Согласно Дюркгейму, любое современное общество есть лишь более усложненная форма общества первобытного;
4) Стабильность общества обеспечивается социальной солидарностью его членов;
5) Учение о коллективных представлениях. Человеческое сознание делится на индивидуальное и коллективное. Коллективное сознание находит выражение в коллективных представлениях: религии, мифах, нормах морали и права;
6) Смысл религии – в делении мира на сакральное и профанное, мир священный и обыденный. Особенность в том, что эти миры не пересекаются, и границу между ними можно нарушить лишь в религиозных ритуалах. Таким образом. Религия сугубо функциональна, ибо помогает укреплять социальную солидарность группы;
Люсьен Леви-Брюль изучал как раз коллективные представления, то есть те идеи, которыевнедряются в его сознание через общественную среду – воспитание, образование и тд., заинтересовался законами, которые управляют этими представлениями. Так он вывел теорию дологического мышления первобытных народов. Согласно Леви-Брюлю, первобытный человек не знал причинно-следственных отношений, не знал разницы между субъектом и объектом, поэтому его мышление отличалось от мышления современного человека. ДОлогичное мышление не является НЕлогичным мышлением, это особый вид мышления, подчиняющийся своим законам. Эти законы неотделимы от эмоций и лишены голоса разума, поэтому, скажем, религиозные обряды действовали на первобытного человек сильнее, заряжали его страхом, ужасом, желанием или надеждой. В таком мышлении не было места опытному знанию, то есть с опытом человек не мыслил логичнее и все так же боялся или надеялся во время совершения ритуалов. В рамках этого мышления предмет может быть одновременно и собой, и чем-то другим; находиться здесь и в другом месте одновременно. Такое мышление Леви-Брюль и считал дологическим. А в современном обществе, считал Леви-Брюль, европеец хоть и обладает научным знанием, а все же стремится к «истокам», к религии, где царствует дологическое мышление, общение с природой и мораль. И так будет всегда.
Итого:
- в каждом обществе существует комплекс «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества;
- функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;
- в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива;
- переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками.
20. Кто был основоположником культурного релятивизма? В чем суть этой теории? Как сторонники этого направления представляли общий культурно-исторический процесс? Расскажите об emic, etic и псевдо-etic подходах к изучению культур. Мое отношение к ним.
Культурный релятивизм (1940-1950-е гг., возникла как отрицательная реакция на европейский этноцентризм)
Основоположник: Мелвилл Херсковиц, ученик Франца Боаса. «Аккультурация» - 1938 г, «Человек и его творения» - 1948 г.
Emic-подход не допускает никакого сравнения с другими культурами по своим критериям, и любое сравнение такого рода – это расизм.
Etic-подход предполагает описание нескольких культур и их сравнение на основе неких объективных критериев.
Псевдо-etic-подход – этик-подход, но «объективные критерии» невольно подменяются критериями собственной культуры («остранение»)
- Культурно-исторический процесс есть сумма разнонаправленно развивающихся культур;
- В любой культуре есть «культурный фокус» - самая существенная часть культуры;
-
(немного можно взять из Боаса, т.е. 17 билет)
21. 3 аспекта сущности культурного релятивизма.
3 аспекта сущности культурного релятивизма:
Методологический аспект предполагает познание культур на основе ценностей, принятых у данного народа; это означает, что описание жизнедеятельности индивидов необходимо производить в терминах их собственной культуры (emic-подход).
Философский аспект культурного релятивизма состоит в при¬знании множественности путей культурного развития, в плюра¬лизме взглядов при оценке культурно-исторического процесса. Он отрицает обязательную эволюционную смену стадий культурного роста и доминирование одной тенденции развития («культурые разные, но равные»).
И, наконец, практический аспект предполагает вовлечение в индустриальную цивилизацию архаических культур при сохране¬нии их культурной самобытности. При этом некоторые культуры желательно оставлять в неприкосновенности. Плодотворность этих идей Херсковица стала очевидной в наше время, когда искус¬ственное создание «культурных» условий существования отсталых народов нередко приводит к массовой деградации населения, ал¬коголизму, воровству и т.д.
