• Авторизация


Рубенс 19-02-2015 20:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Питер Пауль Рубенс(1577-1640). Автопортрет

До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов, как он. После него среди величайших живописцев мира один только Рембрандт значительно превосходит его в этой области портретного творчества.  Все автопортреты Рубенса написаны без пышности и аксессуаров, свойственных барочным портретам, стиль которых во многом создал и утвердил в Европе сам художник. Нет в них и вульгарного самолюбованья, скорее они — интимные автобиографии, чем собственное превознесение достоинств и добродетелей живописца. Особенно выделяется в этом отношении автопортрет из коллекции дома Рубенса в Антверпене, где все внимание сосредоточено на изображении лица  художника, на добром и живом выражении красивых карих глаз.
 
[показать] 
Автопортрет 1626-30г, дерево, масло, 62.2 x 45cм, Дом Рубенса, Антверпен, Бельгия
 
Автопортреты Рубенса — дневник жизни художника и человека, написанный немногословно, сдержанно, но ярко и необычайно выразительно. На его автопортретах запечатлена вся его жизнь.

[показать]
Автопортрет в кругу друзей из Мантуи. Около 1606, xолст, масло. 77,5 Х 101, Кельн, Музей Вальраф — Рихартц, Германия

Этот самый ранний из автопортретов художника, написан во время пребывания его в Италии.
Фигура Рубенса написана с большой свободой. Она заметно выделяется среди других персонажей светлыми тонами и мягкой моделировкой форм. Лицо и взгляд Рубенса, в отличие от его друзей, обращены к зрителю. Открытое лицо, повернутое в три четверти, как обычно будет писать Рубенс свои довольно многочисленные автопортреты. Широкие складки темно-зеленого плаща, белые заломы воротника оттеняют живую прелесть молодого красивого лица с высоким лбом. Находясь среди своих друзей, Рубенс спокойно вглядывается в нас, зрителей, уверенный в своих силах, помыслах, надеждах и стремлениях 
 
[показать]
Автопортрет в  кругу друзей из Мантуи.  Деталь

Среди шести изображенных на холсте лиц только облик Рубенса без сомнения признается всеми исследователями. Пять его друзей, написанные на одной горизонтальной линии рядом с ним, что придает всей композиции некоторое однообразие и скованность движения, достоверно и доказательно не разгаданы до сих пор.
 
[показать].
Рубенс с Антонисом Ван Дейком. Неизвестный автор из мастерской Рубенса. середина 17в, холст, масло, 58 х 74 см. Лувр, Париж, Франция

Кто-то из мастерской Рубенса объединил в копии два автопортрета (Рубенса-учителя и Ван Дейка-ученика ), желая отметить идеальный союз и славу двух фламандских художников. Исключительную одаренность Ван Дейка как портретиста первым заметил Рубенс. Именно он, увидя портреты, написанные молодым Ван Дейком, отметил и стал содействовать  развитию портретного дарования  своего прославленного впоследствии ученика.
 
[показать]
Антонис ван Дейк.  Портрет Питера Пауля Рубенса.

Радостный и задумчивый юноша — в «Автопортрете с  мантуанскими друзьями».
Молодой, уверенный в себе мужчина — в "Автопортрете с  Изабеллой Брант"("Жимолостная беседка").

[показать]
Автопортрет с женой Изабеллой Брант. (Жимолостная беседка) 1609-10, xолст (c деревa), масло, 178 x 136cм  Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

В чудесные дни любви, помолвки и свадьбы с восемнадцатилетней дочерью антверпенского юриста Изабеллой Брант  Рубенс пишет «Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). 
Открытое лицо Рубенса спокойно, глаза прямо смотрят на зрителя, правильные и красивые черты его лица, аккуратная бородка и усы, выбивающиеся из-под шляпы каштановые пряди волос — все подчеркивает уравновешенность и достоинство художника. Лицо Изабеллы Брант согрето еле заметной нежной улыбкой, отражающей глубину ее радости и счастья.Две склоненные друг к другу фигуры и соединенные руки Рубенса и Изабеллы Брант символизируют внутреннее согласие и любовь этих благородных людей.

