Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ ()
Материалы, посвященные художнику Исааку Аскназию, выделены у меня в отдельную рубрику. Уже более трех лет меня связывают дружеские отношения и теплое общение с потомком художника, его, как я попытался определить, праправнучатым племянником Алексеем Шмелькиным. Алексей пытается собрать сведения о своем знаменитом предке и щедро делится со мной своими находками, полученными из музеев, библиотек и архивов. Сообща мы пытаемся вернуть, как громко это не прозвучит, имя живописца русской истории живописи. Недавно Алексей порадовал меня новыми сведениями и "поступлениями" в его собственную копилку информации. Поэтому появился повод не только представить вам фотографию Исаака Львовича, но и рассказать о двух художниках, которые, кроме Аскназия, изображены на ней.
[показать]
В книге «Первая фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев, архивов и библиотек», изданной Санкт-Петербургским Государственным Русским музеем в 2011 году, среди множества фотографий была обнаружена эта. На ней неизвестным фотографом был запечатлен художник Исаак Аскназий со своими друзьями в мастерской в Риме в 1884 году. Комментарий под фотографией гласит следующее: «Трое русских пенсионеров Академии художеств, связанных многолетней дружбой - В.С. Смирнов, И.Л. Аскназий и В.Е. Савинский, запечатлены на фоне картины «Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян» (1885, Музей Академии художеств, СПб)". Оригинальная фотография хранится в Русском музее. Таким образом, все имена изображенных на фото художников известны. И если Исааку Львовичу Аскназию в моем дневнике посвящено несколько постов, то о его друзьях-сокурсниках следует поговорить, поскольку имена их не широко известны, хотя творчество заслуживает внимания. Но прежде, в качестве напоминания, несколько слов о пенсионерской поездке Аскназия.
Исаак Аскназий уехал за границу в конце октября 1880 года. Побывав в Берлине и Дрездене, весной 1881 года через Прагу художник отправился в Вену, где учился в мастерской известного академиста Ганса Маккарта (Hans Makart 28 мая 1840 - 3 октября 1884). Осенью этого же года Аскназий уезжает в Италию. Посетив по пути Венецию, Падую, Флоренцию и Болонью, в декабре 1881 года он прибывает в Рим. Художник не сразу смог снять мастерскую, но помог ему в этом профессор Академии Фёдор Андреевич Бронников (17 (29) сентября 1827 - 1 (14) сентября 1902), который еще в 1854 году отправился за границу пенсионером Академии, а после окончания срока командировки так и остался жить в Италии по состоянию здоровья. У Бронникова в Риме была своя студия на Виа Виттория, видимо, где-то в центре он помог рекомендацией снять студию и Аскназию. В этой студии и сделано фото, представленное в начале.
Стипендия Академии составляла почти 500 руб., что позволяло художнику не только безбедно жить, но и путешествовать. Так летом 1882 года Аскназий, вновь посетив Флоренцию и Венецию, съездил на выставку в Вену. А в 1884 году вместе с другом-однокурсником Василием Савинским посетил выставку в Турине, а затем и Салон в Париже. Возможно, ради экономии, Аскназий с Савинским снимали одну студию. Подтверждения этого факта нет, но предположение основано на совместных поездках, а еще на том факте, что когда заканчивался срок пенсионерской поездки Аскназия, Савинский, остававшийся и дальше в Риме, написал портрет друга, который является самым известным изображением Аскназия.
[показать]
Василий Евменьевич Савинский (1859 - 1937) Портрет Исаака Лейбовича Аскназия. 1885 г. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
Осталось представить вам картину, на фоне которой сфотографированы друзья-художники. Кстати, эта картина 4 ноября 1885 года принесла Аскназию звание академика исторической живописи.
[показать]
Исаак Львович Аскназий Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян. 1885 г. Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
Ну, а теперь познакомимся поближе с самим Савинским и третьим художником на фото – Василием Смирновым.
