МАСТЕРА РУССКОГО АВАНГАРДА – ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР-РУДОЛЬФ ДАВИДОВИЧ ДРЕВИН (1889-1938), ЧАСТЬ I
Александр Древин. Фотография А.М. Родченко, середина 1920-х гг.
Александр Древин (1889-1938) – российский и советский живописец, график и педагог латышского происхождения. Учился в Риге - сначала в мореходной школе, затем в художественном училище. Как один из лидеров русского авангарда, участвовал во многих художественных объединениях: «Зеленом цветке», «Мире искусства», «Бубновом валете», «Тринадцати» и др. Картины Древина экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине (1922), на XIV Биеннале в Венеции (1924). В 1920 г. сочетался браком с художницей Н.А. Удальцовой. В его ранних работах можно увидеть поиски в русле постимпрессионизма, примитивизма, лучизма, художник создает и беспредметные абстракции, и фигуративные работы, позже переходит к пейзажам и портретам в более экспрессивной живописной манере. Официальная критика обвиняла его в «формализме» и в «самодовлеющей живописности». 17 января 1938 г. Древин был арестован и 26 февраля расстрелян на Бутовском полигоне в Москве, осужденный по делу «латышских стрелков».
А. Древин с отцом, матерью и старшей сестрой. Фотография ок.1893 г., Венден.
Латышский период
Александр Давидович Древин (настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš) родился 3 июля (15 июля по новому стилю) 1889 г. в небольшом латышском городке Вендене, Лифляндская губерния в Российской империи, где прошло раннее детство будущего художника. Родился в семье слесаря. Отец – латыш, мать – немка из Кенигсберга. В 1895 г., когда мальчику было 6 лет, семья переехала из живописного Вендена в Ригу, где отец «в поисках лучшего заработка» поступил на одну из местных фабрик. Переезд из «Лифляндской Швейцарии» с глубокими оврагами и живописной долиной реки Гауя в рабочие кварталы рижской окраины, совершенно лишенные растительности, «вместо которой всюду чернеют шлаковые пустыри и глухие стены заводов… запечатлелся во мне навсегда», писал Александр Древин в своей творческой автобиографии (1933).
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж парка (Parka ainava). 1911 г.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
В 1903 г. Древин окончил Екатерининскую школу в Риге и в 1904 г. поступил в Приготовительную мореходную школу при Магнусгофском училище дальнего плавания, которую окончил в 1907 г. В 1906 г. арестовывался за участие в революционных событиях, после чего был вынужден на полгода уехать в Смоленскую губернию. По собственному признанию, к 19-ти годам он «не знал ничего о живописи и не видел ни одной картины» и своим первым увлечением искусством был обязан одному из товарищей по мореходной школе. «Это новое увлечение настолько захватило меня, что я забыл о мореходной школе и начал писать этюды с природы, без указаний, так как товарищ мой тоже был начинающий и никого из художников мы не знали».
А.Д. Древин (1889-1938). Парковый пейзаж. 1911 г. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж с забором. 1911-1912 гг.
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж. Этюд. 1912 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Красный кувшин. 1915 г. Холст, масло. 80,7 х 77,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Итальянская красавица с цветком. 1915 г.
Панель, масло. 139 x 78,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.
Лот продан за GBP 18.000 фунтов.
А.Д. Древин (1889-1938). Ужин. 1915 г. Холст, масло 130 x 143 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Древин (1889-1938). Женский портрет. Этюд к картине «Беженки у стола». 1915 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Беженки у стола. 1916 г. Латвийский национальный художественный музей, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Беженка (Женщина в синем платье). 1916 г.
Холст, масло. 100 х 89 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Древин (1889-1938). Беженка (Женщина белом платке). 1917 г. Холст, масло.
92,7 х 74,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Натюрморт с кофейником. 1920-е гг. Холст, масло. 35,5 х 51 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
Язепс Гросвальд (1891-1920). Три художника (Валдемар Тоне, Конрад Убанс, Александр Древин). 1915 г.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Древин обратился к искусству довольно поздно: впервые он взял в руки кисть, когда ему было 19 лет. В 1908 г. Древин поступил в Рижскую городскую художественную школу, где учился под руководством известного пейзажиста Вильгельма Пурвита и познакомился с живописью импрессионистов. Уже во время учебы Древин участвует в городских выставках. В 1912 г. участвовал с тремя работами во 2-й выставке латышских художников в Риге, одну из его импрессионистических работ приобрёл Рижский художественный музей. В 1914 г. окончил художественную школу и сблизился с вернувшимся из Парижа Язепсом Гросвальдом (учеником Холлоши и Кес ван Донгена), что дало Древину возможность познакомится с современными модернистскими тенденциями в живописи. Гросвальд и Древин вместе с Карлом Иогансоном, Валдемаром Тоне и Конрадом Убансом создают объединение молодых латышских художников-авангардистов «Зелёный цветок» (латыш. Zaļā puķe).