22. Этнопсихологическая школа. Абрам Кардинер. Рут Бенедикт и Маргарет Мид.
Этнопсихологическая школа (после 1940-х гг., в рамках школы Боаса)
Основоположник: Абрам Кардинер (автор «пеленочного детерминизма»)
Основные положения:
1) Культура – не более, чем абстракция, единственно реальным явление и объектом изучения может быть только конкретный индивид;
2) Изучение культуры следует начинать с изучения психотипа;
3) Ключевое понятие – базовая личность, т.е. средний психотип, преобладающий в данном обществе, от кого и зависит особенность той или иной культуры;
4) Характер во многом обсуловлен способом воспитания маленьких детей («пеленочный детерминизм»)
Например, в русской культуре базовая личность – это «культурный эпилептоид». Русский человек склонен к фатализму, покорности внешним силам, пассивности и неагентивности, а также к коротким периодам бурной активности.
Причины:
1) Традиции жесткого пеленания детей;
2) Характер с/х работ русского крестьянина;
3) Скачки в русской истории
В рамках этой школы работали:
Рут Бенедикт предложила хорошую типологию культур – культуры аполоннического типа (срединный путь)и дионисийского (культура крайностей).
Маргарет Мид в книге «Иней на цветущей ежевике» предложила 3 типа культур:
1) Постфигуративные (в рамках семьи живет 3 поколения, поведение родителей – образец для подражания);
2) Конфигуративные (в рамках семьи обычно 2 поколения, успешные современники – образец для подражания);
3) Префигуративные (энтроппия общества, примеров для подражания нет, исчезают культурные традиции).
23. Идеология социокультурных иследований, получивших название «постмодерн» или «постмодернистская критика».
Начиная с 70-х годов 20 века происходит смена парадигмы в познании человека, общества и культуры. Предыдущие исследования стали восприниматсья лишь как частные случаи в более широком познавательном контексте. Появились сомнения в возможности построения общей универсальной антропологической теории, с помощью которой можно было бы объяснить все многообразие человеческих проявлений. Поэтому в данный момент этнология не ставит своей задачей полное описание движения человечества в целом, в глобальном масштабе.
Сегодняшняя ситуация характеризуется проблемной ориентированностью, то есть каждый исследователь рассматривает наиболее значимые для этноса и его культуры глобальные и локальные процессы.
Одной из основных отличительных черт постмодерна является плюрализм – многообразие ощущений и переживаний. Плюрализм основывается на осознании множественности сосоуществующих и неустранимых этнокультурных идентичностей и самоидентификации людей. Поэтому постмодернизм признает сосуществование в мире разных этнокультурных реальностей.
Соответственно, в задачи современной этнологии входит изучение внутриэтнических и межэтнических процессов, порождающих этнокультурные отношения. Акцент смещается на те свойства человека, которые обусловливают его отношения с окружением – механизмы, определяющие содержание этнических культур в повседневных контактах людей и сохраняют устойчивость в динамичной жизненной среде.
24. Расскажите о том, какие категории предшествовали введению в научный обиход термина менталитет. Дайте несколько определений этого понятия. Что такое «центральная зона ментальности»? Из каких элементов она состоит? Кто предложил использовать эту категорию?
(с категориями неясно)
Существует множество определений термину «менталитет». По Стефаненко, менталитет – это детерминированная культурой и опытом исторического развития структура ментального мира. Усенко счтает, что менталитет есть картина мира + кодекс поведения. Лурье дает такое определение: менталитет – это совокупность сознательных и бессознательных установок, сопряженных этнологической традицией.
Корнилов определяет менталитет как непрорефлексированное (не прошедшее процесс осмысления самого себя) эмоционально окрашенное мировидение, то есть мировосприятие, мироосмысление и мирооценивание, формирующее шкалу ценностей и систему нравственных приоритетов, которые, в свою очередь, детерминируют модели поведения по линиям личность-личность и личность-общество.