Василий Евмениевич Савинский
24 марта 1859, Санкт-Петербург - 20 февраля 1937, Ленинград
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Автопортрет. Третьяковская галерея
Русский исторический живописец и портретист, график, акварелист, известный педагог.
Родился художник в семье чиновника хозяйственного департамента Министерства внутренних дел Евмения Егоровича Савинского. Атмосфера в семье была творческой и художественно наполненной. Отец обладал музыкальными способностями и играл почти на всех музыкальных инструментах, мать Мария Васильевна прекрасно играла на рояле. В доме чиновника, а летом – на даче в Павловске, часто проходили музыкальные вечера, семья часто посещала знаменитый павловский Курзал, где выступали знаменитые музыканты того времени. Историки пишут, что Василий побывал на концерте приехавшего в Россию на гастроли всемирно известного «короля вальсов» Иоганна Штрауса, и этот концерт произвел на пятилетнего мальчика такое впечатление, что об этом он вспоминал потом всю жизнь. Написал «пятилетнего», основываясь на том, что сезоны Штрауса в Петербурге происходили ежегодно с 1856 по 1865 годы. Тем не менее, Вася решил стать не музыкантом, а художником. А вот младший брат будущего художника - Владимир Евмениевич Савинский (1867-1915), посвятил свою жизнь музыке, стал композитором и дирижером оркестра. Замечу, что концертов Штрауса Володя не видел, поскольку родился позже.
Когда Василию исполнилось 14 лет, скоропостижно умер его отец. И все же, спустя два года Савинский поступает в Императорскую Академию художеств, в класс к замечательным педагогам и художникам – Павлу Чистякову (1832-1919) и Пётру Шамшину (1811-1895), получив при этом стипендию на учебу от Государственного казначейства.
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Портрет П.П.Чистякова. 1881 г.
На курсе Савинский был в числе лучших учеников. Уже в 1877 году за этюд с натуры и в 1878 году за рисунок с натуры он удостаивается Малых серебряных медалей. В 1878 году за этюд и рисунок с натуры Василий получает две Большие серебряные медали, а в 1881 году за программную картину «Вулкан приковывает Прометея к скале Кавказа в присутствии Силы и Власти» - Малую золотую медаль. Замечу, что в 1879 году Савинский параллельно основной учебе посещал акварельные вечера в костюмных классах, и любовь к этой технике живописи у него сохранилась на всю жизнь.
В 1882 году художник написал дипломную работу «Нижегородские послы у князя Пожарского», которая на академической выставке принесла ему Большую золотую медаль. Из Академии Савинский выпускается в звании классного художника I степени и c правом шестилетней пенсионерской поездки за границу.
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882 г. Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
В 1883 году молодой художник отправился продолжать учебу, он побывал в Финляндии, Германии, Австрии и Франции, а затем обосновался в Риме, где и прожил пять лет. Работал Савинский в Италии, в основном, над библейскими и евангельскими сюжетами. В 1888 году художник вернулся в Петербург, а весной следующего, 1889 года на академической выставке представил в качестве отчета за поездку картину «Юдифь и Олоферн».
В том же 1888 года Савинский стал преподавать в Центральном училище технического рисования, учрежденном бароном Александром Людвиговичем фон Штиглицем (1814-1884). Уже в 1889 году художника пригласили преподавать в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств. Педагогическая деятельность художника – отдельная глава его жизни. До 1916 года он преподавал в училище Штиглица, и почти сорок лет в Академии художеств, а еще после революции в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразованных в 1922 году в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Среди его учеников: И. И. Бродский, А. А. Рылов, М. Г. Манизер, Вл. А. Серов, Ю. М. Непринцев, Янис Тильбергс и многие другие.
В 1890–1895 годах Савинский жил в Финляндии, не порывая связи с Академией и художественной жизнью столицы. Впрочем, эта информация не совсем верна, поскольку в течение этих пяти лет художник жил не в соседней стране, а на своей даче в поселке Келломяки (с 1948 года переименован в Комарово) на берегу Финского залива. В Петербурге же братья Савинские проживали по 4-й линии Васильевского острова, в здании Академии художеств.
