Нидерладский живописец Дирк Баутс( Боут Дирик) родился примерно в 1415 году. Карел ван Мандер,писатель и художник из Западной Фландрии, в своей «Книге о художниках» упоминает о том, что Боутс родился в Харлеме, жил и работал в Лёвене, где он был городким живописцем с 1468 года. На твочество Боутса оказали влияние Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Влияние Рогира ван дер Вейдена в творчестве Дирка Баутса прослеживается особенно отчётливо, из чего некоторые исследователи предполагают, что Дирк был его учеником.
В 1448 г. он женился на девушке из зажиточной семьи Катарине Ван де Бругген из Лёвена и переехал туда. У Дирка было четверо детей, двое из них, Дирк Боутс Младший ш Альбрехт, также получили известность как художники. Как свидетельствуют документы того времени, Боутс был очень состоятельным жителем Лёвена и получил звание городского художника в 1468 г. Вероятно, Дирк Баутс учился в Голландии, поэтому его стиль и в годы работы мастера во Фландрии сохранял черты голландской школы. Умер Боутс в Лувене в 1475.
Одно из самых значительных произведений Боутса - алтарь Таинство причастия (1464-1467) с изображением Тайной вечери и символически связанных с этой композицией сцен, в настоящее время находится в церкви св. Петра в Лувене. В 1468 Боутс получил заказ на изготовление серии картин для ратуши Лувена, посвященных теме правосудия; из этой серии он успел написать только диптих Правосудие Оттона III, который находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.
Об основных чертах творчества Дирка Боутса. Одна из них - ясное построение пространственной перспективы. Фигуры на его картинах готически удлиненны, а тщательное исполнение деталей говорит о связи художника с искусством миниатюры. Его работы элегичны и лишены драматизма, а святые малоподвижны и молитвенно благочестивы. Лица святых у мастера имеют черты конкретных людей, видимо, заказчиков его произведений.
Контраст между жизненно схваченной природой и мертвенностью, бездушностью фигур наблюдается и в многих картинах Боутса. И не только пейзаж передает мастер прекрасно, - тонкий колорист и величайший техник. Для произведений Боутса характерны тончайшая проработка деталей, тщательная светотеневая моделировка формы.К достоинствам Боутса принадлежит, кроме указанного выше, великолепие, с которым он писал архитектуру. Готическая комната, в которой происходит "Тайная Вечеря" производит прямо стереоскопическое впечатление. Небольшое помещение залито светом, проникающим из окон слева (видны лишь два окна, но предполагаются еще другие, ближе к зрителю) и из двух дверей на открытое крыльцо и на террасу в глубине. Перспектива элементарна, и все построено скорее интуитивно, на глаз, нежели теоретически. Совершенную иллюзорность, при поразительно умелой технике, Боутс достигает средством различных, тонко выписанных деталей: медной небольшой люстры, стаканов и блюда на белоснежной скатерти, изящного камина в фоне; эффект убедительности (именно какого-то стереоскопического характера) придает всему чрезвычайно остроумное "перерезывание" одних предметов другими; особенно сказывается это в таких подробностях, как, например, дверь справа, частью заслоненная стоящей перед ней колонной, или городские дома, глядящие в перспективно суженые окна, или еще кусочек сада, виднеющийся через дверь из-за стенки крыльца. И как опять контрастирует с этими куклами, с этими масками совершенно живое, до жути живое лицо стоящего справа у буфета человека, видимо, целиком списанного Боутсом с натуры и, вероятно, являющегося не чем иным, как его собственным изображением.
Область же, где Боутс является независимым мастером и смелым новатором,— пейзаж, в котором он не только удивляет прилежным изучением природы и мастерской передачей скал и растений, но и открывает совершенно новые горизонты в решениях световых проблем,—например, в изображении восходящего солнца.
Своеобразная форма глаз с исками, как бы припухшими от сна, - это особенность почерка художника Баутса в изображении лиц. Баутс, без сомнения, испытал влияние угловатого, резко очерченного и скульптурного стиля живописи Рогира ван дер Вейдена, однако некоторые его произведения намечают более сложное понимание перспективы.
[476x600]
Автопортрет в образе святого Луки
[448x600]
Мадонна кормящая Младенца
Эта картина небольшая по размерам. Она изображает Мадонну, кормящую сидящего перед ней обнаженного Младенца. Тип лица Мадонны характерен для всего творчества Боутса.
Взгляд ее полуприкрытых глаз устремлен на сына. По плечам струятся распущенные каштановые волосы. Прекрасны руки с тонкими изящными пальцами. Свет в комнату струится через открытое окно, за которым тщательно выписан пейзаж со средневековым замком, окутанным голубоватым туманом. Картина пронизана ощущением удивительного покоя
[470x560]
Мадонна с младенцем
Образ Мадонны с младенцем написан без пышности и величия. Мадонна очень человечна и проста, но в тоже время возвышенно одухотворена. Ведь это просто мать, которая баюкает своего малыша. Небольшие поясные изображения Мадонны с младенцем были широко распространены в нидерландском искусстве. Их использовали как объекты семейного поклонения и держали и домах. Такие произведения часто создавались на двух досках: вторая представляла портрет владельца, обращающегося к Мадонне с молитвой.
