• Авторизация


Мифы и легенды. Делил и Икар. 19-02-2015 20:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В молодые годы, уже будучи известным мастером, от совершил отвратительное преступление: когда его ученик и племянник Пердикс тоже проявил талант изобретателя, Дедал, считавший себя лучшим, решил погубить потенциального соперника. Он завел Пердикса на горную кручу и коварно столкнул вниз, однако Афина не дала юноше погибнуть и превратила его в куропатку ( лат.Perdix).Спасаясь от правосудия, он вынужден был бежать, и попал на Крит, к царю Миносу, где в полной мере развернулся его талант. Для Миноса и его дочерей он делал статуи, а для его жены деревянную корову, находясь в которой она могла отдаваться предмету своей страсти быку, отцу Минотавра.
Но нахождение на Крите для Дедала напоминало тюрьму. Он смастерил крылья из перьев, прихватил своего сына Икара от рабыни Миноса Навраты и улетел с острова. Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, связывавший перья его крыльев.
А Дедал успешно долетел до Сицилии .Минос, не смирившись с потерей Дедала, разослал гонцов которые возвещали: «Кто сумеет продеть сквозь морскую раковину нитку, да так, чтобы вошла она в один конец, прошла все извилины и вышла в другой, будет щедро награжден великим Миносом!» Он понимал, что только Дедал мог взяться за подобное дело. Захотел Кокал (царь, спрятавший Дедала) получить обещанную награду; Дедал был ему благодарен за оказанное гостеприимство и научил, как выполнить задание. (Надо было привязать нитку к муравью и запустить его в раковину. Муравей, обегая все стенки раковины, находит выход, а за ним тянется нить.) Кокал думал, что окажется у него в руках щедрая награда, но нет: «Немедленно выдай мне беглеца Дедала — точно знаю я, что прячется он у тебя». Страшно было Кокалу ослушаться приказа грозного царя, но никак не хотели расставаться с Дедалом. Тогда он пригласил к себе Миноса, и, зазвав гостя в баню, его дочери облили Критского царя кипятком.
В дальнейшем Дедал жил на Сардинии.

[439x599]
Петр Соколов "Дедал привязывает крылья Икару" 1776 год


[477x599]
Доменико Пиола "Дедал и Икар 1675год


[450x600]
Антоний ван Дейк "Дедал и Икар" 1630 год


[356x479]
Лоран Пешё "Дедал и Икар" 18 век


[592x599]
Питер Пауль Рубенс "Падение Икара" 1636 год


[443x560]
Шарль Поль Ландон "Дедал и Икар" 1799 год


[440x599]
Фредерик Лейтон "Икар и Дедал" 1869 год


[410x600]
Томмазо де Антонио Манциоли "Падение Икара" 1571год


[600x396]
Питер Брейгель-старшего. "Пейзаж с падением Икара" 1560 год


[600x412]
Ганс Боль "Пейзаж с падением Икара" 2-я половина 16 века


[491x599]
Герберт Джеймс Дрейпер "Плачь по Икару" 1898 год

2. Вторую пару героев тоже долго представлять не надо - Орфей и Эвридика. Кто из моего поколения не заслушивался великолепной рок- оперой Александра Журбина, с Понаровской и Асадуллиным. Но все позвольте напомнить вам сам миф.
Итак, Орфей, певец и музыкант .По наиболее распространенному варианту, сын фракийского речного бога Эагра и музы эпической и героической поэзии, Каллиопы.Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы .Довёл количество струн на лире до девяти. Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Пел команду гребцам. Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым в теологии, обрядах, поэзии и музыке. Запрещал пролитие крови.
Его жена, Эвридика,одна из дриад - нимф, покровительниц деревьев. Умерла от укуса змеи в пятку.
Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме кифары и нераспустившейся веточки вербы. Чтобы проникнуть в Аид он использовал бездонную расщелину Тенар, разверзшуюся близ Аорна, что в Феспротиде. Спустившись, он очаровал своей горестной музыкой перевозчика Харона, пса Кербера и трех судей мертвых. Оказавшись у трона Аида и Персефоны, Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен — песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии, дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика, не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.
Согласно Овидию, после окончательной потери Эвридики разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам.
Когда во Фракию пришел Дионис, Орфей отказал ему в почестях, оставшись верным Аполлону, и мстительный бог наслал на него вакханок. Вначале женщины подождали, пока их мужья войдут в храм Аполлона, жрецом которого был Орфей, а затем, захватив оставленное у дверей храма оружие, ворвались внутрь, перебили мужчин и в диком неистовстве растерзали Орфея, разорвав его на части. Голову они швырнули в реку Гебр, которая вынесла ее в море. В конце концов, все еще поющую голову Орфея прибило к острову Лесбос, где ее обнаружили лесные нимфы.
Есть одно отличие Орфея от всех остальных героев древнегреческих мифов и легенд. Ему приписывается создание орфизма - мистического учения в Древней Греции и Фракии. Возникло ориентировочно в VI веке до н. э. — к этому времени относятся первые орфические гимны. Учение носило подчёркнуто эзотерический характер. Орфики верили в воздаяние за гробом, бессмертие души, раздвоенность человеческой природы на доброе и злое начала. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств. Рядом учёных ставился вопрос о влиянии орфизма на христианство.
Кроме того, во французской живописи 1910-х годов,было направление, образованное Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан, связанное с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.
[580x190]
Джакопо дель Салио " Орфей и Эвридика" 1480 год