Центральная зона ментальности, согласно Лурье, состоит из 4 частей:
1) Локализация образа добра («мы-образ», «свои» + наши покровители);
2) Локализация образа зла («они-образ», «чужие» + их покровители);
3) Стратегии, при которых «мы» можем побеждать «их» (культуры компромисса и культуры крайностей);
4) Степень вероятности того, что «мы» победим «их» (оптимистические и пессимистические культуры).
25. Определение понятия «этнос». Этноопределители.
Этнос – биосоциальная общность людей, осознающая свое единство на основе следующих маркеров (этноопределителей):
1) Наличие этнонима (как следствие – психологически ощущаемое единство). Например, «лоурэлетланы» - чукчи. Или «runa» (“люди”) – инки;
2) «Кровь» - наличие общих антропологических признаков;
3) «Почва» - общность территории проживания (не у всех);
4) Язык;
5) Общность культуры;
6) Менталитет (!);
7) Вера в общность происхождения и исторической судьбы своего народа.
26. Племя, народность, нация – три типа этноса. Структура этноса: собственно этнический, микроуровень, макроуровень (субэтносы), метауровень (суперэтносы, миры, цивилизации).
В зависимости от сочетания этноопределителей друг с другом (см. билет 25) в этнологии принято выделять три типа этноса: племя, народность и нация. Более того, каждому из этих типо соответствует своя историческая эпох: племя – первобытной, народность – рабовладельческой и феодальной, а нация – капиталистической формациям. Поскольку сегодня в мире существуют все три типа общественных отношений, постольку мы можем наблюдать в современном мире все три группы этносов.
Структура этноса по уровням:
1) Собственно этнический – этнические общности и этносоциальные организмы (совокупность людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств);
2) Микроуровень - отдельные индивиды как носители этнических признаков, а также семья как наименьшая по численности этносоциальная группа, воспроизводящая основные элементы этнической культуры – этнические микроединицы;
3) Макроуровень – субэтносы, то есть общности, у которых этнические признаки выражены с меньшей интенсивностью, но осознающие этническую общность и имеющие специфические черты культуры. Это могут быть бывшие этносы, бывшие этнические группы, осознавшие с другими свою общность, а также социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, казачество).
4) Метауровень – суперэтносы, сложившиеся из меньших этнических общностей, но обладающих меньшей интенсивностью проявления этнических свойств (исламский мир, западная цивилизация и т.д.). Общность может проявляться по любому компоненту культуры – языку, религии, хозяйству и т.д.
Любой человек может принадлежать к этносам разного уровня. Например, казак одновременно может ощущать себя и казаком (субэтнос), и русским (этнос-этнос), и славянином (метаэтнос).
27. Цивилизации – макроединицы человеческого общества. Каковы основные векторы современных геополитических процессов? Связаны ли они с этнокультурными различиями народов? Работы С.Хантингтона и П.Дж.Бьюкенена, связанные с этой проблематикой.
Не существует единого определения понятию «цивилизация». В зависимости от оттенков значения этого слова разные историки и культурологи определяют это слово по-разному.
1) Тойнби приравнивал термин «цивилизация» к термину «культура»;
2) Цивилизация как исторический термин: определенный этап развития культуры, следующий за первыми двумя стадиями (дикость -> варварство -> цивилизация (города + письменность);
3) Цивилизация как оценочный компонент: цивилизованное общество – общество, оцениваемое положительно. Нецивилизованное общество, в свою очередь, оценивается как худшее в сравнении с собственной культурой (оправдание и обоснование европейской экспансии на колониальные земли);
4) Цивилизация как научно-технический прогресс. По Шпенглеру: «завершающая стадия развития культуры, последняя ступень этого развития, которая характеризуется вытеснением духовной культуры и засильем техники и массовой культуры».
5) Цивилизация как великая культура + её носители. Данилевский Н.Я., теория культурно-исторических типов (цивилизаций).
Основные векторы современных геополитических процессов.
1) Претензии на глобальное доминирование западной цивилизации (два вектора вверх – США и Западная Европа)
а) Европа –не справляется с наплывом иммиграции, стара;
б) США – более молодая и агрессивная нация.