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Екатерининский дворец. 1927 г.
В 1906 году за ряд портретов и эскизы икон для храма Воскресения Христова («Спас на крови») художник был удостоен звания академика, а в 1911 году – избирается действительным членом Академии художеств и становится профессором Высшего художественного училища при Академии.
С 1890 года и до конца жизни Савинский активно выставлялся. Принимал участие в Весенних выставках в Академии (1896, 1902), графических выставках «Blanc et noir», уже в советское время экспонировался в Общине художников (1921), Обществе художников им. А. И. Куинджи (1926, 1927, 1929, 1930), став почетным членом этого Общества, выставке ленинградских графиков «Год работы» (1935). Художник являлся инициатором создания и руководителем кружка им. П. П. Чистякова (1918) при Клубе научных работников в Петрограде.
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Портрет П.П.Чистякова. Музей-дача П.П.Чистякова, Пушкин (Царское село)
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Портрет гусара. 1903 г.
В 1929 году Савинский был удостоен звания заслуженного художника РСФСР.
Что касается творчества художника, то оно было многогранным. Он продолжал писать картины на исторические, мифологические и библейские темы, пейзажи, выполнял церковные росписи, но больше всего Савинского привлекал портретный жанр.
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Портрет скульптора Роберта Романовича Баха. 1928 г.
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Женский портрет с пёстрой шалью. 1931 г.
Умер Василий Евмениевич Савинский в Ленинграде в 1937 году, в возрасте 79 лет.
Его ретроспективные выставки прошли в 1949 году в Ленинграде и в 1989 году в Москве. Картины художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Научно-исследовательском музее Академии художеств, музеях Краснодара, Пензы, Петрозаводска.
[показать]
Василий Евменьевич Савинский Портрет дочери художника, Т.В.Савинской, в украинском костюме. 1922 г.
Источники – Википедия, сайты
1,
2
Василий Сергеевич Смирнов
12 (24) августа 1858, Москва – 17 (29) декабря 1890, Голицыно
[показать]
Василий Сергеевич Смирнов 1885 г.
Русский художник, мастер живописи на античные сюжеты.
Родился Василий в Москве в семье камергера Императорского двора и предводителя дворянства Клинского уезда Московской губернии – Сергея Семёновича Смирнова. Родовое имение располагалось в Клинском уезде, сама семья жила в собственном доме на Пречистенке. Образование юноша получил в 5-й московской гимназии, а в 1875 году по совету Василия Григорьевича Перова (1833/1834-1882), часто бывавшего в доме Смирновых, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сам профессор Перов как раз набирал курс. В период учёбы Василий был участником первых трех ученических выставок (1878-1881) училища, получив несколько малых серебряных медалей.
[показать]
Василий Смирнов Москва. Защита монастыря от войск Тохтамыша.
По окончании училища в 1879 году, по совету своего учителя, Смирнов переехал в Санкт-Петербург и по рекомендации Перова был принят в Академию художеств. Учился он в классе профессоров, исторических живописцев Пётра Михайловича Шамшина (1811-1895) и Павла Петровича Чистякова (5 июля 1832 - 11 ноября 1919). Естественно, юноша увлекся и стал заниматься исторической живописью.
Смирнов признавался одним из лучших учеников курса, о чем свидетельствуют его успехи и награды. В 1880 году он получил большие серебряные медали за этюд и рисунок с натуры, в 1882 году получил малую золотую медаль за программу «Возвращение блудного сына в дом родительский».
Во время учебы у Василия обнаружились первые признаки чахотки. В 1882 году Смирнов получил в Академии отпуск по состоянию здоровья, но уже в 1883 году он вернулся к учебе и был допущен к конкурсу на Большую золотую медаль. В том же 1883 году художник получает эту награду за картину «Святой благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя», и, соответственно, звание классного художника I степени и право на пенсионерскую поездку в Европу на 4 года за счёт Академии. На академической выставке картину Смирнова отметил Илья Репин.
