• Авторизация


ИСААК АСКНАЗИЙ 28-12-2015 08:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. ТРИ НОВЫЕ НАХОДКИ.)

Сегодня хочу вам представить три работы художника, академика исторической живописи Исаака Львовича Аскназия, которые мне прислал собиратель информации о жизни и творчестве художника, его потомок Алексей Шмелькин. Начну с того, что летом 2013 года в Научно-исследовательском музее Академии художеств в Санкт-Петербурге скромно (без рекламы, каталога и информации в СМИ) прошла выставка работ Аскназия из фондов музея - «Неизвестный И. Л. Аскназий. Суета сует».

[показать]

Афиша выставки.

Поводом для проведения выставки послужило возвращение из реставрации картины художника «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом», написанной в 1878 году, во время учебы в Академии, и удостоенной на академической выставке Малой Золотой медали. В реставрации картина была более трех лет, летом 2013 года она вернулась в музей, и там была устроена выставка, которая продлилась около месяца и завершила свою работу 11 августа. Кроме этой картины, на выставке были представлены еще три знаковых произведения Исаака Львовича Аскназия: монументальное полотно «Моисей в пустыне», написанное в Италии и принесшее художнику звание академика, картина «Экклезиаст. Суета сует» (1899), выполненная в конце жизни и предназначенная специально для Русского павильона Всемирной выставки в Париже 1900 года, а также ранняя картина Аскназия «Марранка. (В темнице)», на которой живописец изобразил свою будущую жену. Кроме этих работ, в Голубом зале музея Академии был также показан портрет Аскназия, написанный его однокурсником Василием Савинским во время их совместного пребывания в Риме.



[показать]

[показать]

Экспозиция работ И.Л.Аскназия в Голубом зале музея Академии художеств.

Ну, а теперь представлю те самые картины Аскназия, репродукции которых мне прислал Алексей Дмитриевич.

I

[показать]

Исаак Львович Аскназий (1856-1902) Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом. 1878 г.

В отношении картины "Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом" из биографии художника известно следующее:
В 1877 году Аскназий подал прошение в Совет Академии о допущении к конкурсу на Малую золотую медаль. Тогда же Исааку и его однокурснику Александру Попову в здании Академии художеств была предоставлена мастерская, где конкурсанты начали работать над картинами по теме, заданной Советом Академии: «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом»».
Насчет Попова уточню, что это – будущий академик Петербургской Академии художеств, директор Художественного училища Одесского товарищества изящных искусств имени Великого князя Владимира Александровича, член-учредитель «Товарищества южнорусских художников» (ТЮРХ) Александр Андреевич Попов (15 февраля 1852, с. Георгиевское Рыбинский уезд Ярославская губерния – 5 августа 1919, Одесса). Судя по биографии художника, Попов в 1878 году, как и Аскназий, за «Авраама…» также был удостоен Малой золотой медали.

[показать] [показать]

Александр Андреевич Попов (1852-1919) Автопортрет.
Фото А. А. Попова (1852-1919)

В этом месте я отвлекусь, чтобы предположить, что не только Аскназий с Поповым работали в этой мастерской над темой Авраама и Агари. Я делал материал о художнике Козьме Никифоровиче Кудрявцеве (1855 или 1857 - 14 декабря 1885), учившегося в Академии с 1871 по 1879 год. Так вот, в биографии художника указан тот факт, что в 1878 году Кудрявцев получил Большую Золотую медаль за программное произведение «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом». Кстати, это единственная картина рано умершего художника, которую можно найти в интернете.

[показать]

Козьма Никифорович Кудрявцев Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом. 1878 г. Частное собрание

Обратите внимание, как композиция и даже персонажи картины Кудрявцева похожи на то, что написано Аскназием. Но, при этом, Козьма получил золотую медаль I степени, а Исаак и А.Попов - золотую медаль II степени.
Искусствоведы так писали о картине Аскназия: «Художник хорошо справился с исполнением, продемонстрировав умение построить композицию, связав фигуры общим действием. Полотно, хранящееся в собрании Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, свидетельствует о стремлении автора как можно лучше овладеть рисунком. Несмотря на то, что ему присуща условность, характерная для многих произведений академической школы (более явная в учебных работах), и сухая манера исполнения, в своем решении художник проявил интерес к возможностям пленэрной живописи. Это ощущается в колористическом решении картины, сюжет которой позволил Аскназию уделить довольно значительное место пейзажу».
Вот такая история…