2) Исламская воинственность (основана на неприятии культурного давления со стороны Запада) – три вектора вниз.
а) истинный ислам (не экстремисты);
б) истинный экстремизм (идейный, по вере);
в) проплаченный экстремизм;
3) Рост тихоокеанско-азиатского экономического могущества (один вектор в сторону) – Китай.
Хантингтон и Бьюкенен в своих работах «Столкновение цивилизаций» и «Смерть Запада» пишут о том, что если не прибегнуть к кардинальным мерам по пресечению или сильному уменьшению потока иммиграции, то невозможно будет избежать серьезных последствий – смены доминирующей культуры на Западе, подавления прежних культурных ценностей. Бьюкенен вообще уверен в том, что если ничего не изменить, то Западная цивилизация просто вымрет, изживет саму себя мирным путем. Погрязшая в антирелигиозности, гедонизме и разврате культура, по его мнению, не может ничего противопоставить набирающей обороты и имеющей крепкий религиозный фундамент культуре исламской.
28. Различныевиды классификации народов: географическая, антропологическая, языковая, по типу хозяйствования, религиозная, по типу культуры. Может ли какой-либо вид классификации в отдельности отразить всё этническое многообразие мира?
На сегодняшний день в этнологии существует множество различных классификаций народов. Каждая из них рассматривает лишь одну сторону жизни этих народов, один аспект их существования, поэтому разумно полагать, что ни одна классификация не дает полного представления об этническом многообразии мира, поэтому необходимо уметь оперировать несколькими классификациями одновременно.
Типы классификации этносов:
1) Географическая – выделение условных географических регионов, в которых расселены народы мира. Опирается на факт географического соседства народов и отражает специфику их совместного проживания. Используется для очень поверхностного описания народов, поскольку дает слишом общее представление, и используется в первую очередь при описании крупных регионов. Единой принятой классификации нет. Часто классифицируют по частям света (вроде «народы Америки», «народы Европы» и проч.)
2) Антропологическая – деление народов по расам. Деление, основанное на биологических данных, идет в первую очередь по расам первого порядка (большим расам). Анализируется волосяной покров, цвет кожи, форма волос, рост и проч. 4 большие расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и австралоиды. Носит, как и географическая, вспомогательный характер.
3) Языковая – одна из самых важных, поскольку дает представление об общности народов и их культуры, ведь исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадает. В основе два критерия: язык и этническая принадлежность. Языки классифицируются не по современному состоянию, а по принципу исторического родства. Сравнительное языкознание, основываясь на данных разных уровней (фонетический и выше) устанавливает наличие или отсутствие родства языков. Подтверждение родства языков служит серьезным аргументом в пользу утверждения о родстве этносов, использующих эти языки. Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре. Одна из самых распространенных семей – индоевропейская.
4) Классификация по типу хозяйства – базируется на этнологических исследованияххозйства и культуры. Методологической основой такой классификации является выделение хозяйственно-культурных типов (ХКТ) – комплексов особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Например, в первобытно-общинной эпохе господствовало собирательство, охота, рыболовство. Со временем эти ХКТ превратились в другие: земледелие, скотоводство и прочие. В этой классификации особенно подчеркнута связь между этнической спецификой народа и средой его обитания (см. географический детерминизм)
5) Религиозная классификация – стандартная классификация по конфессиям (католики, мусульмане, православные, буддисты и проч.)
6) По типу культуры – (у Садохина не было) -? (в интернете только шлак)
29. Три подхода к пониманию этнического феномена: примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский.
Этничность, или этническая идентичность, - это ощущение собственной принадлежности к определенному этносу + вся гамма чувств, вызываемая этим ощущением принадлежности (от стыда до фанатизма).
Три подхода:
1) Примордиализм (от «primordial» - изначальный).
Примордиалисты считают, что этническая идентичность – это врожденное чувство, имеющееобъективную основу в природе. Этносы, по их мнению, – это расширенные варианты родоплеменной общности, отсюда и своеобразное альтруистическое поведение по отношению к этой группе (непотизм и реципрокность). Примордиалисты считали, что этничность генетически запрограммирована.
