• Авторизация


Искушения Святого Антония в живописи. 19-02-2015 19:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Немного найдется в истории живописи святых, которых писали так часто как Святого Антония. Причем наибольшей популярностью пользовался связанный одyим подвигом святого - с искушением. Мне представляется интересным посмотреть, как художники разных стран и в различные периоды истории трактовали искушение выпавшие на долю Антония. 
Антоний, которого называют Великим дабы отличить его от девяти других Антониев, причисленных к лику святых, родился в семье коптов(египетских христиан)примерно в 251 году. Отличаясь благочестием с юных лет, после смерти родителей, отказался от наследства в пользу бедных и начал отшельническую жизнь. Вначале он поселился в развалинах воинского укрепления на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка отзываясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз, искушаем дьяволом. В дальнейшем Антоний наложил на себя ещё более тяжелый обет - с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своего затворничества .Потом на несколько лет он прервал свое уединение, но в 313 году опять вернулся к отшельничеству. В возрасте 100 лет опять прервал свое одиночество и выступал в Александрии против сторонников ереси арианства. Умер на 105-м году своей жизни.
Его жизни посвящены многие труды, как и его современников, так и теологов последующих времен. Из его же творений до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Считается основателем отшельнического монашества, а так же покровителем крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков.
К иконографическим атрибутам Антония относятся Т-образный крест, как правило, нашитый на левом плече его одежды; костыль - традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным; колокольчики госпитальеров (антониты при сборе пожертвований привлекали к себе внимание колокольчиками),а также считалось, что с их помощью Св.Антоний отгонял злых духов ;свинья (антонитам разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов); огонь, как напоминание о его видении пламени ада и лев.
Обычно Антония изображают бородатым старцем, в монашеским клобуке, плаще и рясе. 
Сами искушения получили две формы: 
это или демоны, в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть
или женщины в эротических видениях. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются обычно обнаженными.

Начнем с самой интересной по истории ее обнаружения. В 2008 году на аукционе «Сотбис» была приобретена картина как одно из произведений мастерской Доменико Гирландайо, в которой среди прочих обучался и Микеланджело. На основе данных Вазари о том, что среди работ Буонарроти имелась сцена искушений св. Антония по мотивам гравюры Шонгауэра, а также стилистического сходства с живописью великого мастера, после очистки произведения сотрудниками Метрополитен-музея «Терзания святого Антония» были атрибутированы юному Микеланджело. Конечно, эта картина не появилась ниоткуда. Долгие годы ее авторство было предметом споров, но 1874 году она экспонировалось в Париже, как произведение Микеланджело. Однако затем по поводу ее подлинности опять возникли некоторые вопросы. Поэтому после того, как в 1900-е годы картину приобрела одна семья из Лондона, она хранилась в частной коллекции и на долгое время была забыта.
Если принять авторство Микеланджело, то написал он это полотно в возрасте 12 лет!
[446x600]
Это работа Микеланджело 1487-88 годы Если сравнить ее с гравюрой, то видны некоторые изменения - Микеланджело добавил одному из демонов рыбью чешую и слегка приподнял голову святого Антония и придав ей более отрешенное выражение лица.

[460x600]
А вот это гравюра Мартина Шонгауэра 1475год.

А вот еще одна гравюра. На этот раз Лукаса Кранаха.
[410x600]
Лукас Кранах-старший 1506 год

А вот эта гравюра тоже старшего, но ужу Питера Брейгеля.
[600x425]
Питер Брейгель-старший(Мужицкий) 16 век
Конечно же, напоминает работы Иеронима Босха. Последний тоже писал на эту тему. Вот две его работы.
[421x600]
Иероним Босх 1497 год
Позднее мастер опять вернулся к этому сюжету, но дал уже развернутую и глубоко осмысленную картину искушений.

[600x353]
Иероним Босх 1506 год
«Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.
Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.
На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.
На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.
Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано — «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), — все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.
Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием… Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю. Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.
Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого. Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре. Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».
Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха). Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников…
Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению». ( Доната Баттилотти)
Посмотрим как художники того же периода (15-16 вв) представляли эту историю.
[600x470]
Бернардино Паренцано 1494 год

[340x600]
Маттиас Грюневальд «1506 – 1526 годы. Длительность работы связана с тем, что эта сцена – часть «Изенгеймскрго альтаря», созданного мастером для церкви монастыря святого Антония в Изенгейме.
[600x456]
А вот это работа одного из подражателей И.Босха. Конечно, этот подражатель не такого масштаба как Питер Брейгель, но все равно интересно проследить, как художники использовали те же символы, что и Босх. Оно и понятно, эти художники жили в одно время, в одной стране и, естественно, символизм Средневековья был для них, как открытая книга. Но сначала посмотрим работу, а потом я напомню эти символы. Не все, конечно, но хотя бы часть. 
[600x441]
Ян Мандейн 1530 год.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Атрибуты алхимии часто используются им в качестве символов похоти: изображение совокупления нередко сопровождают стеклянные колбы или шары, любовные игры в воде также являются намёком на алхимические соединения. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Помимо алхимии символы похоти предоставляют «сладострастные плоды»: вишня, виноград, гранат, клубника, яблоко. Легко распознать и сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. У Босха встречается и змея. Сова, известная нам как символ мудрости, предстаёт у Босха вестницей дьявола. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

* лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;
* перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
* ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;
* отрезанная нога — традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
http://blog.imhonet.ru/auth...

А это еще один подражатель Босха, на этот раз анонимный.

[523x600]
Анонимный автор 1515 год

А вот и другие художники Северной Европы
[600x468]
Никлаус Мануэль Дейч 1520 год

[466x600]
Вилленс де Кок 1520 год
Но прошло всего 6 лет и автор по другому увидел тот же сюжет
[600x470]
Вилленс де Кок 1526 год

Совсем по-другому представляли искушения итальянские мастера. 
[434x600]
Паоло Веронезе 1553 год

[347x600]
Тинторетто 1577 год

[426x600]
Аннибале Карраччи 1598 год

[600x414]
Джованни Джироломо Савольдо 1524 год

Как видите, в 16 веке интерес к сюжету об искушениях Святого Антонио был достаточно велик. В 17 веке использование этого сюжета явно пошло на убыль. В связи с развитием пейзажного жанра сцена искушения стало лишь поводом для изображения пейзажа, его частью.
[600x455]
Давид Тенерс-младший 1648 год

[600x425]
Ян Брейгель 1606 год

[600x437]
Фредерик Фалькенборх 1621 год

Близко к этим работам и одно из немногочисленных полотен 18-го века. Самого начала.
[497x600]
Себостьян Риччи 1707 год

А это еще одна работа Тенерс, примерно того же времени, что и представленная выше, но в этом полотне пейзаж отходит на второй план и все внимание художника уже поглощено самими искушениями.
[600x416]
Давид Тенерс-младший Середина 17 века.

[426x600]
Томас ван Апшовен 1622 год. 

В этой работе еще видно влияние мастеров северного Возрождения предыдущего века. А вот следующая работа заставляет нас вспомнить итальянских художников, разрабатывавших этот сюжет, хотя сам художник голландский гравер.

[381x600]
Абрахам Блутелинг 17 век

Несколько особняком стоит вот эта работа итальянского живописца Сальваторе Роза. Некое предвосхищение сюрреализма, не правда ли? Так сказать привет Сальвадору от Сальваторе
[445x553]
Сальваторе Роза 1645 год

Два художника практически одного времени, но как по разному они видят искушения Святого Антония. У голландца видно влияния того же Босха, а французский живописец больше склонен к реализму..
[600x396]
Жус ван Краесбек 1650 год

[477x600]
Поль Делярош 1632 год

Как я уже писал, 18 век практически не интересовался Святым Антонием, но в 19 и 20 веках снова возник интерес к этой величественной фигуре христианства.

[600x431]
Поль Сезанн 1869 год

[437x600]
Филипп Ропс 1878 год

[600x412]
Александр Луи Лелоир 1871 год

[600x342]
Доменико Морелли 1878 год

[600x369]
Джон Доллман 1897 год

[600x489]
Ловис Коринт 1897 год
Как видите, понятие искушений резко изменилось. Если в глазах художников 16-17 веков – это были монстры, то у художников 19 века монстров заменили женщины. И главным грехом стало прелюбодеяние.
Двадцатый век опять пришел к разнообразию искушений. Да это и понятно – это был век, заявивший о себе множеством художественных течений.

[600x288]
Станислав Виткевич 1922 год

[600x508]
Макс Эрнст 1945 год

[452x600]
Леонора Каррингтон 1947 год

[600x498]
Диего Ривера 1947 год

[600x487]
Сальвадор Дали 1946 год.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Искушения Святого Антония в живописи. | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»