ХУДОЖНИК БОРИС ГОЛОПОЛОСОВ (1900-1983). ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД
Борис Голополосов. Борьба за знамя (Сражающиеся революционеры). 1928 г. Холст, масло. 144х153 см. Государственная Третьяковская галерея.
Живописная манера Бориса Александровича Голополосова не находит прямых аналогий в искусстве 1920-1930-х годов и выглядит вполне самостоятельной, яркой, выразительной. Трагическая экспрессия цветового и пластического видения придает всем его работам предельную искренность и честность.
Борис Александрович Голополосов родился 5 (18 по новому стилю) октября 1900 г. в Архангельске в семье инженера-железнодорожника. С 1912 г. жил в Москве. Окончил гимназию, посещал занятия в Московской консерватории по классу скрипки. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С.В.Малютина и В.Н.Яковлева, во Вторых государственных свободных художественных мастерских ВХУТЕМАСе в 1919-1925 гг. у А.В.Шевченко. В 1923 г., будучи студентом, спроектировал и расписал павильон «Винторг» на 1-й Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В период обучения Голополосов испытал влияние искусства немецкого экспрессионизма. Это влияние не было ограничено знакомством с экспозицией Первой германской художественной выставки в октябре 1924 г. в Москве, которую посещал молодой художник. Как и другие ученики А.В.Шевченко, Голополосов был хорошо знаком с новейшими течениями европейского изобразительного искусства, в том числе с творчеством Эдварда Мунка и Джеймса Энсора. В том же году вместе с группой учеников А.В.Шевченко впервые принял участие в выставке «Первая выставка станковых художников», будущего общества «Цех живописцев». Голополосов являлся членом правления этого объединения.
Художника всегда отличало высокое живописное мастерство и яркая индивидуальность, что явилось следствием учебы у А.В. Шевченко, замечательного мастера и педагога. Большинство учеников Александра Васильевича шли в искусстве своими путями, но всех объединяло одно, – высокая, разносторонняя художественная культура, основанная на выучке и безукоризненным владением материалом. Работы «У мавзолея Ленина» (1927 г.) и «Борьба за знамя» (1928 г.) написаны по личным впечатлениям и передают ощущения жесточайшей политической борьбы.
Курящая женщина. 1920-е. Бумага, карандаш. 24х19 см. Частное собрание.
Закат. 1921-1923 гг. Бумага, карандаш.
Богатый вроде Рокфеллера.1920-е. Рисунок.
Ню. 1920-е. Бумага, акварель. 30,8 х 17,5 см.
В пивной.1920-1930-е. Холст, масло. 96,6 х 64,5 см.
Без названия. 1920-е гг.
Паук. Сон. 1923 г. Холст, масло. 64,2х76,7 см. Картина экспонировалась на выставке «Франц Кафка» в Музее А.С. Пушкина. Москва, 2015 г.
Одиночество. Убийца. 1923 г.
Распятый. 1923 г.
1) Мужской портрет (Сумасшедший). 1924 г. Холст, масло. 143,5х71 см. Государственная Третьяковская галерея.
2) Баня. Чад. 1924 г.
Половодье весной. 1920-е. Холст, масло. 67 х 94 см.
Огороды. Дипломная работа в мастерской А.В. Шевченко. 1925 г. Холст, масло. 71х99 см.
Трактор в поле. 1927 г. Холст, масло. 100х180 см. Архангельский музей изобразительных искусств.
У мавзолея Ленина. (Траурный день памяти В.И. Ленина). 1927 г. Холст, масло. 145х177 см. Архангельский музей изобразительных искусств.
Восстание. 1927 г. Холст, масло. 85х200 см. Государственная Третьяковская галерея.
Член АХРР с 1931 по 1932 гг. Голополосов объездил полстраны, исходил пешком, охотился, не раз плавал матросом на швартботе по Каспию. Колорит живописных работ Бориса Голополосова всегда узнаваем и решается характерными цветовыми сочетаниями, в своей палитре он смело использует контрасты черного и белого, пурпурные, красные, синие и фиолетовые оттенки, часто он работает «на грани», используя провокационные сочетания синего, фиолетового, красного, умудряясь обходиться почти всегда без зеленого, что в некоторой степени противоречит классике, тем не менее его картины всегда остаются цвето- и светоносными, гармоничными.
Критик в обзоре выставки «Цеха Живописцев» 1928 года кратко и ярко высказался о работах художника «У мавзолея Ленина», «Утопленник», «Восстание»: «Голополосов с помощью своей условной красно-синей гаммы ищет эффектов динамических и декоративных».
Совхоз близ Ярославля. 1928 г. Холст, масло. 103х147 см. Государственная Третьяковская галерея.
Ленин - вождь пролетариата. 1929 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Ленин - вождь пролетариата. Фрагмент (1). 1929 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Ленин - вождь пролетариата. Фрагмент (2). 1929 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Урок политграмоты. Первая передвижная выставка живописи и графики. Каталог. Москва, Наркомпрос. 1929 г.
Дагестанские рыбаки. 1928 г. Бумага, тушь, 15,2 х 15,4 см.
Путина. 1930-е. Бумага, акварель. 21,3 х 22,3 см.
Рыбаки Каспийского моря. 1930-е. Бумага, акварель. 23,2х35,3 см.
