Следующий жанр, о котором я хотел бы поговорить – портрет. Тема намного более обширная, чем жанровая живопись, более глубокая и, на мой взгляд, более интересная. Хотя, как зрителя, бытовой жанр для меня более привлекателен. Заранее должен вас предупредить, что, несмотря на кажущуюся простоту( портрет – что тут сложного), жанр очень разнообразный и имеет множество различных форм. Так что заранее прошу прощение за большое количество текста.
Портрет не имеет такой большой истории, как бытовой жанр. Хотя есть и такое мнение: «Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос». Честно говоря, мне эта попытка продлить время появления первых портретов, кажется весьма сомнительной.
Поскольку на развитие портретного жанра влияют две тенденции, а именно: прогресс технических изобразительных навыков и развитие представлений о значимости человеческой личности, то о первых образцах портретного искусства мы может говорить, начиная с древнеегипетской цивилизации. Справедливости ради надо сказать, что изображения людей встречались и в более раннем, месопотамском искусстве. Но они не несли индивидуальных черт и являлись изображением богов. Появление индивидуальных портретов связано, с религиозными воззрениями египтян ( впрочем, как и многих других народов древности) и являлись «заменой» умершего в потусторонней жизни. Стены гробниц заполнялись изображением обитателя этого заупокойного сооружения.
[519x537]
«Тутанхамон с женой». 14 в. до н. э.
Однако надо учесть, что искусство портрета и в древнем Египте, и в дальнейшем в Греции и Риме, в основном, было представлено скульптурой и рельефом.
В Древней Греции искусство портрета поначалу не было персонифицировано. Даже статуи, воздвигаемые в честь победителей различных спортивных игр, были не конкретным изображением этого человека, а лишь представляли собой статую атлета.
Единственным исключением являлось уникальное искусство фаюмского портрета. У нас о нем достаточно подробно написано здесь.
http://my.mail.ru/community...
[342x599]
Фаюмский портрет "Портрет мальчика по имени Евтихий" 2-й век.
В остальном изобразительное искусство того времени было представлено мозаичными изображениями и фресками.
[600x413]
Помпейская фреска "Александр Македонский" 1-й век до н.э. - 1 век н.э.
В эпоху Средневековья( 6 - 15 века, что очень условно) портрет, как, впрочем, и все изобразительное искусство, находился в упадке, если не сказать, в забвении. Особенно это относится к раннему Средневековью. Какие-то, естественно, изображения присутствовали в храмах, но в отличие от мастеров Древнего Египта или античности средневековые художники не преследовали цель - добиться сходства образа с оригиналом. Тем более, что церковь допускала изображение индивидуального человека только в двух случаях: либо это присоединенные к святым изображениям как память о каком-либо богоугодном деле, либо изображение на надгробном памятнике. Надо заметить, что большинство этих изображений было скульптурными, хотя встречались и фрески, и мозаика.
[600x422]
"Император Юстиниан со свитой" Мозаика. Равенна.6 век
[600x456]
"Христос, императрица Зоя и Константин IX Мономах". Мозаика. Собор Св.Софии 11 век
[417x599]
"Христос коронует Рожера II" Церковь Марторана. Палермо 12 век
Все эти робкие попытки художников Средневековья изобразить индивидуальность в какой-то мере подготовили почвы для портретного искусства Проторенессанса.(1200 - 1300 годы)
"Благодаря зарождению нового, гуманистического мировоззрения, происходит коренная перестройка средневековой художественной системы. Икона уступает место картине. Обращение к античному началу помогает выработать новый стиль и по-новому, более реалистично, понять образ человека. Но развитие индивидуального портрета в Ренессанс будет долго сдерживаться имеющимся наследием — широкой типизацией форм и образов, которая надолго предопределит художественный строй этого портрета"( Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения)
Говоря о художниках Проторенессанса, создавших первые, после долгого перерыва, действительно портретные изображения, мы в первую очередь говорим о портретах Джотто (1267 - 1337)
Джотто первый начал портретировать людей с натуры. Вазари пишет о портетах Данте, Брунетто Латини, Корсо Донати, папы Климента IV Карла Калабрийского, Паоло ди Лотта Ардингелли и его жены и многих других, а таже и о автопортретах(!).Кроме своих современников, Джотто пишет портреты знаменитых людей, но уже умерших, например Франциска Ассизского и св. Доминика.
[239x303]
«Данте Алигьери»
[524x600]
«Франциск Ассизский отказывается от имущества.»
Можно сравнить изображение этого святого со старейшим из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни, которое находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако
[288x368]
Кроме светских портретов, типа представленного портрета Данте, Джотто писал "донаторские" портреты в религиозных композициях. Одним из наиболее известных портретов такого рода является донаторская фреска Энрико Скровеньи в композиции «Страшный Суд» (Капелла Скровеньи, Падуя.
[382x480]
Мы, естественно, не можем утверждать, что портретное сходство с Энрике Скровеньи безупречно - поверим Джотто, его лаконизму в передаче индивидуальных черт лица, в фигуре, жестах. Еще одна важная деталь: фигура донатора, дарящего церковь, не уменьшена по сравнению с фигурой Мадонны.
Другим выдающимся художником Проторенессанса, был представитель сиенской школы живописи Симоне Мартини ( ок. 1284 — 1344). Его кисти принадлежат портреты короля Роберта Анжуйского, святого Людовика Тулузского, кардинала Джентиле да Монтефьоре, кондотьера Гвидориччо да Фольяно.