II

Следующая картина Аскназия, которую я хочу представить сегодня, связана уже с его пенсионерской поездкой в Европу после окончания Академии. Напомню, что за границу Исаак Аскназий уехал в конце октября 1880 года, получив Большую золотую медаль за картину «Блудница перед Христом» (1879) и удостоившись звания классного художника I степени.
Сначала художник посетил Берлин, Дрезден и Прагу, а весной 1881 года приехал в Вену, где брал уроки в студии знаменитого Ганса Маккарта. Именно из Вены Исаак в очередном отчете Совету Академии художеств написал, что им сделаны «следующие эскизы в красках: «Иоанн Креститель в то время, когда к нему спускается палач с блюдом и мечом», «Палач с головой Иоанна» и «Смерть еврейского поэта Иегуды Бен Галеви» по мотивам стихотворения Гейне». Как отмечают историки, «Палач» - одно из немногих произведений художника, историю создания которого можно проследить более или менее детально.

[показать]

Исаак Львович Аскназий (1856-1902) Палач с головой Иоанна Крестителя (эскиз). 1885 г. Музей Академии художеств, СПб

Итак, известно, что Аскназий написал эскиз к работе в Вене, летом 1881 года. В декабре этого же 1881 года художник, попутешествовав по всей Италии, прибыл в Рим. Здесь он продолжил работу над полотном «Палач с головой Иоанна Крестителя». В Научно-исследовательском музее Академии художеств хранится второй эскиз картины, выполненный уже в Риме, подписанный и датированный. Художник начал писать работу «набело», но позже решил переписать холст, поменяв цветовое решение. Историки уверяют, что, видимо, не всё получилось, потому что « в мае 1882 года художник оставил «Палача» и переключился на другие работы, вернувшись к нему почти через год». Картина была окончена только к 1885 году, в этом же году Аскназий отправил часть своих работ в Санкт-Петербург – для отчета. В числе их был и «Палач».
Сохранилось письмо учителя Исаака – Павла Петровича Чистякова, другу Аскназия и также своему ученику - Василию Савинскому, в котором мастер описал свои впечатления от картины «Палач»:
«Картину Аскназия видел, очень, очень выразительная. И трактование вполне достойное сюжета. Небо плохо, он его теперь переделывает. Хорошо исполнена фигура Спекулятора с головой Иоанна Предтечи. Только нога левая поставлена и нарисована нехорошо. Я торжествую душевно, разумно, конечно, за Аскназия, да вместе и за русское искусство».
В результате, в 1885 году за картины «Палач с головой Иоанна Крестителя» и «Моисей в пустыне» Исаак Аскназий получил звание академика исторической живописи. В октябре того же года Чистяков написал Савинскому, продолжавшему жить в Италии: «Аскназий успех имел и достойно получил академика».
Обе картины были выставлены на академической выставке 1886 года. «Палача с головой Иоанна Крестителя» тут же приобрели для Музея Академии художеств, в самом конце XIX века картина была передана в Харьковский художественный музей. Один из эскизов к картине подарила Научно-исследовательскому музею Академии в 1973 году одна из наследниц художника М.Г.Португалова. В архивах также найдена репродукция этой картины, напечатанная в одном из столичных журналов. Любопытно посмотреть, что поменялось на готовой работе по сравнению с эскизом. Жаль, что картина не в цвете, но то, что Аскназий переписал не понравившуюся Чистякову ногу - очевидно!

[показать]

Исаак Львович Аскназий (1856-1902) Палач с головой Иоанна Крестителя (репродукция). 1885 г.

III

Ну, и наконец, еще одна картина художника, репродукцию которой Алексей Шмелькин нашел в Санкт-Петербургском Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб). Относится она к бытово-жанровой серии работ, написанных Аскназием в 1890-е годы. Неизвестно, где сейчас находится сама картина, цветная она или нет, живопись это или гравюра. Остается только полюбоваться тем, что сохранено.

[показать]

Исаак Львович Аскназий (1856-1902) Утренний визит. 1892 г.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)



Серия сообщений "Возвращение Исаака Аскназия":

Часть 1 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. Я "ЛИРУ" ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ!)
Часть 2 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. АКАДЕМИК ЖИВОПИСИ ИЗ ВИТЕБСКОЙ ГУБЕРНИИ)
...
Часть 4 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. ВНУЧКА О СВОЕМ ДЕДЕ.)
Часть 5 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ)
Часть 6 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. ТРИ НОВЫЕ НАХОДКИ.)
Часть 7 - РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ - УЧАСТНИКИ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ В ЧИКАГО (1893 г.)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСААК АСКНАЗИЙ | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»