Это цитата сообщения
Tim_Lalov Оригинальное сообщение Валентин Гафт - эпиграммы и стихи.
[400x]Валентин Гафт – Народный артист РСФСР, Лауреат Царскосельской художественной премии, стал первым лауреатом театральной премии им. И. Смоктуновского и др.
Фильмография: "Семнадцать мгновений весны", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Чародеи", "Визит к Минотавру", "Небеса обетованные", "Мастер и Маргарита", "Старые клячи" и др., всего – 110.
Эпиграмма Валентина Гафта на себя:
Гафт очень многих изметелил
И в эпиграммах съел живьём.
Набил он руку в этом деле,
А остальное – мы набьём.
Валентин Иосифович Гафт - нуждается ли в представлении этот актер, любимый и почитаемый огромным количеством зрителей?
Но речь пойдет не о творчестве актера, а об эпиграммах и стихах. Некоторые эпиграммы Гафта можно назвать
жесткими, даже жестокими... Но актеры, по-настоящему яркие, талантливые и самодостаточные относились и
относятся к ним с юмором и не обижаются.
Реакция на произведения Валентина Иосифовича далеко не однозначна. Но на то и названы они автором эпиграммами, а не одами, дифирамбами и панегириками.
Многих из актеров, чьи имена упомянуты в эпиграммах, увы, уже нет с нами. Светлая им память!
В.Гафту
Когда ты сочиняешь эпиграммы,
Ты сам себе копаешь яму.
ЗИНОВИЮ ГЕРДТУ
О, необыкновенный Гердт —
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт:
Колено-он-непреклоненный.
Зиновий Гердт получил на войне ранение в ногу. После нескольких операций он стал хромать. Эту эпиграмму Гафт считает самой успешной из написанных им. По его словам, Зиновий Ефимович сам охотно произносил эти лестные для себя строчки.
НИНЕ УРГАНТ
Любить тебя должны за то:
За «Белорусский твой вокзал»
За песню лучшую в кино!
Я потрясен! Я все сказал!
Широкую известность и любовь публики Нина Ургант получила после выхода на экраны киношедевра «Белорусский вокзал», где она сыграла бывшую батальонную медсестру и спела знаменитую песню Булата Окуджавы и Альфреда Шнитке «Нам нужна одна победа». Многие ценители кино убеждены, что после такого фильма можно больше ничего не снимать, а после такой роли можно ничего больше не играть.
ЛИЕ АХЕДЖАКОВОЙ
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.
Валентин Гафт прочитал эту эпиграмму на творческом вечере Эльдара Рязанова в Политехническом музее. На эту эпиграмму Лия Ахеджакова обиделась, на что Гафт сказал ей: «Да ты что! Играешь всегда одинаково хорошо!».
АЛЕКСАНДРУ ШИРВИНДТУ И МИХАИЛУ ДЕРЖАВИНУ
Гафт вместе Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным был на гастролях в Америке. Там он написал эту эпиграмму. Впервые он прочитал ее на концерте в эмигрантской аудитории.
Нет их смешнее и добрее,
Всё, что ни сделают, – ол райт,
Вот дружба русского с евреем.
Не то что ваши блэк энд уайт.
ИГОРЮ КВАШЕ
С Игорем Квашей Гафта связывала работа в театре «Современник». Когда Кваши не стало, Гафт сказал, что теперь ему трудно заходить в театр, когда там нет Игоря Кваши, театр словно опустел. Валентин Гафт всегда восхищался способностью Кваши переживать жизнь своего героя на сцене.
Артист великий, многогранный,
Чего-то глаз у Вас стеклянный.
Быть может, это фотобрак?
Так почему ж хорош пиджак?
В последние годы появляются в продаже сборники его стихов, которые позволят лишь приоткрыть занавес ТЕАТРА ГАФТА, за которым откроется необыкновенная и многогранная личность человека, обладающего тайной удивительного актерского обаяния, постоянно ищущего, но неудовлетворенного, стремящегося соединить несоединимое, острого, колкого и доброго, влюбленного и разочарованного.
