17 век принес много нового в искусство портрета. Во-первых, центр этого искусства сместился на север - из Италии в Нидерланды. Во-вторых, портрет стал чрезвычайно разнообразным. С искусствоведческой точки зрения продолжилось дробление портрета на различные поджанры. В-третьих происходит "демократизация" портрета - героями полотен становятся люди самых различных социальных слоев. И в-четвертых, портрет становится более "живой" - модель часто изображается в движении. Если прибавить к этому изменение общественной мысли, естественно, коснувшиеся и портрета - переход от ренессансного поиска гармоничности к стремление более глубокого самопознания, то понятно, что искусство портрета в 17 веке сделало большой шаг вперед. К этому времени нидерландская школа живописи окончательно разделилась на две самостоятельные ветви — фламандскую и голландскую. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.
Голландская школа живописи этого периода представлена такими мастерами, как Рембрадт, Хальс, Бартоломеус ван дер Гельст, Ге́ррит ван Хо́нтхорст, Абрахам Ламбертсон ван ден Темпель, Михиль Миревельт, Корнелис Трост. Фламандская - Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Иорданс, Давид Тенирс Младший (Хотя он не был портретистом).
А вот как обстояло дело в других странах
Франция - Иасент Риго, Симон Вуэ,Филипп де Шампань и Шарль Лебрен
Испания - три "великих испанца":Веласкес, Рибера и Сурбаран.
Италия - внимание в портретном искусстве достоин лишь Витторо Гисланди.
[600x500]
«Ночной дозор» — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». В свете нашего разговора эта работа мастера интересна тем, что она представляет собой и групповой портрет, и картину- портрет. Групповой - потому, что практически все персонажи картины - это портреты членов Стрелкового общества, а картина-портрет, потому, что это не статичный портрет, а жанровая сценка из жизни портретируемых. Надо сказать, что первоначально полотно задумывалось, как парадный портрет, т.е.со статично расположенными фигурами, но гений Рембрадта, сумел оживить сухость неподвижных персонажей.
[477x600]
Я.Халс "Евангелист Лука"
Это известное произведение Халса может рассматриваться как исторический портрет, ибо изображает деятеля прошлого и создается воображением мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала.
[448x599]
Бартоломеус ван дер Гельст «Семья Репмакер»
А это, как вы, наверное уже догадались - семейный портрет.
[600x454]
Геррит ван Хонтхорст "Принц Оранжский с семьей"
Этото портрет скорее мог бы быть отнесен к парадному портрету. Уж очень статично-торжественны позы персонажей. Сравните их со стрелками "Ночного дозора" - какая разница!
[502x600]
Ламбертсон ван ден Темпель "Женский портрет"
[470x351]
Михиль Янсон ван Миревельт "Урок анатомии доктора Уильяма ван дер Мира"
Обычный групповой портрет, достаточно популярный в тот период. Профессиональные гильдии срочно обзаводились групповыми портретами. При чем неважно была ли это гильдия докторов или суконщиков. все кто честно зарабатывает себе на хлеб и состоит в некой корпорации - все они достойны быть запечатленными на общем полотне.
[515x600]
Корнелиус Трост "Иероним Тоннеман и его сын"
Это так называемый двойной портрет.
Довольно любопытно искать сходные черты лица и свойства характера у отца и сына.
Конечно, вы понимаете, что этими именами не исчерпывается голландский портрет 17 века. ведь это был "Золотой век" голландской живописи!
По части массовости художников-портретистов Фландрия, конечно, уступала своей соседке. Но какими именами она была представлена!
[458x599]
Питер Пауль Рубенс "Автопортрет с Изабеллой Брант"
[507x600]
Антонис ван Дейк "Карл I супругой - Генриеттой Марией Французской и детьми Карлом и Яковом"
Типичный образец парадного портрета, на который ван Дейк был большой мастер. Интересно, что на портрете - три английских король( о чем ван Дейк, естественно, не знал),кроме Карла I, это Карл II и Яков II.
[600x575]
Якоб Иорданс "Семейный портрет"
[484x599]
Давид Тенирс Младший "Волынщик"
[422x600]
Гиацинт (Иасент) Риго "Портрет Людовика XIV"
[443x575]
Симон Вуэ "Портрет Анжелики Вуэ"
[453x600]
Шарль Лебрен "Портрет Людовика XIV"
[600x461]
Филипп де Шампань «Тройной портрет кардинала Ришелье»
[445x599]
Диего Веласкес "Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"
Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение модели влияло на определённые методы репрезентации (представленности), используемые художником. В данном случае мы видим, так называемый шутовской портрет
[440x599]
Хусепе Рибера "Портрет бородатой женщины", а точнее «Портрет Магдалены Вентура с мужем и сыном»
Жутковатый портрет, не правда ли. Но это результат интереса эпохи барокко к диковинному и уродливому. Как бы логическое продолжение интереса к карликам.
