ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 14 - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ ЭДВАРДА БЕРН-ДЖОНСА)
ЛЕГЕНДА О ПИГМАЛИОНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭДВАРДА БЕРН-ДЖОНСА.
Английский живописец и иллюстратор Эдвард Бёрн-Джонс был близок по духу к прерафаэлитам. Понятное дело, что о жизни и творчестве живописца нужно делать отдельный материал. Я же ограничусь только одной темой и биографической справкой. Бёрн-Джонс дважды обращался к сюжету мифа о Пигмалионе и Галатее, сделав серии из четырех картин. Причем, написал он эти серии с разницей в пять-десять лет, практически сделав во второй серии повтор первой – и по композиции, и по сюжету. Поэтому, собрав обе серии и с десяток эскизов к ним, представляю вам бёрн-джонсовскую трактовку Пигмалиона и Галатеи, а затем расскажу и о самом художнике.
I серия
Первая серия писалась Берн-Джонсом в 1868-1870 годах Она включает 4 картины, которые имеют каждая свое название. Находится серия в коллекции Джозефа Сеттона в Париже.
Edward Burne-Jones (1833-1898) Pygmalion III, The Godhead Fires (Огни богов), First Series. 1868-1870 гг.
Очень часто эту картину называют "Афродита и Галатея".
Edward Burne-Jones (1833-1898) Pygmalion IV, The Soul Attains (Обретение души), First Series. 1868-1870 гг.
II серия
Вторая серия «Пигмалион и Галатея» писалась спустя пять лет (с 1875 по 1878), хотя в некоторых источниках указываются другие годы создания, вплоть до года смерти художника - 1898-го. Все картины второй серии находятся в Музее искусств Бермингема в Великобритании.
Edward Burne-Jones (1833-1898) Study for Pygmalion and Galatea at the Altar of Hymen (Пигмалион и Галатея у алтаря Гименея). 1867 г. Birmingham Museums and Art Gallery
George Frederic Watts (British, 1817-1904) Sir Edward Burne-Jones (1833-1898) 1869-1870 гг. Birmingham Museums Trust
Английский живописец, один из наиболее видных представителей Движения искусств и ремёсел.
Бёрн-Джонс получил начальное образование в Школе короля Эдварда в родном Бирмингеме. С 1848 года он посещал вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году изучал теологию в Эксетер-колледже (ныне Оксфордский университет). Здесь Эдвард познакомился и подружился с поэтом и художником Уильямом Моррисом (William Morris, 24 марта 1834 - 3 октября 1896), и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, приняли решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году художник Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 12 мая 1828 - 9 апреля 1882) встретился с Моррисом и Бёрн-Джонсом, это знакомство стало началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.
George Frederic Watts (British, 1817-1904) William Morris 1870 г. National Portrait Gallery, London
George Frederic Watts (British, 1817-1904) Dante Gabriel Rossetti. 1870-1871 гг. National Portrait Gallery, London
В 1856 Бёрн-Джонс обручился с дочерью английского священника Джорджа Брауна Макдональда (1805-1868) - Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840-1920). В семье Макдональдов было 7 дочерей, некоторые из них прославились своими браками с видными деятелями викторианской эпохи. Алиса (1837-1910) вышла замуж за книжного иллюстратора Джона Локвуда Киплинга и была матерью писателя Редьярда Киплинга. Агнесса (1843-1906) вышла замуж за президента Королевской Академии художеств Эдварда Пойнтера. С богемной средой младших сестер познакомил Генри (1836-1891), Джорджиану, которая сама училась на художницу, познакомил с Эдвардом тоже он, поскольку являлся старым школьным другом Бёрн-Джонса.
Edward Burne-Jones (British, 1833-1898) Portrait of his wife Georgiana Burne-Jones, with their two children, Philip and Margaret, in the background. 1883 г.
Photograph Frederick Hollyer - Georgiana (née Macdonald), Lady Burne-Jones. 1882 г.
В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с английской писательницей Джордж Элиот (George Eliot, 1819-1880). В 1861 году Джорджиана родила сына Филиппа, второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, где в 1866 году родилась дочь Маргарет.
В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18-го века с большим садом в Фулеме. В течение 1870-х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента. Этот роман историки называют «эмоциональной кульминацией жизни художника».
В эти непростые для семейной жизни годы сама Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджиана и Моррис были близки до конца жизни.
Еще в двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя книгу «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца жизни создавал полотна, посвящённые легендам из этой книги. Красота и таинственность древних преданий пленили художника потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс до конца жизни сохранял веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство, хотя при этом много и грешил.
Искусствоведы отмечают, что картины художника почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени и почти нет динамики. Бёрн-Джонс не увлекался детализацией и излишним реализмом, как многие прерафаэлиты. Художник делал упор на линию, колорит его работ часто золотисто-оранжевый. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй.
George James Howard (British, 1843–1911) Edward Burne-Jones.
В последнее десятилетие жизни Эдвард Бёрн-Джонс был удостоен заслуженных званий и наград. В 1884 году он получил Орден Почётного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка» (King Cophetua and the Beggar Maid), в 1885 году художник избирается ассоциированным членом Королевской Академии художеств, но в 1893 году почему-то отказывается от этого звания. А в 1894 году получает титул баронета.
Сын художника Филипп Бёрн-Джонс (Philip Burne-Jones, 1861–1926) стал известным портретистом, а любимая дочь Маргарет (1866- 1953) вышла замуж за Джона Вильяма Мэкейла (1850-1945), друга и биографа Морриса, профессора поэзии в Оксфорде в 1911-1916 годах.
Philip Burne-Jones holding a cat.
Philip Burne-Jones (British, 1861-1926) Sir Edward Coley Burne-Jones, 1st Bt. 1898 National Portrait Gallery, London
Этот портрет отца Филипп написал в год его смерти.