По-видимому, не случайно во многих стихах Гафта зримо или косвенно присутствуют движение, полет, крылья, пространство, вагоны…
ПЁС
Отчего так предан Пёс,
И в любви своей бескраен?
Но в глазах — всегда вопрос,
Любит ли его хозяин.
Оттого, что кто-то — сек,
Оттого, что в прошлом — клетка!
Оттого, что человек
Предавал его нередко.
Я по улицам брожу,
Людям вглядываюсь в лица,
Я теперь за всем слежу,
Чтоб, как Пёс, не ошибиться.
ХУЛИГАНЫ.
Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,
Он не пристанет к вам на полустанке,
В войну Малахов помните курган?
С гранатами такие шли под танки.
Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты,
Навеки жилы напряглись на шее.
Что за манера — сразу за наган,
Что за привычка — сразу на колени.
Ушел из жизни Маяковский-хулиган,
Ушел из жизни хулиган Есенин.
Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.
Мы живы, а они ушли туда,
Взяв на себя все боли наши, раны…
Горит на небе новая Звезда,
Ее зажгли, конечно, хулиганы.
БАБОЧКА,
Через муки, риск, усилья
Пробивался к свету кокон,
Чтобы шелковые крылья
Изумляли наше око.
…
Замерев в нектарной смеси,
Как циркачка на канате,
Сохраняют равновесье
Крылья бархатного платья.
…
Жизнь длиною в одни сутки
Несравнима с нашим веком,
Посидеть на незабудке
Невозможно человеку.
…
Так, порхая в одиночку,
Лепестки цветов целуя,
Она каждому цветочку
Передаст пыльцу живую.
…
Когда гусеница в кокон
Превратится не спеша,
Из-под нитяных волокон
Вырвется её душа.
…
Жизнь былую озаряя,
Улетит под небосвод.
Люди, мы не умираем,
В каждом бабочка живет.
МУЗЫКА
Е.Светланову
Смычок касается души,
Едва вы им к виолончели
Иль к скрипке прикоснетесь еле,
Священный миг — не согреши!
По чистоте душа тоскует,
В том звуке — эхо наших мук,
Плотней к губам трубы мундштук,
Искусство — это кто как дует!
Когда такая есть Струна,
И Руки есть, и Вдохновенье,
Есть музыка, и в ней спасенье,
Там Истина — оголена
И не испорчена словами,
И хочется любить и жить,
И все отдать, и все простить…
Бывает и такое с нами.
* * *
Земля дрожит от напряженья,
Горят дома, трещат мосты.
Победы стали пораженьем
Давно фальшивой красоты.
Еще слышны обрывки смеха:
Слились в одно чума и пир.
Высот смертельного успеха
Достиг наш неразумный мир.
* * *
Я – поле, минами обложенное,
Туда нельзя, нельзя сюда.
Мне тратить мины не положено,
Но я взрываюсь иногда.
Мне надоело быть неискренним
И ездить по полю в объезд,
А заниматься только рысканьем
Удобных безопасных мест.
Мне надоело быть безбожником.
Пора найти дорогу в Храм.
Мне надоело быть заложником
У страха с свинством пополам.
Россия, где моё рождение,
Где мои чувства и язык,
Моё спасенье и мышление,
Всё, что люблю, к чему привык.
Россия, где мне аплодируют,
Где мой отец и брат убит.
Здесь мне подонки вслед скандируют
Знакомое до боли: ”жид!!!”
И знаю, как стихотворение,
Где есть смертельная строфа,
Анкету, где, как преступление,
Маячит пятая графа.
Заполню я листочки серые,
На всё, что спросят, дам ответ,
Но, что люблю, во что я верую,
Там нет таких вопросов, нет!
Моя Россия, моя Родина,
Тебе я не побочный сын.
И пусть не всё мной поле пройдено,
Я не боюсь смертельных мин.
По материалам интернета.
Автор: k.weronika