[показать]
Василий Смирнов Святой благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя. 1883 г. Третьяковская галерея
Выехал в поездку Василий вместе с будущим архитектором и реставратором Сергеем Устиновичем Соловьёвым (27 августа 1859 - 5 октября 1912). Вместе они посетили Мюнхен, Дрезден и Вену. В списке стран, где успел побывать Смирнов, числятся также Англия, Бельгия, Голландия и Чехия. Всюду художник посещал знаменитые музеи и мастерские известных живописцев. Затем Василий переехал в Италию, где побывал в Венеции, Болонье, Падуе, Флоренции, откуда отправился на промышленно-художественную выставку в Турин, а затем – на очередной Салон в Париж (предполагаю, что последние две поездки были совершены в компании Исаака Аскназия и Василия Савинского). Осенью 1884 года художник приехал в Рим, где поселился у друга, также пенсионера Академии В. Савинского.
Все поражались энергии и работоспособности 25-летнего товарища, который успевал не только колесить по Европе, но и работать, а он, словно понимая, что открывшийся туберкулез не даст ему долго жить, обычно говорил: «Спать будем в старости. Сейчас же надо успеть увидеть все лучшее и написать свое не хуже».
В 1885 году он начал работу над картиной «Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня», однако оставил её, увлёкшись историей древнего Рима. Летом 1885 года Василий начал работать над этюдами с натуры в Помпеях, сюжеты для картин этого периода он брал исключительно из истории Рима и Византии. В первой же «римской» картине – «Торжество Поппеи над Октавией» (1885, Третьяковская галерея) – художник изобразил момент, когда Поппея, жена Нерона, получает присланную ей в подарок голову Октавии. Полотно «Смерть Нерона» (1886-1888, Русский музей) было написано в качестве заключительного отчёта о занятиях в поездке за границу. Картина была представлена на академической выставке 1889 года и приобретена императором Александром III. За эту работу Смирнов получил звание академика исторической живописи.
[показать]
Василий Смирнов Смерть Нерона. 1888 г. Русский музей
В январе 1889 года Смирнов был назначен профессором при рисовальных классах Академии художеств, но вскоре его состояние здоровья ухудшилось, и он вынужден был в октябре 1889 года вновь отправиться в Италию, на этот раз для лечения. В Риме художник начал работу над картиной «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», эскиз для которой он выполнил еще в 1884 году. Но картина осталась незаконченной…
[показать]
Василий Смирнов Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. 1889-1890 гг. Третьяковская галерея
Прогрессирующий туберкулез заставил художника прервать пребывание в Риме. Предчувствуя близкую кончину, Смирнов в 1890 году покинул Рим и отправился в свое родовое поместье в Клинском уезде, но, не доехав до Москвы буквально сорок километров, на перегоне между Кубинкой и Голицыно, скончался в вагоне.
В рамках академической выставки 1891 года друзья художника устроили его посмертную персональную выставку.
Журналист Владимир Рогоза в статье о Смирнове на сайте «Школа жизни» написал: «Василий Смирнов мог вырасти в крупного исторического живописца, но судьба отвела ему слишком короткий срок жизни». Полностью согласен с этими словами!
[показать]
Василий Смирнов Москва. Праздник.
Источники – Википедия,
статья Владимира Рогозы на сайте Shkolazhizni.ru

Серия сообщений "Возвращение Исаака Аскназия":
Часть 1 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. Я "ЛИРУ" ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ!)
Часть 2 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. АКАДЕМИК ЖИВОПИСИ ИЗ ВИТЕБСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Часть 3 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. И ВНОВЬ ОБ АСКНАЗИИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...)
Часть 4 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. ВНУЧКА О СВОЕМ ДЕДЕ.)
Часть 5 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ)
Часть 6 - ЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. ТРИ НОВЫЕ НАХОДКИ.)
Часть 7 - РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ - УЧАСТНИКИ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ В ЧИКАГО (1893 г.)