• Авторизация


Опекушин А. М. 28-11-2016 12:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения illabes Оригинальное сообщение



Раз уж я решил писать в своем дневнике о старых памятниках, то естественно не могу обойти вниманием и их авторов - скульпторов. Начинаю с Опекушина Александра Михайловича, автора первого в России и самого известного памятника Пушкину. Задача была: попытаться собрать вместе изображения оригинальных и воссозданных памятников работы талантливого скульптора. Вот что получилось.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (28.11.1838 — 4.03.1923), скульптор-монархист.

[показать]


Действительный член Академии художеств и Императорской Археологической комиссии, академик скульптуры. Родился в с. Свечкино Даниловского у. Ярославской губ. в крепостной крестьянской семье потомственного лепщика Михаила Евдокимовича Опекушина. Крепостной. Впоследствии на заработанные деньги выкупился на волю. В 1861 г. он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с крестьянкой Евдокией Ивановной Гуськиной.
1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Опекушин участвовал в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (сделал скульптуру Петра I).

[показать]

[показать]

В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушин создал известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве (1873, снесен большевиками).

[показать]

Совместной работой А. М. Опекушина, М. О. Микешина и М. А. Чижова стал петербургский памятник русской Императрице Екатерине II, установленный в сквере Александринского театра в 1873. (Опекушину принадлежат здесь девять статуй сподвижников русской Императрицы: военачальники П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А.В.Суворов, секретарь Екатерины II А. А. Безбородко, президент Академии художеств И. И. Бецкой, флотоводцы А. Г. Орлов, В. Я. Чичагов, поэт Г. Р. Державин, президент Российской академии Е. Р. Дашкова.).

[показать]

[показать]

Всемирную славу А. М. Опекушину принес его знаменитый памятник А. С. Пушкину в Москве, открытый в обстановке общенационального торжества 6 июня 1880. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы.

[показать]

Менее известны созданные Опекушиным памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913). В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику Карлу Эрнсту Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 нояб. 1886.

[показать]

Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 авг. 1889 в Пятигорске, также став неотъемлемой достопримечательностью прославленного курорта.

[показать]

Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) — самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м. В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я. Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии.

[показать]

[показать]

Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губ., в н. 1924 по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия (в 1996).

[показать]

Монархическая тема — основная в творчестве скульптора, что особенно тщательно замалчивалось в послереволюционной искусствоведческой литературе. Здесь Опекушиным созданы наиболее крупные произведения. Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия.

[показать]

[показать]
Император Николай II в день открытия памятника императору Александру III у подножия памятника принимает воинский парад.

Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне перевезен из Еревана в Москву http://pravoslavie.ru/news/041007130658

Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889),

[показать]

Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914, сейчас на пьедестале памятника стоит местный Ильич) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.
В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено революционными вандалами. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апр. 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи. Уже в 20-е многие вехи его творческой биографии намеренно замалчивались и искажались. В официальном советском искусствоведении был создан и усиленно пропагандировался миф об Опекушине как «авторе одного гениального памятника» (Пушкину). Скромная могила скульптора находится в с. Рыбницы Ярославской обл.


http://rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=6109
http://www.tripguide.ru/foto_16871_.htm
http://community.livejournal.com/ru_monument/161360.html
http://alushta2002.narod.ru/tartu2007-2.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Опекушин А. М. | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»