Продолжим наблюдать за историей портрета. Но сначала мне бы хотелось поблагодарить всех, кто присылает комментарии к моим сообщением. Большое всем вам спасибо и извините, что не отвечаю на каждый ваш отзыв. Поверте - мне очень приятно и я признателен всем за оценку моего труда.
И еще об одном, но не таком приятном: прежде, чем писать о том, что я что-то пропустил, убедитесь в том, что этого материала у нас действительно нет. А то получается, чтомне указывают на что-то, что я пропустил, а на самом деле об этом шла речь прежде автор отзыва не читал прелыдущий материал. Кагда же ваша критика по делу, то я ее с удовольствим( или почти с удовольствием) принимаю и стараюсь исправить свои ошибки.Спасибо
Прежде, чем перейти к дальнейшему рассказу о развитие итальянского ренессансного портрета, думаю, что необходимо познакомится в первую очередь с нидерландским портретным искусством. И вот почему. Раннее Северное Возрождение, и в особенности, нидерландское искусство конца 14 - 15 веков оказало довольно серьезное влияние на творчество итальянских мастеров. Связь этих творческих школ происходила по следующей схеме: Нидерланды были связаны с Францией через общую Бургундскую династию и поэтому очень часто работали при дворах французских монархов. например, братья Лимбург из Гельдерна по своей сути были французскими художниками. А про связь итальянского искусства с французским, мы уже говорили. Но дело тут не только в географической близости. Искусство Ренессанса в Италии - это искусство гуманизма, европейское интеллектуальное движение, зародившегося в Италии. параллельно с этим в Северной Европе берет начало духовное движение в католицизме "Новое благочестие" направленное на религиозное обновление, возвращение к простоте веры, характерной, согласно идеям движения, раннему христианству. Движение стало также духовным стержнем «нового искусства» (лат. «ars nova») — стиля в живописи, возникшего в 1420-е – 1430-е гг. на основе поздней готики, и ставшего основой Северного Возрождения. Мир существующий, согласуясь с идеями этого движения воспринимается художниками как отражение мира божественного, в котором все совершенно. Стремление к правдивому изображению человека и окружающей его среды, необычайная чуткость к красоте мира становятся главной особенностью нидерландского искусства: художники благоговейно выписывают облик предметов, тщательно передают их объем и фактуру. И, естественно, что именно этот период в живописи Нидерландов выдвигает портрет в самостоятельный жанр. Главное отличие путей, по которым развивались итальянское и нидерландское искусство этого периода, заключалось в том, что итальянские художники ориентировались на возрождение хорошо знакомого им античного искусства, а нидерландские, не столь хорошо его знавшие, развивали традиции средневекового искусства в соответствии с концепцией "Нового благочестия». Если итальянские мастера эпохи Возрождения писали монументальные фресковые росписи, то нидерландский зритель предпочитал любоваться станковыми картинами небольшого размера, к которым итальянские художники придут позднее. И, несомненно, под влиянием творчества своих нидерландских коллег.
Самыми первыми представителями нового направления в Нидерландской живописи считаются Ян ван Эйк и Робер Кампен, которого иногда еще идентифицируют как Флемальского мастера. Основной работой Кампена является алтарь Мероде( по имени одного из владельцев). Создание в алтаре триптиха, давало возможность художнику достаточно ловко решить вопрос с донатором. В данной работе: центральная часть - это Благовещение; в правой створке - Иосиф мастерит мышеловки, а вот в левой части находятся донатор Питер Энгельбрехт со своей будущей супругой - Гретгин Шринмехерс.
[243x600]
С одной стороны земные персонажи не присутствуют на изображении главного события триптиха, но с другой - они активно выражают свое отношение к происходящему: наблюдая в распахнутую дверь за чудом, мужчина обнажил голову, а женщина держит четки в молитвенно сложенных руках.
Интересно сравнить два портрета - Кампена и ван Эйка. Причем с одинаковыми названиями: "Мужчина в красном тюрбане".
[408x599]
Это Р.Кампен.
[442x600]
А вот это уже Я.ван Эйк
Сравнительный анализ предлагаю сделать самим.
А вот как подходит к изображению донатора Ян ван Эйк.
[560x599]
"Мадонна канцлера Ролена"
Как вы понимаете, в момент создания, картина не имела такого имени. Это позднее ее стали называть по фамилии донатора, изображенного рядом с Мадонной.
