Художник Николай Фешин/Женский портрет
................................................................................
Николай Фешин - талантливый русский живописец, портретист. Писал жанровые картины. Занимал значительное место в русской портретной живописи 1910-х гг. Решал интересные художественные задачи в жанре портрета, вводя мотивы натюрморта, используя пленер. Работал в традиции русского психологического портрета. Работы хранятся в АХ, ГТГ, ГРМ, в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани, в частных собраниях США, Москвы, Петербурга. Принцесса (1940-е) [700x682]
Имя художника Николая Ивановича Фешина не слишком известно в сегодняшней России, но в начале прошлого века он был знаменит. Этот выходец из Казани претендовал на звание нового Малявина и был одним из самых любимых художников российской богемы. Его картины пользовались огромным спросом не только в России, но и за рубежом
«Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н .И. Фешиным
................................................................................
Портрет студентки Маши Быстровой (1917) [700x692]
Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. Ия (1928) Золотые волосы [700x675]
Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. О своем ученике Илья Репин высказывался прямо: «Лучший в России живописец». Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908) [700x669]
Окончивший Петербургскую академию художеств в 1909 году Николай Иванович Фешин находился тогда в начале своей карьеры и двигался от передвижнического реализма к авангарду: широкие мазки и мгновенно схваченная композиция. Портрет девушки (Екатерина Антропова) (1910-е) [700x655]
Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912) [680x700]
Ия в крестьянской рубахе (1933) [700x692]
Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: «Портрет неизвестной» (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа «Капустница» (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г.; к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе. Портрет Е.Ф.Ошустович (1916) [633x700]
Таосита (1927—1933) [672x700]
Весна в степи (Портрет А.Н.Фешиной) (1913) [698x700]
Начиная с 1909 г. Фешин — постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1923 году он эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке, однако заболел там туберкулезом, и врачи порекомендовали ему перебраться в места с более сухим климатом. Друзья пригласили его в Нью-Мексико, в Таос, где в то время обитала целая плеяда американских художников, в том числе знаменитая Джорджия О`Киф и выходец из России Леон Гаспар. Творческая атмосфера, сухой климат и своеобразная красота этих мест пришлись по душе Фешину. В 1927 году он переезжает в Таос с женой и дочерью. И к 1933 году в Таосе вырос дом, при первом взгляде на который вспоминаешь Абрамцево. Дама в черном (Портрет А.Н.Фешиной) (1924) [700x674] Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925) [700x655]
Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд) (1917) [700x672]
Однако когда было завершено строительство — в 1933 году, жена Фешина — Александра — подает на развод. После развода Николай Иванович уехал с дочерью Ией в Нью-Иорк, где прожил всего год, а затем вместе с дочерью переехал в Калифорнию. Искусствоведы считают «таосский» период творчества Фешина наиболее ярким и плодотворным. Художник много работал над заказными портретами, исполняя их в своей блистательной технике. Мощную, неистовую и парадоксально гармоничную живопись Фешина можно сравнить разве что с полотнами Сутина. Во всяком случае, движение кисти мастера едва ли не физиологически передает зрителю заряд живописной энергии. Портрет Александры (1927—1933) [683x700]
С 1936 года Фешин много путешествовал, побывал в Мексике, на острове Бали. В 1947 году он купил дом в лос-анджелесском районе Санта-Моника. Там 5 октября 1955 года он тихо скончался во сне. Согласно его завещанию дочь в 1976 году перевезла его прах на родину — в город Казань. Николай Фешин оставил после себя огромное наследие. Однако сказать точно, сколько им было написано, не может никто. Фешин часто дарил или обменивал свои работы, и в каких коллекциях они теперь находятся, не знает никто. Портрет М.В.Евлампиевой (1914) [700x653]
Ия Фешина (Кон.1930-х) [661x700]
Портрет жены архитектора Сидорченко (1915) [700x680]
Русская певица (Портрет Е.И.Хатаевой) (Ок.1924) [686x700]
Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной) (1923—1926) [669x700]
Дама в синем (1923—1926) [677x700]
Известно, что наибольшее число работ находится на родине художника — в Казани — в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Там собрано около 200 его работ. Большая коллекция собрана в музее Старк в штате Техас — 68 работ. Полотна Фешина также хранятся в Музее американского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, музее Фрай в Сиэтле, музее Гарвардского университета. Очень много работ оказалось в частных коллекциях. Портрет Веры Фокиной (1923—1926) [700x671]
M-lle Сапожникова (в шали) (1908) [700x683]
Ия (1928) [687x700]
Американцы считают Николая Фешина «своим» художником. Но сам он никогда не забывал о своей родине и, по словам его дочери, всегда говорил, что самое сильное и самое долговременное влияние на любого художника оказывает все то, что связано со страной, где родился. Жизнь самого Фешина и его творчество являются несомненным тому подтверждением
................................................................................ Живопись Женский образ Портрет