А.Д. Древин (1889-1938). У потока. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 20 х 29 см.
Галерея «Веллум», Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж. 1920-1940-е гг. Бумага, карандаш. 27 х 34 см.
Галерея «Веллум», Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Латвийский пейзаж. Из коллекции А. Явленского. 1919 г. Холст, масло. 37 х 57,5 см.
Аукцион Kastern GmbH & Co. KG Das Kunst & Auktionshaus, Ганновер, 2013 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Прогулка в поле. 1920-е гг. Картон, масло. 18,5 x 23,5 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж на закате. 1920-е гг. Картон, масло. 18 x 23,5 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Весна в городе Дмитрове. 1922 г. Холст, масло. 82 х 64 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет. 1921 г. Линогравюра. 27 х 23 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Древин (1889-1938). Обнаженная (в пейзаже). 1920 г. Холст, масло. 95,3 х 143 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Георгия Костаки.
А.Д. Древин (1889-1938). Обнаженная (в пейзаже). Вариант. 1918-1920 гг.
А.Д. Древин (1889-1938). Свободная композиция цветовых масс (На обороте «Обнаженная в пейзаже»).
1920 г. Холст, масло. 95 x 142 см. Музей современного искусства, Салоники, Греция.
Коллекция Георгия Костаки.
А.Д. Древин (1889-1938). 1. Беспредметная живопись (Живописная композиция). 1921 г. Холст, масло. 124х95,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. Супрематизм. 1921 г. Холст, масло. 107,2х86,8 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
А.Д. Древин (1889-1938). Эскиз структурной композиции. 1923 г. Картон, смешанная техника. 18,5 х 23 см.
А.Д. Древин (1889-1938). Автопортрет. Игрок в карты. 1915 г. Холст, масло. 80 х 66,5 см.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
Переезд в Москву
В 1915 г. в связи с началом Первой мировой войны и угрозой оккупации Древины, как беженцы, покинули Ригу и вскоре обосновались в Москве на тогдашней окраине за Бутырской заставой. В сентябре Александр Древин участвует в выставке латышских художников в пользу беженцев в Петрограде в галерее Н.Е. Добычиной. Прочувствовав логику французской школы, он смог точно оценить и логику новейшего русского искусства. Отталкиваясь от геометрии супрематизма, Древин начал создавать «широкие свободные композиции цветовых масс». В этом же году он становится членом общества «Бубновый валет». В 1915-1917 гг. Древин работает над серией картин, объединённых темой «Беженки», в которой впервые проявилась самостоятельность его творческой индивидуальности.
А.Д. Древин (1889-1938). Кубо-футуристическая композиция. 1924 г.
Картон, смешанная техника. 31,5 х 23 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Этюд обнаженной. 1924 г.
Картон, смешанная техника. 31 х 18,5 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Композиция на музыкальную тему. 1924 г.
Картон, смешанная техника. 37 х 21 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). 1. Портрет няни. 1920-е гг. 2. Портрет Няни. 1925 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Женщина с ребенком (няня Паша с сыном
художника Андреем). 1923 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет няни Паши в красном. 1923 г.
Холст, масло. 81,5 х 66 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет няни Паши в красном. 1923 г. Холст, масло.
Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Женщина в розовом. 1923 г. Galerie Moenius on October 6, 1921.
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж в Языково. 1923 г. Холст, масло. 84 х 102 см.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Поле овса. 1924 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж. 1923-1924 гг. Коллекция Петра Авена, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Город Дмитров. 1924 г. Холст, масло. 58 х 70 см.
Орловский музей изобразительных искусств.
А.Д. Древин (1889-1938). Город Дмитров. 1924 г. Холст, масло. 72 х 93 см.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Дмитров. 1924 г. Коллекция Петра Авена, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Автопортрет. 1923 г. Холст, масло. 102 х 90 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Древину важно было не столько изобразить людей, покидающих родину, сколько передать саму суть беженца - человека с оборванными корнями, с ощущением неприкаянности, ненужности, отчуждения. Не воспроизведение натуры, а преображение её во имя выразительности - такова отныне цель художника. Для осуществления её нужна была живопись форсированной экспрессии, ёмкая и образная, как метафора, дееспособная и лаконичная, как плакат».