[600x412]
Марчело Провенцале "Орфей" 1608 год


[338x450]
Эжен Делакруа " Смерть Эвридики" 1863 год


[600x375]
Николя Пуссен "Орфей и Эвридика" 1653 год


[600x486]
Мишель Мартин Дролинг "Oрфей и Эвридика" 1820 год


[600x498]
Камиль Коро "Орфей, выводящий Эвридику из царства мертвых" 1861 год 


[391x599]
Джон Ватерхаус(Уотрхаус) "Нимфы находят голову Орфея" 1900 год


[369x600]
Густав Моро "Фракийская девушка с головой Орфея на его лире" 1864 год


[600x456]
Франсуа Перье (1594-1649) "Орфей у Плутона и Персефоны"


[600x432]
Питер Брейгель-младший "Орфей в аду"


[600x328]
Генрих Семирадский "Орфей спускается в подземное царство" 1888 год


[600x506]
Себастьян Вранкс"Орфей и животные" 1595 год


[354x500]
Г. Райланд - Молодой Орфей. 1901

[385x480]
Эмиль Жан Батист Филипп Бен "Смерть Орфея" 1874 год.

3. Рассказ еще об одной паре влюбленных был бы не полон без третьего участника. Я говорю о классическом любовном треугольнике - Акид, Галатея и Полифем.( Мы все знакомы с Галатеей Пигмалиона - но это лишь тезка)
Представляю участников драмы:
Галатея - морское божество -нереида, олицетворение спокойного моря.
Акид( Ацис) - сын Пана и нимфы Семетиды, дочери реки Симет.
Полифем - киклоп(одноглазый великан), сын Посейдона и нимфы Фоосы.
Сама история коротка и, увы, хорошо узнаваема. Акид и Галатея полюбили друг друга. Им бы жить и жить вместе, но отвергнутый Галатеей Полифем решил избавиться от соперника радикальным способом - навалил на него скалу. Сочившуюся из-под этой скалы кровь своего возлюбленного Галатея превратила в реку Акид, стекающую с Этны в море; теперь эта река Аци.
С этим киклопом мы еще встретимся в рассказах об Одиссее.
Ну, а теперь посмотрим, как эту, обычную "бытовуху", представляли художники.
[457x600]
Рафаэль "Галатея" 1512 год


[600x486]
Людовико Дориньи "Галатея" Конец 17 века.


[600x397]
Лука Джордано "Триумф Галатеи" 1676 год


[600x454]
Жан-Батист ван Лоо "Триумф Галатеи" 1720 год


[600x429]
Николя Пуссен "Акид и Галатея" 1630 год.


[600x453]
Клод Лорран "Акид и Галатея" 1657 год


[600x549]
Паоло де Маттей "Полифем и Галатея" Конец 18 века.


[460x599]
Густав Моро "Галатея" 1880 год


[600x432]
Франсуа Перье "Акид, Галатея и Полифем" 1648 год


[323x480]
Эдуард Зиер "Акид и Галатея прячутся от Полифема" 1877 год.