[411x599]
"Коронование Роберта Анжуйского святым Людовиком Тулузским"
Есть такое мудрено слово - иератичность, т.е. священная отвлеченность изображений. Именно так, иератично, написана Мартини фигура святого. А рядом с ним - лишенное этой отвлеченности, портретное лицо короля, с тяжелым подбородком и длинным носом.
Если сравнивать эту работу с фреской Джотто, то традиции культового изображения здесь соблюдаются - фигура короля гораздо меньше по размерам фигуры святого. Но с другой стороны Мартини сделан и шаг вперед в портретном сходстве - достаточно точно переданы черты характера, в частности честолюбие.
[600x211]
А это портрет Гвидориччо да Фольяно, конный портрет военачальника, на фоне захваченных им крепостей. Тем самым было положено начало особого типа монументальной портретной композиции, который в живописи Раннего Возрождения станет весьма популярным.
Сиенская школа подарила миру и практически первый групповой портрет.Его автор - Амброджо Лоренцетти (ок. 1295 — 1348)
[507x228]
"Групповой портрет членов Совета Двадцати Четырёх". (Деталь)
Этот портрет является частью огромной фрески «Аллегория доброго правления»; в которой прославляется родной город Лоренцетти - Сиена и ее верховный орган управления: "Совет 24-х"
Несмотря на такие, скажем прямо, прорывы в портретирование, большинство художников пишут портреты скорее номинально.
Хотя портреты все шире вводятся в многофигурные композиции, индивидуальные черты изображаемых едва проступают через стереотипные приемы построения лица.
[345x600]
Нардо ди Чоне( ок. 1320 — 1366) "Страшный суд".
Одновременно с этим были и такие художники, как Томмазо да Модена(1325 — 1379) с его тяготение к индивидуально-конкретной передаче человеческих образов.
[285x300]
"Портрет Альберта Великого"
Альберт Великий или Св. Альберт - философ, теолог, учёный.
Кстати, с именем этого художника связана одна из тенденций западноевропейского искусства этого периода - многие художники покидали Италию и надолго, а то и навсегда уезжали в другие страны, где к тому времени начали активно развиваться культурные центры. Эти, например, Авиньон( место пребывание римских пап) Париж и Прага. Вот около нее-то и оформлял императорский замок Томмазо да Модена. А Мартини переехал в Авиньон.
Там же в Авинионе работал и другой итальянский художник - Маттео Джованнетти ( упоминается в документах с 1322 по 1368)
[181x599]
Маттео Джованнетти. «Св. Гермагор с донатором». 1345.
Кроме Авиньона, во Франции стремительно развиваются и другие культурные центры - Париж, Дижон(резиденция герцога Бургундского и Берж, резиденция его брата, герцога Беррийского. Там, в Берже и был создан выдающийся памятник культуры - «Великолепный часослов герцога Беррийского»,иллюстрированная рукопись 15 века, выполненная братьями Полем, Жаном и Эрманом Лимбургами.
[542x558]
Жан, герцог Беррийский, фрагмент миниатюры из "Великолепного часослова..."
Эти и другие мастера успешно ассимилируют влияние итальянской живописи, и во 2-й пол. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты, итальянские заимствования и художественные традиции с севера — Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч.
[367x600]
Неизвестный художник. «Портрет Иоанна Доброго», ок. 1349. Самый древний из сохранившихся станковых портретов
[379x599]
Неизвестный художник "Рудольф IV Австрийский". 1365 год
Первый в Западной Европе портрет в полуанфас. Художник явно не знаком с законами перспективы, не понимает правил перспективного сокращения. Он пытается воспроизвести на плоскости трехмерное пространство, при этом построение носа и глаз примерно соответствует повороту головы, а рот передан прямо. Да и корона — наложена аппликацией.
В начале 15 века художники франко-фламандского круга успечно развивают то направление в портретном искусстве, начало которого заложили братья Лимбурги. Хотя и наблюдается некоторый отход от реалистичности последних. Фигуры непропорционально вытягиваются рукам, головы пишутся тоже неестественно маленькими. Для изображаемых характерны манерные и жеманные положения рук и каллиграфическая выписанность деталей.
[431x599]
Неизвестный художник франко-бургундского круга. «Женский портрет», ок. 1410-1420.
[429x600]
Неизвестный художник XVI века. Копия с портрета герцога Иоанна Бесстрашного работы Жана Малуэля или одного из братьев Лимбургов (1405-1419).
Особняком от этих работ стоит портрет, выполненный акварелью.
[420x577]
Неизвестный художник. "Портрет Людовика II Анжуйского" 1412-1415 годы
Искусство портрета, естественно не ограничивалось только Европой. И это относится не только к скульптурному портрету. Причем мастерство восточных живописцев ничуть не уступало мастерству их европейских коллег. Я бы даже сказал, превосходило. Во всяком случае уж законы перспективы они знали и успешно использовали в своих работах.
[488x600]
Неизвестный художник. «Портрет буддистского монаха Учжунь Шифаня» Китай. 1238 год.
[471x600]
Фудзивара Таканобу "Портрет Минамото-но Ёритомо" Япония 1179 год
[510x599]
Кемаледдин Бехзад. "Портрет Шейбани Хана" Персия ок. 1507 год