2) Инструментализм
Инструменталисты считают этническую идентичность инструментом, создаваемым и используемым элитами обществ дл достижения своих утилитарных целей.
3) Конструктивизм
(распространен в странах, созданных иммигрантами)
Нет объективного понятия этнической идентичности, все это не более, чем интеллекутальный конструкт, который создают ученые, писатели и политики. Этничность – процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то. Что они связаны естественными, и даже природными узами.
30. Основные положения теории этноса, предложенной Л.Н. Гумилевым.
Л.Н. Гумилев рассматривает этнос в качестве природного, биологического явления. Этнос, по Гумилеву, это биофизическая реальность, всегда облаченная в ту или иную социальную оболочку. Человек – часть биосферы Земли. Таким образом, он создает свою часть биосферы, так называемую «антропосферу», или «этносферу». Человек, как часть биосферы, должен жить в гармонии с окружающей природой. В том случае если развитие человека окажет пагубное влияние на окружающую среду, человеческая цивилизация столкнется с экологической катастрофой (он считал таковыми образование пустынь в Месопотамии и Египте).
Ныне доподлинно известно, что космос влияет на биосферу Земли, изменяя силу ее магнитного поля, давление и проч. Гумилев считал, что несколько раз в тысячелетие из космоса приходят сигналы и к человеку, сигналы повышенной активности, побуждения к действию, так называемой «пассионарности». На это могут отреагировать только некоторые люди, «пассионарии» («Ты избран, Нео»). Такие люди ставят общие цели и добиваются создания нового этноса. Этнос – закрытая система дискретного типа. Это означает, что во всем многообразии систем мира этнос, получив импульс, обратно его не возвращает. Полученный «импульс» постепенно растрачивается и, в зависимости от того, как им воспользоваться, приводит либо к достижению равновесия со средой, либо же он попросту распадается. В зависимости от распределения энергии «пассионарного толчка», у каждого этноса образуется биополе. При взаимодействиях этносов совпадающие колебания биополей приводят к межкультурным контактам, а несовпадающие – к конфликтам.
-Короче говоря, все это конечно красиво и круто, но совсем не научно.-
31. Что такое этническая идентичность? Семь типов этнической идентичности. Каковы, по моему мнению, причины формирования каждого из типов этнической идентичности, и каковы социальные следствия каждого из них?
Этничность, или этническая идентичность, - это ощущение собственной принадлежности к определенному этносу + вся гамма чувств, вызываемая этим ощущением принадлежности (от стыда до фанатизма).
Семь основных типов этнической идентичности:
1) Нормальная идентичность – образ своего народа воспринимается положительно, благоприятное отношение к его культуре и истории;
2) Этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение собственной этнической группы, элементы изоляционизма (нестрогая брачная эндогамия);
3) Этнодоминирующая идентичность – этническая принадлежность считается высшей ценностью, безусловно доминирующей над другими типами идентичности; дискриминация представителей других этносов, признание правомерности этнических чисток, строгая эндогамия;
4) Этнофанатизм – агрессивная форма самосознания, этнические интересы понимаются иррационально, ради них готовы идти на любые жертвы;
5) Этническая индифферентность – практическое равнодушие к вопросам этнической принадлежности;
6) Этнонигилизм (в форме космополитизма) – агрессивная форма отрицания важности этнической принадлежности, любых этнокультурных ценностей. По мнению психологов, является результатом низкой оценки собственного этноса;
7) Амбивалентная (поливалентная) этничность – в смешанной этнической среде (когда родители принадлежат к разным этносам)
Знание этих типов важно для профилактики и прогнозирования конфликтов на межэтнической почве.
32. Этнический стереотип. Суть явления стереотипизации. Плюсы и минусы этнических стереотипов. Несовпадение самовосприятия (внутренних стереотипов) и внешнего восприятия того или иного этноса другими народами.
Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что зачастую приводит к единообразию оценочных суждений и, как следствие, моделей поведения. Некие стандарты существуют не только в рамках этноса, но и в других социумах. Существует определенный набор типовых программ, которые выполняются человеком «по умолчанию», а консервативность и регламентированность поведения в той или иной ситуации обычно обусловлена социальной значимостью. Так происходит из-за свойственной человеку «экономии мышления», то есть привычке не растрачивать на быт и повседневность свои душевные и ментальные силы.
Следует, однако, отличать подобные «автоматические» действия от рефлексов, инстинктивных действи и прочих вещей, передаваемых по наследству и обусловленных природным строением. Подобные стандарты возникают только в определенном обществе, и вызваны многолетней традицией передачи этих стандартов из поколения в поколение. Поскольку невозможно передать таким образом весь опыт, человек отбирает самые важные сгустки информации и формулирует их в виде кратких обобщающих предложений, чтобы передать самое важное, самое значимое. В этом заключается суть явления стереотипизации.
Особенности стереотипов:
1) Стереотипизируется как правильное, так и неправильное поведение;
2) Стереотипы неаргументированы - самым весомым аргументом является ссылка на закон предков – но и не нуждаются в мотивации;
3) В идеале стереотипное и реальное поведение должны совпадать, но на практике между ними всегда есть расхождение;
4) Стереотипное представление дает первичное представление о незнакомом народе. Согласно пункту 3), эти представления не всегда точны, но всегда верны в какой-то мере.
Стереотипы подразделяются на автостереотипы (внутренние) и гетеростереотипы (внешние). Внутренние стереотипы всегда стремятся подчеркнуть лучшие стереотипные качества своего этноса. Скажем, этносы экономически развитых стран характеризуют себя как компетентные и добившиеся успеха, а менее развитых – делают упор на духовном развитии. Зачастую внутренние стереотипы не совпадают с внешними стереотипами. Например, «американец тупой» сам американец не разделит, равно как и тот факт, что «любой русский имеет дома АК-47» вызовет лишь улыбку у русского человека.
(не стал писать про этнический образ – это есть у Садохина, но этого нет в вопросе)
33. Этимология термина «культура». Эволюция его значения: Марк Туллий Цицерон, Самюэль Пуфендорф. Дайте несколько определений культуры. Каковы её составные части. Отрасли духовной культуры и очередность их возникновения в процессе культурогенеза. Дайте определение нормам культуры (нравы, обычаи, традиции, обряды, право)
Слово «культура» имеет латинское происхождение и происходит от глагола colere, с двумя значениями – 1) возделывать; 2) поклоняться. От форм этого слова «cultio» и «culte» и произошло современное слово «культура».
Впервые это слово было употреблено НЕ в агротехническом смысле римским оратором Марком Туллием Цицероном в 45 г. до н.э. в речи «Тускуланские беседы». В этой речи «культура» была употреблена в значении «возделывание пространства собственной души».
Оценочное значение слово «культура» приобрело в 18 векев Германии, благодаря Сэмюэлю Пуфендорфу, который в книге «О праве естественном» определил культуру как «совокупность положительных качеств, возвышающих человека, результат деятельности , улучшающий и дополняющий человека».
Определения культуры:
Ницше: «Культура – это лишь тонкая оболочка, скрывающая хаос»
Сэпир: «Культура – это то, что делает и думает народ, а язык – то, как он думает»
Корнилов: «Культура – все, что порождено деятельностью человека и не встречается в деятельности других живых форм на земле; совокупность результатов деятельности человека в материальной и духовной сферах»
Составные части культуры:
1) Духовная культура;
2) Материальная культура;
3) Институты культуры;
4) *Бытовая культура.
Отрасли духовной культуры:
1) Мистика – дологическое мышление, связана с магией;
2) Искусство – материализовавшаяся в культуре мистика;
3) Мифология – первая попытка логически осмыслить мироустройство;
4) Философия – рациональная отрасль духовной культуры, совокупность ответов на фундаментальные вопросы, стоящие перед человеком;
5) Религия – основана на вере в Бога (богов) и является основой духовного объединения людей в наднациональное образование;
6) Наука – рациональная отрасль духовной культуры, основанная на познании реальности в теоретической форме, допускающей эмпирическую проверку или математическое доказательство. Результат синтеза эмпирического знания и философской рациональности;
7) Идеология – система идей, представлений и понятий, запечатленная в разных формах общественного сознания и отражающая интересы тех или иных групп общества.