Заканчивается наш разговор о героях древнегреческих мифов. Впереди у нас эпос Эллады - аргонавты, Троя, одиссея, Фивы. Но описание героев было бы не полным без упоминания нескольких имен. Художники, как правило уделяли им немного внимания, но все же...
1.Диоскуры (юные сыновья Зевса) - братья-близнецы Кастор и Полидевк( рим. Поллукс). Поскольку громовержец овладел их матерью, Ледой в обличие лебедя, братья, как и их сестра Елена ( виновница греко-троянской войны) родились из яйца.
[600x598]
Джидо Дурантино " Рождение Диоскуров" 1550 год

Известно о участии Диоскуров в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов. Посейдон подарил им коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение. Кастор обучал Геракла сражаться в полном вооружении и победил в беге на Олимпийских играх, устроенных Гераклом. Полидевк упражнялся в кулачном бою и победил в кулачном бою на Олимпийских играх, устроенных Гераклом. 
Полидевк похитил из Мессении дочь Левкиппа Фебу, Кастор похитил дочь Левкиппа Гилаиру, и они вступили с ними в брак.
[562x599]
Питер Пауль Рубенс "Похищение дочерей Левкиппа". 1618 год.

Но прославились они, как пример братской дружбы. Когда Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными.
2.Эсак и Гесперия. Гесперия - нимфа, в которую влюбился троянский царевич Эсак. Однажды он застал Гесперию на берегу, когда она сушила на солнце роскошные пышные волосы. Пугливая Гесперия бросилась наутек, а Эсак погнался за ней. Спрятавшаяся в траве змея ужалила нимфу в ногу, и Гесперия умерла на руках обезумевшего от горя Эсака, юноша не вынес потери и бросился с высокой скалы в морские волны. Но Фетида не дала ему погибнуть, обратив Эсака в нырка.
[448x241]
Жюль Эли Делоне "Смерть нимфы Гесперии" 1859 год

3.Кеик и Алкиона.Супруги: фессалийский царь Кеик — сын Эосфора, и Алкиона, дочь Эола, прославленные силой своей любви. Тут есть две версии. Согласно первой, когда Кеик не вернулся из морского путешествия, безутешная Алкиона в порыве отчаяния бросилась в волны.
[600x413]
Герберт Джеймс Дрейпер, Алкиона. 1915 год

Согласно другой версии Кеик и Алкиона столь гордились своим супружеским счастьем, что называли друг друга «Зевсом» и «Герой». В наказание за их заносчивость Зевс Алкиону в зимородка, а Кеика — в чайку.(Алкион по-гречески зимородок).К образу Алкионы восходит птица Алконост (Алкион) славянских преданий. 

4.Прокна и Филомена.Одна птичка, две птички, а сейчас вылетят три птички. Кажется, что все представители животного мира Греции - это бывшие люди. Т.е. мы видим насколько глубоко сидят в древней религии - анимализме( поклонение животным) корни древнегреческих мифов. И еще хотел бы обратить ваше внимание на еще одно поразительное сходство. Вспомните, на иконах: умер человек и его душа, махая крылышками, улетает на небо. Как птичка в древнегреческих мифах. 
Но вернемся к трагической истории двух сестер - Прокны и Филумены. Терей, фракийский царь, как-то раз пришел на помощь Афинам и разбил варваров, напавших на них. За это Пандион, царь афинян, выдал за него замуж свою дочь - Прокну. Через 4 года брака, желая овладеть сестрой Прокны Филомелой, Терей отправился в Афины и, сообщив ложную весть о смерти Прокны, увёз с собой Филомелу, которой овладел на пути к дому. Чтобы она не могла рассказать о совершенном злодеянии, он отрезал ей язык, но Филомела поведала сестре о своих несчастиях посредством одежды, на которой искусно выткала рассказ о своей судьбе.
[461x599]
Элизабет Джейн Гарднер "Филимела и Прокна"

Сестры сговорились о мести: они убили Итиса и подали приготовленные из него блюда Терею. Когда последний узнал об этом и хотел убить сестер, боги обратили его в удода, Прокну — в соловья, а Филомелу — в ласточку. 
[600x444]
Питер Пауль Рубенс "Терей узнает голову сына" 1638 год.