Попробуйте сравнить это произведение с работой, например, которую мы видели в предыдущем нашем разговоре - Козимо Росселли «Алтарь из Радды» .Посмотрите какая разница. Там земной человек , хотя и пропорционален Мадонне, занимает заведомо низшее( и это подчеркнуто композиционно) положение. Все лица отрешенные, никто не на кого не смотрит, интерьер пуст и так же, как пейзаж уныло нереален.
Здесь же мы видим вполне реальную картинку, в абсолютно реальном , заполненным вещами, интерьере. Канцлер Роден внимательно смотрит на Мадонну и хотя, судя по его молитвенно сложенным рукам полон почтительности и благоговения. Но и его взгляд, и одежда, и вещи, и пейзаж, изображающий его владения - все как бы подчеркивает его значимость, его достаток.
Чтобы закончить на сегодня с двумя основоположниками нидерландской живописи, еще по одной их работе.
[401x599]
Р.Кампен "Портрет толстого мужчины"
[466x599]
Я.ван Эйк "Портрет кардинала Николло Альбергатти(?)"
Не чужд был нидерландским художникам и жанр автопортрета. Но изображали они себя в виде какого-нибудь святого. Идеально для этой роло подходил Евангелист Лука, покровитель художников и по преданию, написавший первую икону Мадонны.
[481x600]
Рогир ван дер Вейден
[476x600]
Дирк Баутс
Как вы видите, композиции не отличаются оригинальностью. а если учесть, что ван дер Вайден был учеником Р.Кампена, а Баутс в свое время испытывал влияние ван дер Вайдена, то помятно, что является основой композиций этих работ. Только Кампен изображал донатора, а его последователи - самих себя, хотя и в образе Св.Луки.
Еще по одному портрету в исполнении этих великолепных мастеров.
[444x600]
Рогир ван дер Вейден "Портрет Антуана Бургундского"
[420x600]
Дирк Баутс "Мужской портрет"
Уже даже в ранней нидерландской живописи практически не встречается профильный портрет. Портреты, как правило, выполнены в 3/4. причем хотя большинство портретов погрудные, а не поясные, художники стара1тся написать руки. Это дает возможность для дополнительной характеристики портретируемого.
[446x600]
Г.Мемлинг "Портрет юноши с римской монетой"
[503x600]
Хуго ван дер Гус "Портрет мужчины"
[352x599]
Петрус Кристус "Портрет картузианского монаха".
Ранняя нидерландская живопись и искусство портрета, в частности, оказали большое влияние на всё западноевропейское изобразительное искусство. Итальянский гуманист Бартоломео Фацио даже назвал ван Эйка «князем среди живописцев столетия». Итальянские коллекционеры живописи заказывали многочисленные картины у северных мастеров, меценаты предоставляли молодым художникам возможность обучения во фламандских мастерских. Арагонский король Альфонс V ещё в 1431 году отправил своего придворного художника Луиса Далмау во Фландрию. А кастильские короли владели несколькими известными произведениями Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга и Яна ван Эйка. Влияние нидерландского искусства на германское было столь велико, что Вазари даже считал Альбрехта Дюрера и его предшественника Мартина Шонгауэра фламандцами.
Насколько сильно чувствовалось влияние нидерландского искусство на творчество некоторых итальянских художников, что Антонелло да Мессина даже долгое время считался непосредственным учеником Яна ван Эйка.
[431x599]
Антонелло да Мессино "Мужской портрет (автопортрет?)"
[389x500]
Антонелло да Мессино "Мужской портрет"
[378x600]
Мартин Шонгауэр "Портрет молодой женщины".
[480x600]
Альбрехт Дюрер " Портрет Фелиции Тухер"
Это одна из ранних работ художника, где особенно чувствуется влияние нидерландских мастеров.
Искусство испанского придворного портрета было заложено вообще нидерландским(фламандским ) художником. Он работал при дворе королевы Изабеллы Кастильской, и прозывался именно по названию своей родины - Хуан де Фландес (Ян из Фландрии).
[373x390]
Хуан де Фландес "Портрет Изабеллы Кастильской"
Завершить эту часть сегодняшнего разговора мне бы хотелось работой португальского художника Нуньо Гонсалвеша. Фигура несколько загадочная, ибо мы не знает точных дат его жизни, расписанный им алтарь кафедрального собора в Лиссабоне погиб во время Лиссабонского землетрясения, а его знаменитые "панели Св.Венсента" были обнаружены только в конце 19 века и долгое время не были атрибутированы его именем. Но одно можно сказать точно - влияние нидерландской живописи на его творчество несомненно.
[600x327]
Нуньо Гонсалвеш: Алтарь св. Винсента. Фрагмент.