Весной 1916 г. участвует в выставке латышских художников в галерее Лемерсье в Москве. Несмотря на членство в «Бубновом валете», по собственному признанию Древина, до 1917 г. он «не был знаком с русскими художниками, целиком воспитываясь на собрании Щукина». Его рижские друзья оказались в Художественном училище в Пензе. Древин, лишившись привычного круга общения, в одиночестве проходил вторую художественную школу в собрании С.И. Щукина, особенно ценя живопись Андре Дерена и Мориса Вламинка.
А.Д. Древин (1889-1938), атрибуция. Группа беженцев. Холст, масло. 41,5 х 50 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Ранняя весна. 1924 г. Музей «Арбат Престиж», Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Ранняя весна. Фрагмент. 1924 г. Музей «Арбат Престиж», Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Лес в Подмосковье. 1924 г. Холст, масло. 105 х 90,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж. Зима. 1924 г. Холст, масло. 83 х 70 см.
Коллекция Юникредит банка, Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Дорога. Желтое небо. Середина 1920-х гг. Частное собрание, Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет Няни. 1925 г. Бумага, карандаш.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет сына Андрея (1921-1996). 1926 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет сына Андрея. Ок.1926 г.
А.Д. Древин (1889-1938). В избе. 1926 г. Коллекция Петра Авена, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Рыбалка на реке (Fishing on the river). 1926 г. Холст, масло. 68 х 82 см.
Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Языково. 1926 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Урал. Пейзаж с рекой. 1926-1928 гг. Холст, масло. Галерея «Элизиум», Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Автопортрет. 1923 г. Холст, масло. 62,5 х 59 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Первые годы после революции
«Сближение с русскими художниками произошло после того, как 9-й латышский стрелковый полк выдвинул меня на общественную работу в Национальный латышский комиссариат; тогда же я принимал участие в выставке в Кремле, устроенной стрелками, где я выставил примитивы и беспредметные работы. После 1-й выставки Союза художников Москвы, где я впервые выставился с русскими художниками, В.Е. Татлин пригласил меня в Отдел изобразительных искусств (ИЗО Наркомпроса), где я проработал до 1920 года». Здесь Древин участвует в подготовке посмертной выставки О.В. Розановой (1886-1918) и вступает в конфликт с К.С. Малевичем.
А.Д. Древин (1889-1938). На Урале. 1927 г. Холст, масло. 69 х 83,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г.
Лот продан за GBP 37.500 фунтов.
А.Д. Древин (1889-1938). Старые уральские горы. 1927 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Вечер. Урал. 1927 г. Коллекция Петра Авена, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Долина на Чусовой. 1928 г. Холст, масло.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Д. Древин (1889-1938). Река Чусовая. 1928 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Наводнение. 1928 г. Холст, масло. 69,8 х 83,2 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Алтайский пейзаж. 1928 г.
А.Д. Древин (1889-1938), атрибуция ГТГ. Вечерний пейзаж. 1928-1929 гг. Холст, масло. 31,5 х 45 см.
Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Сцена на ферме (В колхозе). 1928-1930 гг. Холст, масло. 28 х 37 см.
Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Вид из окна. Меншикова башня. 1929 г. Холст, масло. 68 х 82 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Цена $145.000 дол. 2-е место в ценовом рейтинге художника.
А.Д. Древин (1889-1938). Сухая берёза. 1929 г. Холст, масло. 40 х 50 см. Галерея SCHATZ’I, 2009 г.
Эстимейт EUR 200.000 евро.
А.Д. Древин (1889-1938). Зимний пейзаж из окна. Алтайская серия. 1929 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Автопортрет. 1923 г. Холст, масло. 53 х 29 см.
В 1919 г. Древин также руководит Музеем живописной культуры (МЖК), вступает в Ассоциацию крайних новаторов живописи и входит в состав объединения латышских художников «Группа экспрессионистов». Его работы экспонируются на ретроспективной выставке объединения в Риге. Наряду с работами из цикла «Беженки» (которые впоследствии автор называл «примитивами»), в первые послереволюционные годы Древин выставляет ряд абстрактных работ, в которых нашли отражение его эксперименты с беспредметной формой и ее живописным воплощением. Среди течений русского авангарда «эти отвлеченные композиции ближе всего к принципам лучизма» М.Ф. Ларионова.