[432x599]
Франсиско де Сурбаран "Портрет Брата Гонзало де Ильескас"
[512x600]
Витторе Гисланди, прозванный фра Гальгарио " Знатный поляк и его слуга"
18 век, в отличие от предшествующего не привнес в искусство портрета, чего-то значительного. Скорее наоборот. Французская культура задавала тон в искусстве. Но она основывалась на вкусах и желаниях французской аристократии. В моде была галантность, переходящая в жеманность и утонченность, переходящая в манерность. Бытовой жанр и пейзаж становились пасторалью, а портрет постепенно деградировал. На смену живым, реалистичным лицам приходят неестественные, безжизненные лица-маски. Правда жизни уходит, а на смену ей появляется официальный, парадный, ложно идеализируемый портрет. Модным становится изображение портретируемых в костюмах персонажей античных мифов. «Искусство придворного портрета 30—50-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. Художники смягчали и приукрашивали черты лица, они очень дорожили передачей изящества туалетов, изощренной пышностью драпировок и аксессуаров, тонко рассчитанными декоративными эффектами. Натье придумал „мифологический“ портрет: изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям» (А. С. Гривнина. Искусство XVIII века в Западной Европе)
На секунду отвлекусь и о своем пару слов. Скажите, а не напоминает ли вам это нынешнее положение вещей в российской живописи - парадные портреты Глазунова, Шилова, Софронова и прочих. Те же маски, та же парадность и то же забвение через несколько лет, ибо говорят ли вам что-то имена художников, которых вы увидите ниже.
[450x599]
Жан Натье. «Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы».
Видимо некоторое сходство с графиней имеется, но у художника другая задача - угодить заказчику и польстить ему. Поэтому использован образ вечно юной и прекрасной дочери Зевса и Геры, с присущими ей атрибутам: кувшином и чашей с амброзией, которыми она обносила богов во время их пиров на Олимпе и орла, слугу Зевса, кормить которого тоже входило в ее обязанности.
[476x599]
Франсуа-Юбер Друэ "Госпожа дофина, Мария-Антуанетта, в образе Гебы"
Как видите, образ Гебы был чрезвычайно популярен. Еще бы - она же вечно юная.
[451x600]
Пьер Миньяр "Портрет Луизы де Керуаль"
[462x599]
Никола де Ларжильер "Портрет маркизы Гейдан в виде Флоры"
К счастью, к концу 18 века ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Идеи эпохи Просвещения все больше занимают умы и, как следствие, начинают проникать во все сферы общественной жизни, в том числе и в искусство. Происходит возрождение реалистического портрета. Частично в рамках классицизма, частично в своих собственных традициях.
[397x599]
Жак Андре Жозеф Авед "Портрет турецкого посланника при французском дворе Мехмеда-Эффенди"
[464x599]
Жан Этьен Лиотар "Автопортрет"
[600x483]
Морис Кантен де Латур «Портрет аббата Юбера»(Читающий аббат)
[455x599]
Жан-Батист Шарден "Автопортрет"
Во весь голос заявляет о себе английская школа живописи, представленная великолепными мастерами.
[600x454]
Джошуа Рейнольдс "Роберт Кляйв с семьей и индийской служанкой"
[470x599]
Джордж Ромни "Портрет мисс Уиллоуби"
[365x599]
Томас Лоуренс "Портрет Елизабет Фаррен"
[384x599]
Томас Гейнсборо. "Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской"
И, самое, для нас главное, наконец-то заявляет о себе русская живопись, представленная художниками высочайшего уровня –Боровиковским и Левицким, а также талантливыми Рокотовым, Антроповым и Вишняковым.
[487x599]
Дмитрий Григорьевич Левицкий "Портрет Урсулы Мнишек"
[405x600]
Владимир Лукич Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»
Это пример еще одного поджанра портрета - портрет-прогулка.
[464x599]
Федор Степанович Рокотов "Портрет В.И.Майкова"
[462x599]
Алексей Петрович Антропов "Портрет графини М. А. Румянцевой"
[416x550]
Иван Яковлевич Вишняков "Портрет Н. И. Тишинина"