Судостроительная верфь. 1930-е. Бумага, акварель. 21х22,3 см.
Судостроительные верфи им. Карла Маркса. 1930-е. Бумага, акварель. 19,2х25,4 см.
Сдача рыбы на шаланду. 1920-1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Подписание договора между колхозными рыбаками. 1930-1932 гг. Холст, масло. 99х109,7 см.
Уборка палубы. 1920-1930-е. Холст, масло. Холст, масло. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Шторм. Авария. 1931 г. Холст, масло. 79 х 106 см.
Рабочие у лебёдки. Днепрострой. 1932 г. Холст, масло. Собрание Ю.М. Носова.
Днепрострой. 1932 г. Бумага, акварель. 24 х 18 см.
Днепрострой. 1932 г. Бумага, акварель.
Бурильщики. 1932 г. Холст, масло. 100 х 70 см.
На чайных плантациях. 1930 г. Бумага, акварель. 21х28,9 см.
Уборка чая. Эскиз панно. 1930 г. Бумага, акварель, пастель. 21,2х27,7 см.
Купальщица. 1930 г. Бумага, акварель. 30 х 20 см.
Композиции картин Голополосова, как правило остры и ассиметричны, созвучны композиционным схемам художников ОСТа, он не смущаясь режет балки, механизмы и леса, корабельные мачты, стрелы строительных кранов и экскаваторов. Все персонажи и техника находятся в движении, – вагонетки канатных дорог двигаются, краны поднимают и опускают грузы, платформы и лебедки вращаются, все подчинено ритму и пульсу времени. Художник сознательно не акцентируя психологическое состояние персонажей своих работ, передавал душевное напряжение человека не столько мимикой и выражением лица, сколько острой композицией, позой, ракурсом, движением и колоритом («Дагестанские рыбаки» 1928 г., «В трюме» 1930-е гг.).
С середины 1930-х гг. творчество Голополосова подвергается жесткой критике, его работы больше не выставляются. В 1937 г. он создает свое самое известное произведение «Человек бьется головой о стену». Это манифест и, вероятно, самое значительное произведение русского искусства 1930-х годов. В нём художник сумел собрать и сделать видимой огромную боль, страх и ощущение безысходности. Здесь приёмы экспрессионизма соединяются с элементами сюрреализма. В 1938 г. Голополосов написал ещё более мрачную фантасмогорическую картину «Тупик». В том же году он был исключен за «формализм» из МОСХа, куда был принят в 1933 г. Обвиняли его за «морщинки на небе» над Чиатурским поселком, за «ненатуральный цвет гор», за отсутствие пуговиц на спецовках колхозников-рыболовов и т.п. Труд у Голополосова не светлый и созидательный, а утопический, не всегда приносящий радость и удовлетворение. Персонажи его некоторых произведений напоминают каторжан или рабов («Днепрострой» 1932 г., «Чаква. Батум» 1930 г., графические циклы: «На чайных плантациях», «Судоремонтные верфи» и т. д.), они далеки от светлых образов строителей будущего.
Швеи. 1930 г. Бумага, тушь, гуашь, белила. 14х12,5 см.
Из серии «На Каспии». 1931-1934 гг. Бумага, тушь, гуашь, белила. 17х11,5 см.
Из серии «На Каспии». 1931-1934 гг. Бумага, тушь, гуашь, белила. 14х11,5 см.
Из серии «На Каспии». 1931-1934 гг. Бумага, тушь, гуашь, белила. 12х12 см.
Бригада резальщиц рыб. 1933 г. Холст, масло. 71х97 см. Архангельский музей изобразительных искусств.
Разделка рыбы. 1933 г. Бумага, акварель. 19 х 22 см.
Разгрузка. 1933 г. Бумага, акварель. 21 х 22 см.
Марганцевые разработки в Чиатуре. 1933 г. Бумага, акварель. 21х29,3 см.
На Чиатурских разработках. 1933 г. Бумага, акварель, тушь, 32,3х22,3 см.
Марганцевые разработки в Чиатуре. Кавказ. 1933 г. Коллекция семьи художника, Москва.
Зима в Чиатуре. Разработка марганца. 1934 г. Холст, масло. 112х95 см.
Человек бьется головой о стену. 1937 год (!) Холст, масло. 107х71 см.
Тупик. 1938 г. Картина экспонировалась на выставке «Франц Кафка» в Музее А.С. Пушкина. Москва, 2015 г.
Борис Голополосов. Автопортрет.
Спустя почти 40 лет после исключения из МОСХа в 1977 г. Голополосов участвовал в выставке «Художники 1-й пятилетки»: Однодневная выставка, организованная Ольгой Ройтенберг в Москве. В 1979 г. был восстановлен в Союзе художников. Последние годы жил и работал в Москве.
Борис Александрович Голополосов умер 22 декабря 1983 г. в Москве.
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Архангельском музее изобразительных искусств, Государственном музее искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого, г. Нукус, в музеях г. Вологды, Дрездена (Германия) и частных собраниях.
Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва, Издательство «Галарт», 2008 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Голополосов, Борис Александрович – Википедия.
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/golopolosov-boris-aleksandrovich/
3. Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва, 2008 г.
4. http://tramvaiiskusstv.ru/all-articles/item/247-boris-golopolosov.html
5. http://www.pv-gallery.ru/author/1481/Golopolosov-B-A/