В 1920 г. Древин приглашен на работу в качестве профессора в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где был руководителем мастерской вплоть до закрытия института в 1930 г. С 1921 г. член Российской академии художественных наук (РАХН), деятельный участник дискуссий в Институте художественной культуры (ИНХУК).
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет сына. 1929 г. Пример изображения человека,
как натуры с незавершенным движением.
А.Д. Древин (1889-1938). Купальщица. 1929-1930 гг. Холст, масло. 54 х 70,2 см.
Собрание Инны Баженовой.
А.Д. Древин (1889-1938). Купальщица. Эскиз. 1929-1930 гг.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет художницы Е.Ф. Ермиловой-Платовой (1895-1974).
1929-1930 гг.Холст, масло. СБМ-Галерея, Московская область.
А.Д. Древин (1889-1938). Едут на работу. Алтай. Эскиз. 1929-1930 гг. Холст, масло. 60 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Всадники. 1930 г. Бумага, карандаш. 28 х 36 см.
А.Д. Древин (1889-1938), атрибуция ГТГ. Двусторонняя композиция из серии «Алтай» (1). 1930 г.
Бумага, гуашь, акварель. 26 x 34 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938), атрибуция ГТГ. Двусторонняя композиция из серии «Алтай» (1). 1930 г.
Бумага, гуашь, акварель. 26 x 34 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Алтай. 1930 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Две косули. 1930 г.
А.Д. Древин (1889-1938). Газели (Две косули в горах). 1930-1931 гг. Холст, масло. 67,5 x 89,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Косуля. 1930-1931 гг. Холст, масло. 67 х 82 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет Надежды Удальцовой. 1923 г. Холст, масло. 76 х 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Важную роль в личной и творческой судьбе Александра Древина сыграла встреча с талантливым живописцем Надеждой Удальцовой. В 1920 г. она стала его женой. В 1921 г. у них родился сын Андрей. (Подробнее о Н.А. Удальцовой см. мои посты, ч. I-III)
В 1922-1924 гг. Древин возвращается к натурной живописи, создает цикл автопортретов (1923), пишет портрет жены, много работает над пейзажем в Подмосковье, в деревне Сокольники (станция Влахернская) и в городе Дмитрове. В 1922-1923 гг. произведения художника экспонируются на 1-й выставке русского искусства в Берлине, Амстердаме. Часть его работ закуплена для зарубежных музеев, в том числе для общества «Société Anonyme», чья коллекция в 1941 г. вошла в собрание Художественной галереи Йельского университета.
В 1923 г. вместе с бывшими участниками группы «Бубновый валет» Древин экспонируется на «Выставке картин» в Москве, в 1924-1925 гг. присоединяется к группе «Московские живописцы» и участвует в их выставке. Тогда же вступает в АХРР, но вскоре выходит из Ассоциации.
А.Д. Древин (1889-1938). Портрет Н.А. Удальцовой. 1926 г. Холст, масло.
Галерея «Элизиум», Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Долина реки Чарыш. 1940 г. Холст, масло. 59 х 70 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
А.Д. Древин (1889-1938). Пейзаж с двумя фигурами. 1930 г. Холст, масло. 84,8 x 68,5 см.
Музей современного искусства, Салоники, Греция. Коллекция Георгия Костаки.
А.Д. Древин (1889-1938). Куст. 1930 г. Холст, масло. 69 х 88,4 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Д. Древин (1889-1938). Сухая береза. Алтай. 1930 г. Холст, масло. 61 х 70 см.
Латвийский национальный художественный музей, Рига.
А.Д. Древин (1889-1938). Алтай. Сухая береза. 1930 г. Музей русского искусства.
Коллекция Абрамяна, Ереван.
А.Д. Древин (1889-1938). Алтай. Сухая береза. 1930 г. Холст, масло. 78,1 x 103,4 см. Частное собрание.
А.Д. Древин (1889-1938). Ивняк. Алтай. 1930 г. Холст, масло. 64х79 см. Частное собрание.
А.Д. Древин, Н.А. Удальцова и их сын Андрей. Фотография ок.1925 г.
Во второй половине 1920-х - начале 1930-х гг. А.Д. Древин и Н.А. Удальцова для подготовки к большим выставкам много раз выезжали в творческие командировки, наиболее плодотворными из которых стали поездки на Урал (1926-1928), Алтай и Восточный Казахстан (1929-1932), в Армению (1933).
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии, стр. 290-291, 307-308. ( см. Энциклопедия русского авангарда)
М.Б. Мясина. Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе.
Москва, Издательство «Советский художник», 1973 г. Древин Александр Давидович
(Древиньш) – Стр. 50-61.