[показать]
Автопортрет с сыном Альбертом (сын первой жены Рубенса). (копия неизвестного художника из мастерской Рубенса, с утраченного оригинала 1620-х гг.) Холст, масло. 133.5x112.2 см, 
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 
Зрелый муж, дипломат и всемогущий, известный всей образованной Европе живописец — на автопортретах в музее Уффици и в королевском собрании Виндзорского замка в Англии. 

[показать]
Автопортрет 1615-18г, дерево, масло, 76 x 61cм, галерея Уффици, Флоренция, Италия
 
[показать] 
Автопортрет 1622-23, дерево, масло, 85,5 X 62,7 cм, Виндзорский замок, Королевское собрание, Англия


Весьма импозантен этот зрелых лет мужчина. Широкая шляпа элегантно заломлена. Великолепно ухожены закрученные усы. Выхолена борода. Но главное в этом полотне не усы, не борода, не шляпа, не белоснежный воротник, эффектно оттеняющий тон лица. Главное - глаза, пристальные, островнимательные, может, даже недоверчивые. Слишком много предательств видел он.
Испытующе вглядывается в нас Рубенс. Не раз глядел в глаза королей, герцогов, кардиналов и научился скрывать свои мысли. Ведь он дипломат. Мы вмиг представляем себе Рубенса, наделенным особо секретной миссией, исполняющим деликатные поручения светлейшей инфанты. Однако всмотритесь: чувственные губы, крупный нос, мясистая мочка уха - говорит о характере эпикурейца. Пeтер Пауль – жизнелюб. Словно выступающее из тьмы бледное лицо его рассказывает нам о человеке очень непростой судьбы. ..

Когда смотришь на автопортреты Рубенса, то пытаешься найти такие черты его внешнего и внутреннего облика, которые позволили бы угадать, как создавались образы его полотен. Автопортреты Рубенса по своему характеру противоположны декоративным формам, и образам его живописи. Глядя на внешность Рубенса, обрисованную его собственной рукой, скорее, представляешь его искусство строгим, сдержанным, расчетливым в каждой мелочи и детали и в меньшей степени таким, каким оно выглядит перед публикой в крупнейших  музеях мира своими огромными, щедрыми на образы, символы и аллегории композициями.

Картина "Четыре философа",иногда её называют «Юст Липсий и его студенты», создана Рубенсом в определенной степени как память о друге и брате. Здесь изображен Юстус Липсиус, который сидит за столом под бюстом Сенеки; по обе стороны от него два лучших ученика - Ян Вовериус и Филипп Рубенс, а сзади стоит, не как участник ученой беседы, а, скорее, как любопытный зритель, сам Питер Пауль.
 
[показать]
Четыре философа.  Деталь

Сложный фон с далеким пейзажным видом, мраморной колонной, пышной драпировкой служит не только внешним оформлением портретных образов, но и украшает нишу, в которой находится бюст Сенеки. Рядом с бюстом Рубенс написал прозрачную стеклянную вазу с четырьмя тюльпанами, скромную дань четырех персонажей картины памяти почитаемого ими всеми древнеримского стоика, писателя и государственного деятеля. Каждый образ этого группового портрета смотрится вполне самостоятельно, Себя он поместил на второй план картины, предоставив вниманию зрителей в первую очередь своих друзей. 
Четыре тюльпана, бюст Сенеки и написанный в непосредственной близости oт него философ Липсий, пропагандировавший его взгляды среди своих учеников, книги, положенные на стол,— все это должно было подчеркнуть значительность образов, их высокий интеллектуализм. Однако не столько эти символы, сколько блестящая живопись лиц философов, прекрасная богатством передачи всех тонкостей живой плоти. Cтарое иссушенное лицо Липсия, полное лицо Ваувера, красивое и вдохновенное лицо Филиппа Рубенса (ниже Петера Пауля), соединяясь с точным автопортретом самого художника,— все придает этой работе черты глубокой убедительности, так как их внешний облик органично соединяется с их внутренним миром, с их увлечениями и философским осмыслением окружающей их действительности.
 