5.Кефал и Прокида. Молодые супруги, Прокида и Кефал дали клятву, чти никогда не изменят друг другу. В Кефала влюбилась богиня зори Эос( рим. Аврора), но Кефал не ответил ей взаимностью. Тогда Эос превратила его в чужеземца и вручила подарки, предложив испытать жену. Кефал отдал Прокриде подарки (золотой венец), и та согласилась возлечь с ним. Когда Кефалу вернули прежний облик, Прокрида бежала на Крит,где исцелила Миноса от болезни, и тот подарил ей чудесного пса, от которого не мог убежать ни один зверь, и не знающее промаха копье.Тем временем Кефал ответил на любовь Эос и у них даже родился сын.
Вернувшись по воле Артемиды, Прокрида в одежде юноши предложила Кефалу состязание в охоте. С помощью чудесных копья и пса Прокрида победила в состязании, и тогда Кефал попросил чужеземца продать копье и пса. Тогда Прокрида сказала: «если хочешь владеть этим, дай мне то, что обычно дают мальчики». Кефал согласился возлечь с чужеземцем, тогда Прокрида открылась ему. Супруги помирились. Но если вы думаете, что это "хеппи энд", то вы глубоко ошибаетесь.
Однажды, когда Кефал охотился, он так устал и так хотел отдохнуть, что начал призывать облако (Нефелу). Некий человек, вы же знаете - мир не без добрых людей, принял это имя за имя нимфы и рассказал Прокриде, которая стала ревновать. Она стала следить за мужем, чтобы подсмотреть, кого призывает Кефал. Кефал, увидев, что кустарник шевелится, подумал, что там прячется лань, метнул чудесное копье и убил Прокриду. Кефал осужден ареопагом и приговорен к вечному изгнанию. Дамы, не слушайте доброжелателей!
[419x597]
Пьер-Наркис Герен "Аврора и Кефал"


[600x446]
Николя Пуссен "Кефал и Эос" 1630 год


[600x306]
Николя Пуссен "Кефал и Эос" 1625 год


[600x402]
Филипп де Шампань "Кефал и Прокрида в пейзаже" 1630 год


[500x600]
Джон Михаэль Роттмайер "Кефал и Прокрида"


[400x300]
Паоло Веронезе "Кефал и Прокрида"


[600x284]
Жан Оноре Фрагонар "Кефал и Прокрида" 1755 год


[451x600]
Йоахим Втеваль(Эйтеваль) "Смерть Прокриды" 1600 год.

О картине, которая ниже, я хотел бы сказать чуть подробнее. Предполагаю, что у видевших ее, возникло много вопросов. Мне тоже в свое время не давало покое это полотно. Интернета тогда не было, все надо было искать в книгах( и это хорошо). описание сюжета я нашел быстро - вернулся к моему любимому Н.Куну. А вопросы остались. например почему Кефал - фавн? Так что попробуем разобраться.
[600x177]

Во-первых, необычны размеры произведения 65 х 185. Они обусловлены передней стенки свадебного сундука "кассоне".Во Флоренции в 1350—1530 гг. невеста брала такой длинный запирающийся сундук в дом будущего мужа. Сундук устанавливался у подножья супружеского ложа и предназначался для хранения одежды и украшений жены. Богатые невесты заказывали отделку и украшение сундука у художников, которые допускали в этом жанре большую свободу, чем при росписях алтарей и в картинах большого формата. Среди имен известных художников, которые не гнушались росписью кассоне, можно назвать Боттичелли, Мазаччо, Филиппино Липпи, Либерале да Верона, Ло Скеджа и др.
Во-вторых, представление Кефала, как фавна, объясняется ,что художника вдохновляла дикая, нетронутая природа, представителем которой и являлся фавн. Эту природу, ее нескончаемые просторы мы видим в пейзаже, который простирается до самого горизонта. Кстати, цапли изображены потому, что считалось, что они плачут как люди. Природа скорбит о гибели Прокриды: и цапли, и собака, и фавн...
В- третьих, картина буквально пронизана символами.
"Пьеро ди Козимо был учеником Козимо Росселли, который кроме живописи занимался алхимией. Пьеро скорее всего помогал своему учителю в поисках философского камня и был знаком с алхимической символикой. Так, чёрная и белая собаки, изображённые в глубине картины, символизируют два состояния вещества — твёрдое и газообразное. А охотничий пёс, дважды присутствующий на картине, может символизировать покровителя алхимии Гермеса Трисмегиста, которого в алхимических текстах часто изображали в виде пса. Красная накидка и жёлтая вуаль на Прокриде также являются алхимическими символами красной тинктуры и золотого напитка. Само расположение тела Прокриды напоминает иллюстрации к трактатам, распространённые в XV веке, где мужчина или женщина (Адам или Ева), лежат пронзённые копьём Гермеса, а из них произрастает философское древо (arbor philosophica). Таким образом, за смертью материи следует воскрешение и освобождение духа, духовная трансформация.
Получение золота было не единственной задачей алхимии. Подлинной целью алхимиков было достижение бессмертия. И хотя дерево на картине Пьеро ди Козимо растёт не из тела Прокриды, оно всё же расположено прямо над её сердцем и в алхимической интерпретации представляет собой победу над смертью под руководством Гермеса Триждывеличайшего в виде пса и с помощью сил природы в виде фавна." (Википедия)
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мифы и легенды. Делил и Икар. | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»