17 марта 160 лет назад родился гениальный русский художник Михаил Александрович ВРУБЕЛЬ. О нем и его жизни я писала уже (http://my.mail.ru/community...), и сегодняшний пост считайте продолжением, частью второй. Частей предвидится еще, надеюсь, много - к каждому дню рождения по теме творчества маэстро. Сегодня о его знаменитых ДЕМОНАХ.
[показать]
Это самое, пожалуй, знаменитое живописное произведение Врубеля. Но сегодня я хочу показать его графические работы: рисунки и акварели.
[показать]
А еще его демонов и его иллюстрации к Лермонтову, Пушкину, Гёте. Врубель был хорошим графиком (замечательным), он довел до совершенного мастерства чистяковскую систему рисунка, которой обучался в Академии художеств, и в равной мере владел всеми графическими материалами. Начнем с иллюстраций к поэме М.Ю.Лермонова "Демон"
У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. В листе «Демон в келье Тамары» выражением таинственного покоя овеяно ясное и непроницаемое лицо героини.
Иллюстрации к «Демону» - вершина мастерства Врубеля-графика. Они создают впечатление красочности, хотя исполнены черной акварелью. Лист «Пляска Тамары» удивителен своей цветистостью, переливчатым узором. Художник без помощи красок передал эффект расписных ковров, цветных галунов, сверкания восточной пляски. Это достигается богатством тональных переходов в пределах черно-белой шкалы и верно найденными отношениями.
[показать]
Переходы у Врубеля от темного к светлому прерывисты: каждый фрагмент тени или света имеет собственное очертание, внутренний контур. Костюм пляшущего черкеса испещрен мельчайшими деталями, каждая имеет свою силу тона - все вместе они создают ощущение многоцветных градаций темного и светлого.
[показать]
Подобные эксперименты Врубель называл поисками «техники», но в этом понятии сосредоточено не просто высокое умение. Волшебная техника Врубеля давала возможность воплотить его видение Природы. В замечательном рисунке «Несется конь быстрее лани» автор захватывающе передал стремительный бег коня.
Отрывистыми штрихами он подчеркнул динамику бега: горные уступы изображены стремительно летящими в обратном направлении.
Но вернемся к демону Лермонтова:
[показать]
0
[показать]
[показать]
Стихийного, отдельного от формы цвета у Врубеля не было. Он пишет цветом переход одного тона в другой, твердо устанавливая границы: цветовые массы у него являются элементами, строящими форму.
Вот что писали о графическом мастерстве Врубеля его современники: Н.П.Ге: «Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники. Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?»
Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета - все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».
Созданное редко удовлетворяло художника. Он часто бросал работы незаконченными, переписывал до неузнаваемости. Как было в его работе над полотном «Демон поверженный».
[показать]
[показать]
[показать]
После бешеного всплеска энергии наступила катастрофа. Художник оказался на пределе сил. Каждый день вступал в борьбу с «духом зла», стараясь одолеть его, подчинить своей воле. Увы, на «Демоне поверженном» оборвался дух художника.
Его художественной миссией было служение красоте, а девизом - «Истина в красоте». Врубель мучительно раскаивался в том, что связал свое творчество с «духом тьмы». Ему хотелось вернуться к себе, «с душой, открытой для добра». Поэтому его концепция «художника-пророка» далека от эстетизма. «Художник достоин пророческой миссии, только приобщившись к человеческим страданиям и тревогам».
Слава пришла к художнику в самый тяжкий момент его жизни. Работами сумасшедшего Врубеля стали восхищаться. Возникавшие вокруг художника бесчисленные легенды сыграли свою роль в том, что он стал знаменит.
Голова Демона, 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова.
Каждый день с раннего утра Врубель переписывал своего «Демона». Были дни, когда «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении его лица глубокая грусть и новая красота...
[показать]
Способность к творчеству не покидала художника, но приняла гипертрофированные формы. Врубель переписывал ежедневно огромный холст, и посетители выставочного зала воочию могли видеть, как за ночь менялся Демон. Как в этой безумной битве мелькали и исчезали, чередуясь с ожесточенными и страшными, облики необыкновенной красоты. «Демон» оказался мощным катализатором и ускорителем безумия мастера.
Последним всплеском озарения в творчестве художника стала тема Пророка, навеянная стихотворением А.С.Пушкина. Вначале был сделан выразительно экспрессивный рисунок головы Пророка. Затем автор посвятил ей картину, на которой Пророк потрясен явлением ангела, вырастающего в сиянии крыл. В картине «Азраил» шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в руках изображен без. Пророка. Из зелено-лиловых переливов возникает лик ангела смерти. Художник придает ему сходство с собой в рисунке «Голова Пророка» и в композиции «Шестикрылый серафим», но врубелевский Пророк бессилен, чтобы «глаголом жечь сердца людей».
[показать]
Лично пережитое и всеобщее слилось у Врубеля в теме пушкинского Пророка, ставшей его лебединой песнью. Оно претворилось в тему трагической судьбы художника.
[показать]
В мировой литературе Врубеля привлекало только возвышенное и серьезное: он любил Гомера, Шекспира, Данте, Гете, Лермонтова, Пушкина, русский эпос, Библию. Надо отметить, что в его творчестве очень мало произведений, не имеющих литературного источника.А тема темных сил и грешных душ интересовала его давно:
[показать]
О рисунках Врубеля последнего периода прекрасно написал художественный критик Н.Пунин: «Пусть строгому и острому взгляду кажется, что, начиная с 1902 года, линии в рисунках Врубеля сбиваются, теряют свою гибкость и свою чистоту, начинают иногда лепетать почти по-детски. Может быть, действительно, во всех работах, сделанных мастером после первого приступа безумия, нет уже больше той твердой сдержанности и той схемы до конца продуманного стиля, которые придают суровость и четкую строгость прежним работам Врубеля. Но, нам кажется, что никогда прежде художник не достигал той силы выразительности и страстности, которая скрыта во всех этих спутанных и обезумевших космах, в этих лаконических штрихах...» Художник был одинок в искусстве: ни к какой группе он не примыкал, не имел учеников или последователей
[показать]
В творческих поисках и находках мастера отсутствовало подражание природе и имитация цвета и формы, а высочайший интеллект, талант и мастерство сочетались с независимым и гордым духом. К сожалению, гений Врубеля не поняли даже коллеги-художники из «Мира искусства». А.Бенуа в книге о русской живописи упрекал Врубеля в «вывертах» и нарочитом гениальничании, но и ретроспективизм и иронические стилизации Сомова и Бенуа были совершенно чужды мощи Врубеля, устрашавшего своим гением эстетов «мирискусников».
Умер Михаил Врубель14 апреля 1910 года в больнице, где провел последжние годы. Гроб с его телом был установлен в Академии художеств. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Родился Михаил Врубель 17 марта 1856 года 1856 -1910) Первый «Демоном сидящий» был написан в 1890 году.
[показать]
[показать]
Биография довольно полно и хорошо представлена в Вике https://ru.wikipedia.org/wi...
Для составления текста использованы статья Федорова-Давыдова "Природа и человек в творчестве Врубеля" и монография Натальи Дмитриевой "Михаил Врубель"
Другие сообщения в ИСКУССТВЕ: "Трудный путь к Олимпу" - в основном о живописи и жизни http://my.mail.ru/community...;
Очень интересная статья Андрея Дьяченко "Символизм Михаила Врубеля"http://my.mail.ru/community...