Нормы культуры:
Нрав – обычай, имеющий моральное значение;
Обычай - правило, форма поведения, в котором закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики; основное средство регулирования поведения в условиях родового строя. Соблюдение обычая обеспечивается мерами общественного воздействия. С появлением государства обычай становится источником права, его соблюдение обеспечивается принудительной силой государства;
Традиция - обычай, установившийся порядок в поведении, в быту;
Обряд - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-либо религиозные представления или бытовые традиции.
Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе
34. Культура материальная и духовная. Как К. Лоренц (в рамках предложенной им во второй половине ХХ века экологической концепции) трактовал назначение этих двух составляющих культуры? Согласны ли Вы с такой трактовкой?
Материальная и духовная культуры – составные части культуры. Материальная культура – совокупность артефактов, созданных данным сообществом людей. Духовная культура подразделяется на семь отраслей духовной культуры (см. билет 33), её создание начинается после осознания человеком собственной смертности, это попытка преодолеть страх смерти.
(далее скомпоновал по материалам из интернета, могут быть неточности, ахтунг!)
Конрад Лоренц и его коллеги-этологи (специалисты в области поведения животных) были автором «экологической концепции», в рамках которой Лоренц утверждал, что стереотипы поведения животных соответствую культурным ритуалам и нормам человека. Культуру же Лоренц считал единственным признаком, по которой человек отличается от животного, и прежде всего отстранение от «звериности» Лоренц видел в воспитании и самовоспитании, науке, искусстве, спорте – словом, во всем, что делает человека человеком. Духовная культура, тем временем, характерна исключительно для человека. Агрессию Лоренц видел как остаток инстинкта самосохранения, заложенного в человека как и во всех животных.
35. Стадии развития культур, предложенные А. Тойнби. Как интерпретирует феномен человеческой культуры психоаналитическая концепция, разработанная в первой половине ХХ века Зигмундом Фрейдом?
Тойнби выделял следующие стадии развития культур: возникновение, рост, надлом, разложе-ние, гибель. Механизмом развития служит, с его точки зрения, «вызов и ответ», когда внешние или внутренние факторы неблаго¬приятно воздействуют на культурную систему и будущее ее зависит от способности противостоять им, т. е. ответить на вызов. Среди причин гибели цивилизации он выделил эгоизм правящей элиты, а также консерватизм и леность населения. Тойнби считал, что западная цивилизация погибнет, но явится предпосылкой новой синкретической религии.
Фрейд:
1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных(фобия-страх) проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения.
2. Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуаций. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сноведениях.
3. Культура проявляет себя исключительно репрессивно; целью её является защита общества от свободного индивида, отринувшего и биологические, и массовидные регуляторы, а средством – тотальная фрустрация, перегонка свободы в чувство вины и ожидания кары, толкающее индивида либо к обезличенности массовидных идентификаций, либо – к аутоагрессивной невротичности, либо – к агрессии направленной вовне, что усиливает культурное давление и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности. З.Фрейд разработал универсальную методологию контроля за мерой репрессивности культуры, названную им «метапсихологией».
В общем, все страшно и непонятно. И из интернета, ибо этого нет ни в Садохине, ни в лекциях, ни в интернете в более приемлемом виде. Да будем же мы молиться, те, кто это прочитает, о том, чтобы нам на экзамене не попался этот билет. Аминь.
36. Появление в ХХ веке феномена массовой культуры. Распад национальных культур на две части – элитарную и массовую. Кем создаются и на кого ориентированы эти культуры? В чем суть тенденции так называемой культурной универсализации? Почему Бьюкенен нынешнюю американскую культуру называет постхристианской и даже антихристианской?
Массовой культурой называется совокупность общемировых элемен¬тов культуры, производимых промышленным способом. Эти элементы рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.