[показать] 
Четыре философа  1611, масло на панели, 167 x 143cм Галерея  Палатина(Палацо Питти), Флоренция, Италия

Рубенс был дипломатом и философом и научился скрывать свои чувства под маской внешнего равнодушия, спокойствия и еле заметного, но явного то ли превосходства, то ли презрения, отразившегося на его поздних автопортретах. Может быть, это было печатью разочарований в придворной деятельности, в хитросплетениях дипломатии и интриг, сопутствовавших ей, в которых ему приходилось принимать активное участие.  А может быть, это была печать внутреннего презрения к тщеславию и суете людской, от которых он полностью отошел в конце своей жизни, занимаясь только живописью и искусством в кругу своей семьи, или у себя в антверпенском доме, или на природе, в замке Стен. 

[показать]
Рубенс, его жена Елена Фоурмент и их сын. конец 1630-ых г., дерево, масло Метрополитен музей искусств, Нью Йорк, США

Несмотря на многие трудности, которые ему пришлось испытать и перенести, включая тяжелые приступы подагры и необходимость в последние годы писать картины левой рукой, так как правая рука ему уже не повиновалась, это никак не отразилось на образах и общей эмоциональной тональности его искусства. Он по-прежнему собран, жизнерадостен, творчески неистощим как на замыслы, так и на их исполнение. 
Иногда Рубенс рисовал себя в многофигурных композициях, например, среди кавалеров большой картины «Сад любви» из мадридского музея Прадо или на мюнхенском холсте «Прогулка», где Рубенс, воодушевленный своим новым семейным счастьем с Еленой. Фоурмент, изобразил себя и жену среди цветущего сада. Эти автопортреты озарены его любовью к молодой Елене Фоурмент и близки по своей внутренней характеристике к антверпенскому автопортрету. 

[показать]
Сад любви. 1630, холст,масло.  Музей Прадо, Мадрид, Испания

[показать]
Рубенс и Елена Фоурмент в саду. (Прогулка) —деталь. Около 1631, дерево, масло. 97 х 131см, 
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия


Многоопытный и полный собственного достоинства, величественный и спокойный человек, слегка презрительный и печальный — таков Рубенс в последнем автопортрете (1639г) из Музея истории искусства в Вене.  Он твердо прошел свой жизненный путь, обретя славу, богатство, знатность, все радости семейного и домашнего очага.

[показать]
Автопортрет . 1639 г.  Эскиз.

[показать]
Автопортрет  1639г, холст, масло,  Вена, Музей истории искусства, Вена, Австрия

Следуя древним стоикам, он ни одним движением не выдает невзгоды и мучительные стороны своей жизни, и только правая рука, одетая в перчатку, скрывает от нас пораженную подагрой руку, которая одарила мир чудесными фантазиями его живописного гения. Свое лицо Рубенс написал так, что вы видите все оттенки увядающей кожи, оживленные кое-где болезненным румянцем. Дух захватывает от мастерства изображения этого уже изможденного, но все еще сохранившего и движение мысли в глазах, и биение крови в сосудах умного и величавого лица. 

30 мая 1640 года Рубенс умер, оплакиваемый всем Антверпеном. После его смерти семья Рубенса обратилась в магистрат города:
«Покойного господина Рубенса за несколько дней до его смерти спросили, не желает ли он в приходской церкви св. Иакова, которую он избрал для своего погребения, выстроить погребальную капеллу для него и его потомков, на это он с природной своей мягкостью и учтивостью ответил, что ежели его вдова, совершеннолетние дети и опекуны малолетних детей сочтут, что он заслужил такой памятник, то пусть выстроят такую капеллу и без особого его распоряжения». 
Впоследствии и его семья и жители Антверпена сделали все для увековечивания памяти великого фламандского художника, прославившего свой родной город и свою родную землю — Фландрию.

28 июня 2012 г. исполняется  435 лет со дня рождения Питера Пауля Рубенса. 

 

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рубенс | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»