[305x540]
Мадонна с младенцем
[455x600]
Мадонна с младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом
Это уже произведение зрелого периода творчества мастера, но в нем отразились достоинства и недостатки Боутса. В работе точно в соответствии с перспективным сокращением выстроены диагонали - балдахин над троном Мадонны, само кресло трона, его подиум, шашечки пола. Все они сходятся в одной точке в центре картины. Неподвижно и прямо восседает на троне Дева Мария. Мадонна у Боутса спокойна и задумчива, она как бы преодолела душевную напряженность. Одной рукой она касается книги, которую держит Святой Петр, а другой придерживает Младенца, тянущего ручки к цветку гвоздики в руках Святого Павла.
Эти детали носят в произведении символический характер. Так, книга в руках Святого Петра - книга судеб, гвоздика - символ вознесения на небо. Апостолы так заняты происходящим, что отложили в сторону свои неизменные атрибуты - ключ Святого Петра и меч Святого Павла. В этом небольшом по размеру полотне Боутс сумел достигнуть полной гармонии в изображении замкнутого пространства и пейзажа, природы и человека.
[480x600]
Воскресение Христово
[470x560]
Христос
[352x600]
Поцелуй Иуды
[402x600]
Се, агнец Божий
[600x378]
Алтарь церкви святого Петра в Лувене
[474x600]
Створчатый алтарь в церкви св. Петра в Лёвене , Тайная Вечеря, левая створка, верхняя доска: Aвраам и Мельхиседек
Контраст между великолепием сценария у Боутса и жалкой угловатостью его действующих лиц особенно поражает в "Сборе манны". На картине "Сбор манны" пейзаж носит почти патетический характер. Над зеленой равниной, из которой угрожающе торчат сизо-коричневые или блекло-серые, злые скалы, наплыли черно-синие облака. Все написано с громадным умением, с величайшим вниманием и знанием.Но очарование пропадает, как только от пейзажа и костюмов мы перейдем к самим фантомам, одетым в великолепные наряды и размещенным в неловких и бессмысленных позах, с одинаковым у всех выражением лиц, среди чудесного пейзажа. Все здесь исполнено жизни, за исключением того, что должно бы являться предельным выражением жизненности - человеческих образов.
[474x600]
Створчатый алтарь в церкви св. Петра в Лёвене, Тайная Вечеря, левая створка, нижняя доска: сбор манны небесной
[454x600]
Створчатый алтарь в церкви св. Петра в Лёвене, Тайная Вечеря, центральная часть: начало Тайной вечери
[598x572]
Створчатый алтарь в церкви св. Петра в Лёвене, Тайная Вечеря, центральная часть: начало Тайной вечери (Деталь)
[477x600]
Створчатый алтарь в церкви св. Петра в Лёвене. Правая створка, верхняя доска: Пророк Илия в пустыне
[475x599]
Створчатый алтарь в церкви св. Петра в Лёвене. Правая створка, нижняя доска: Пасхальная трапеза
Его часто называют мастером тишины, и действительно, посмотрите - на его картинах даже мученик св. Эразм невероятно спокоен.
[600x293]
Мученическая смерть св. Эразма, триптих
[483x600]
Положение во гроб
[600x597]
Мученическая смерть св. Ипполита
[359x600]
Рай
[360x600]
Ад
[330x600]
Справедливость", Испытание огнём графини перед Оттоном III
[600x597]
Створчатый алтарь "Жемчужина Брабанта", центральная часть: поклонение волхвов
Задачи освещения решались художником с наибольшей последовательностью. Интересна в этом плане его картина "Св. Христофор". Святой великан шагает между скалистыми берегами реки, вырисовываясь силуэтом на фоне озаренного неба, отражающегося в водной поверхности. Мелкие волны бегут от ног святого и устремляются прямо на зрителя, который сам как бы находится посреди течения. Этому движущемуся узору волн соответствует узор рыхлых алеющих облаков, окружающих восходящее светило. Замечательна здесь не только наблюдательность, с которой переданы разные детали и помощью которой достигнут эффект бьющего из фона света, но в особенности трепетная жизненность, разлитая по всей природе и так контрастирующая с превосходно написанной, но неуклюже нарисованной, деревянной и лишенной всякой осмысленности фигурой Христофора.
[247x600]
Створчатый алтарь "Жемчужина Брабанта", правая створка: св. Христофор
[258x600]
Створчатый алтарь "Жемчужина Брабанта", левая створка:Иоанн Креститель
[600x328]
Алтарь Страстей Христовых
[190x600]
Левая панель
[436x600]
Центральная панель
[197x600]
Правая панель
[600x399]
Пир в доме Симона
[500x402]
Благовещение.
[600x243]
Жизнь Девы(справа налево - Поклонение волхвов, Рождество,Посещение, Благовещение)
[420x600]
Портрет мужчины
[288x400]
Мужчина с черепом
[355x500]
Мужской портрет