Элитарная культура – это культура особого слоя общества, так называемой элиты – социальной группы, наделенной особыми духовными способностями. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс.
Явление культурной универсализации непосредственно связано с явлением глобализации. Культурная универсализация – это процесс формирования общих культурных норм и ценностей для большинства культур. Наблюдаемый нами в данный момент процесс культурной универсализации предполагает продвижение культуры Запада во всех странах, в том числе и в странах с богатым культурным наследием. Один из механизмов культурной универсализации – это культурная модернизация. В разных странах она протекает по-разному, в частности, в тех случаях, где традиционная культура столь сильна, что довлеет над всеми остальными культурами, модернизация в первую очередь затрагивает, скажем, экономический сектор, материальную культуру, оставляя нетронутой культуру духовную. Тем не менее, конечной целью любой внешней культурной модернизации и, как следствие, культурной универсализации, является пересмотр и переосмысление культурных ценностей принимающей культуры, принятие новых ценностей и перестановка ценностных приоритетов.
Патрик Дж. Бьюкенен в своей работе «Смерть Запада» считает нынешнюю американскую культуру «постхристианской» и даже «антихристианской», потому что современное американское общество отказывается жить по библейским законам, не проявляет должного внимания к религии и более того, на государственном уровне поддерживает безнравственные с точки зрения Священнописания вещи, такие как гомосексуализм и аборты.
37. Функция мифологии и ее роль в развитии этнической культуры. Привести примеры, как в мифологии разных культур описывается сотворение мира и появление человека.
Мифология – одна из отраслей духовной культуры. Это предшественница науки, ведь мифология – первая попытка людей логически осмыслить мироустройство с помощью антропоморфных образов. В частности, если мы возьмем космогонические мифы, мы увидим в них первые попытки логического объяснения появления мира, законов его функционирования, а также появления человека и обоснование его места в мире. Без космогонии мифология превращается в фольклор.
Роль в развитии этнической культуры – может быть, как связующее звено между мистикой и наукой. Может быть, мифология отражает образное мышление тех или иных народов, и народы с богатой мифологией зачастую в определенный период своего развития были сильно развиты (греки, викинги). Догадки
Космогония:
Китай , мифы о творении Вселенной.
1) Самый простой. В начале было яйцо. И яйцо было мировой хаос, сингулярность. Яйцо разбивается, мир начинается;
2) Духи Ин и Янь сотворили мир, все сущее в мире содержит эти духи;
3) До образования мира было 3 персонажа: владыка севера, владыка юга, владыка центра. Владыку центра звали Хуньдунь, и у него на лице не было семи отверстий. Решили владыка севера и юга помочь бедному Хуньдуню и каждую неделю делали ему по одной дырке на лице. Последней дыркой был рот, и как только рот просверлили, Хуньдунь вскрикнул и умер. Из его тела образовалось все во вселенной.
4) Пань-Гу. В яйце 18000 лет спал Пань-Гу. Проснулся он и видит – кругом тьма. Взял он топор (в яйце! – прим. ред.), разбил скорлупу. Все легкое и чистое поднялось вверх, тяжелое и грязное опустилось вниз. Так появились небо и земля. Пань-Гу убоялся, что небо и земля сомкнутся и встал между ними, уперся ногами в землю, а руками держал небо. Еще 18000 лет он рос и отодвигал небо от земли. Один день – один чжан. А один чжан = 8 ци. А 1 ци – 2, 66 м. (итого отодвинул на 17.504.280 метров.) Параллельно с Пань-Гу росло дерево. Пань-Гу перерубил его и радостно вздохнул, и родились из того вздоха ветер и дождь. И наконец-то Пань-Гу открыл глаза. И настал день. А когда Пань Гу умер, его тело дало начало всему на земле. Левый глаз - солнце, правый глаз – луна, 4 конечности – 4 части света, кровь – реки и ручьи, вены и жилы – дороги (sic!), плоть – почва, волосы на голове и усы – растительность, зубы и кости - минералы и металлы, костный мозг – яшма, 5 внутренних органов – 5 священных гор, предсмертный пот – роса и дождь, а парази
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote