• Авторизация


Портрет в эпоху ВОРОЖДЕНИЯ 19-02-2015 16:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Эпоха Возрождения — "один из самых плодотворных периодов в истории развития портретного жанра, время, когда в западноевропейском искусстве возник реалистический портрет. Этот новый реализм был тесно связан с новым пониманием личности и её места в действительности, с открытием мира и человека, произошедшим в этот период" (Здесь и далее -Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения). Портретное искусство этого времени настолько велико и многообразно, что позволяет уже различать его по жанрам(скорее поджанрам, ибо жанр-то один - портрет) и характеру изображения. Эта квалификация портрета сохраняется и поныне. Итак, по поджанрам портрет подразделяется на:
Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера;
Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый;
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми;
Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы;
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Различают: 
Аллегорический
Мифологический
Исторический;
Семейный портрет;
Автопортрет;
Религиозный портрет.
Вот с этого последнего жанра мы и начнем. И это естественно, ибо первые портретные изображения, как мы уже убедились ранее, в большинстве своем появились в религиозном, а точнее, в так называемом "донаторском портрете".
Донатор - в католичестве и ктитор в православие - это заказчик или организатор строительства храма. Поэтому, неудивительно его желание быть запечатленным на одном из изображений в данном храме.
Донаторы изображались коленопреклоненными и молящимися, обычно строго в профиль; мужчины — по правую руку от Мадонны или святого, а женщины — по левую. Как мы уже видели раньше, более древняя форма изображения донатора - непропорционально более мелкая по отношению к Мадонне или святому. Новаторская - та, при которой дистанция между двумя мирами показана не размерами, а композицией.
[273x598]
Мазаччо. «Троица», ок. 1427


Следующим шагом стало полное композиционное и психологическое объединению религиозных образов и портрета.
[410x600]
Пьеро делла Франческа.
Т. н. «Алтарь Монтефельтро», 1472—1474год
Молящийся герцог Монтефельтро, потерявший супругу в родах, и по случаю рождения ею долгожданного наследника заказавший эту картину, принимает практически равное участие в "Святом Собеседовании».Так называется в изобразительном искусстве западноевропейского типа изображения Богородицы с младенцем Иисусом на руках в окружении группы каких-либо святых. Здесь собралась следующая компания (слева направо): Иоанн Креститель, Св. Бернардин, Св. Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Франциск (показывающий стигматы), Св. Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов.


Еще одним композиционным решением для изображения донатора стло изображение человека в отдаление от божества. Донатор воспринимает Христа, Мадонну или святого как видение.
[540x599]
Пинтуриккьо. «Воскресение» 
Донатор - папа Александр VI


Но такие изображения, надо полагать, не пользовались большой популярностью. Наоборот, заказчик, а за ним и художник старались показать желательно более тесную связь между фигурой донатора и святыми. А это лучше всего достигалось в более камерной обстановке.
[524x599]
Филиппино Липпи «Благовещение»


Мало того, иногда донатор "вовлекался" в сюжет картины. Например, младенец-Христос протягивал к нему руки.
[428x599]
Винченце Фоппа «Мадонна»


Чтобы подчеркнуть дистанцию между земным человеком и святыми, фигура донатора могла, например, наполовину выступать из люка в полу, или он мог быть написан полуфигурно у нижнего края картины, «обрезанный» до плеч.
[558x599]
Козимо Росселли «Алтарь из Радды»

Но если у Росселли донатор смотрится абсолютно инородным телом и в композиции картины и в действие в ней происходящем, то у Филиппино Липпи донатор - Пьеро ди Франческо дель Пульезе, хотя бы взглядом активно участвует в действии.
[571x599]
Филиппино Липпи «Видение Марии св. Бернарду»


Еще дальше пошли некоторые художники, подменяя портретами донаторов евангельских персонажей; например, пастухов, пришедших поклонится Младенцу.
[600x391]
Витторе Карпаччо "Поклонение младенцу"
Кстати, в этой работе мы встречаем и один из поджанров портрета - семейный портрет.


Однако внесения портрета в евангельские сюжеты не было распространенном явлением, ибо, естественно, вызывало негодование церковных иерархов .Однако отдельные образцы такого портрета все же встречались. Особенной популярностью пользовался сюжет "Поклонение волхвов", где заказчики, совершающие акт дарения церкви, отождествлялись с волхвами(царями) принесшими подарки родившемуся Христу.
[600x501]
Сандро Боттичелли. "Поклонение волхвов"
В толпе — представители трёх поколений семьи Медичи и свита Лоренцо Великолепного. Кроме того, мы видим уже и пример другого поджанра портрета - автопортрета. Сам художник смотрит на зрителя с правого угла картины. И это не единичный пример. Автопортреты художников (обычно у самого края композиции, будто являясь посредником, приглашающим зрителя обратить внимание на происходящее на фреске)встречаются довольно часто. О многих, особенно ранних автопортретах, нам известно из Вазари, но нередко они опознаются сами — по местоположения у края (за пределами активного действия), но обычно по напряжённому скошенному взгляду и зеркальной перевернутости абриса лица, которое усиливает асимметричность.


Гораздо большую свободу художники получали, изображая современников как персонажей церковных легенд. Это явление получило название "скрытые портреты". Изображая участников или зрителей какого-либо эпизода из жизни многочисленных святых художники придавали им портретное сходство со своими друзьями, родными, просто случайными знакомыми. Иногда художники пользовались простая, а в последствии ставшей традиционной, форма возвеличивания заказчиков — изображение их в образе святых, иногда соименных.
[314x599]
Мазолино. «Закладка базилики Санта Мария Маджиоре в Риме»
С мотыгой в руках изображен папа Мартин V, в образе Св.Либерия.


Следующим этапом в развитие портрета в искусстве Ренессанса был постепенный уход от практики "скрытого портрета". Это было связано в первую очередь с деятельностью семейства Медичи, старавшимися подчеркнуть свою власть и исключительное положение. Появляются огромные, монументальные фрески, полностью покрывающие стены церквей и соборов, заполненные десятками, а то и сотнями персонажей, в первых рядах которых представлены члены могущественного семейства, их сторонники и друзья. Примеру Медичей следуют и другие правители, светские и церковные.
[600x467]
Беноццо Гоццоли. "Шествие молодого волхва(короля)".Капелла волхвов, восточная стена.


Наряду с религиозной появилась и светская монументальная живопись. Её появление основывается на традиции "знаменитых мужей", популярной в эпоху Возрождения теме фресковых росписей, изображающая великих мужей древности.
[337x598]
Андреа дель Кастаньо. «Портрет Пиппо Спано» 
Пиппо Спано -флорентийский кондотьер 14 века на службе у венгерского короля Сигизмунда.


Эту традицию продолжает несколько трансформируется в дальнейшем, когда гуманистический культ «знаменитых мужей» начинает сочетаться с прославлением монарха в его роли покровителя искусств и защитника церкви.
[292x499]
Педро Берругете. "Портрет Федериго да Монтефельтро с сыном"
В этом портрете кондотьер написан в полном боевом облачении и в горностаевой мантии, за чтением книги. У его ног, опираясь на колено отца — наследник, юный Гвидобальдо.


А вот несколько примеров для сказанного выше.
1.В 1481—83 гг. над росписью стен Сикстинской капеллы работало созвездие великолепных живописцев: Боттичеслли, Перуджино, Гирландайо,Козимо Росселли, Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Фрески, созданные этими мастерами содержали более сотни портетных фигур, никоим образом не связанных с библейским сюжетом - это были «вставные» группы, обычно по краям каждой композиции, будто выдвинутые из-за кулис. Большинство изображённых — родственники папы из семьи Делла Ровере и Риарио, а также члены курии и знатные союзники папы. В этих портретах виден накопленный опыт художников: любой портрет может быть вырезан из фрески и восприниматься как самостоятельная картина.
[342x476]
Боттичелли. «Искушение Христа» (деталь)

[600x365]
Перуджино. «Вручение ключей апостолу Петру».


2.Капелла Сассетти и капелла Торнабуони. Считается, что оба эти цикла Гирландайо в истории раннего ренессансного портрета себе равных не имеют.
[394x600]
Гирландайо. «Утверждение устава францисканского ордена», капелла Сассетти. Фрагмент с портретом Анжело Полициано,итальянского поэта, гуманиста и драматурга; вместе с его воспитанником Джулиано Медичи.

[367x599]
Гирландайо. «Рождество Иоанна Крестителя», капелла Торнабуони, фрагмент: крайняя справа — Лукреция Торнабуони, мать Лоренцо Медичи.


3.Венецианская праздничная жизнь отражалась в циклах в помещениях религиозно-благотворительных братств (scuole), которые были более светскими, развлекательно-повествовательными, чем житийные циклы в церквях. В них также встречается множество портретных фигур.
[600x446]
Джентиле Беллини. «Чудесное спасение реликвии св. Креста, упавшей в канал с моста Сан Лоренцо»
Обычно в работы Белини и других венецианских мастеров во множестве были включены портреты членов братства; в эту же без расчета художественной цельности «вставлены» портретные фигуры (Джентиле написал себя, отца, брата, кузена и зятя Андреа Мантенью), не сопоставимые с остальными масштабно, а в правом углу изображена Катерина Корнаро с чередом профилей придворных дам.


Важным шагом в эволюции «монументального портрета» был «исторический жанр», где изображались реально случившиеся события и сцены, либо те, которые легко было таковыми представить. Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо. Этот жанр светской живописи имел несколько композиций.
1.Композиции батальные. Картины различных битв и сражений с портретными изображениями полководцев.
[493x600]
Паоло Учелло. "Битва при Сан Романо". Фрагмент с изображением Никколо да Толентино


2.Композиции торжественные. Изображались сцены торжественных процессий и освящений.
[415x599]
Пинтуриккио "Встреча императора Фридриха III с его невестой Элеонорой Португальской"


3.Композиции смешанные. В их сюжетах царило соединение реальных бытовых сцен с классическими мифами, аллегорий с героизированных портретов правителей.
[600x291]
Франческо дель Косса «Апрель(Тримф Венеры)»


Все, о чем говорилось, выше - это, как вы понимаете, живопись монументальная, т.е. живопись на архитектурных сооружениях.
Станковый же портрет, т.е. изображения имеющие самостоятельное значение и воспринимающиеся независимо от окружения, в итальянском искусстве возник позднее. Его появление относится только ко 2-й четверти XV века, а расцвет приходится на последнюю треть. И одним из сохранившихся примеров - как раз та картина - "«Пять знаменитых мужей»,с неустановленным авторством, о которой рассказала Валентина в комментариях к предыдущему посту.
[600x153]
К ее небольшому, но интересному рассказу добавлю только то, что все эти портреты - повторения деталей фресок. 
Картина эта имеет и ещу одну особенность: четыре потрета даны в трехчетвертном ракурсе, а один - профильном. Это еще больше запутывает дело, ибо эти два ракурса использовались художниками в разные периоды.


Первоначальным, как мы уже знаем, был профильный портрет.
[408x599]
Неизвестный флорентийский мастер круга Учелло "Женский портрет"

Среди подобных портретов флорентийских художников, особый интерес вызывают несколько портретов Филиппо Липпи.В них впервые в итальянской портретной живописи, портрет дан в интерьере.
[389x599]
Филиппо Липпи. "Женский портрет"
Будучи помещённым в замкнутое пространство, профильное изображение утрачивает прежнюю плоскостность и абстрактность, обретая более сильную реалистичность. Композиция превращается в картину, содержащую элементы повествования.


Художники Северной Италии в области станкового портрета значительно превзошли своих коллег из Флоренции. Это обусловлено их более близким знакомством с живописью своих северных соседей, представителями франко-бургундского круга. С их шпалерами, миниатюрами, станковыми картинами. Это хорошо видно на такой, например, работе:
[420x599]
Пизанелло. "Портрет принцессы из дома Эсте (Джиневры)"
Не правда ли, профиль и фон, со сложным декоративно-пейзажным мотивом, образовывают единое целое, а картина напоминает шпалеру.


Сравнивая портретное искусство Северной Италии середины 15 века, невозможно не остановится на диптихе - парном портрете Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца.
[600x416]
"Это произведение — синтез флорентийской и североитальянской традиции портретного искусства середины XV века, обогащенный творческим использованием колористических достижений нидерландской живописи".( В.Гращенков)
Пейзажный фон ранее использовали нидерландцы, а вслед за ними Филиппо Липпи, но у них он оставался всего лишь деталью композиции, видом через окно. В этом диптихе пейзажный фон весьма важен. Человек господствует над природой, портретные образы полностью освобождены от религиозного духа, который присутствует во всех донаторских портретах Пьеро, эта картина — настоящий продукт светской гуманистической культуры.
Замечу в скобках, что так получилось - это третий портрет герцога в сегодняшнем рассказе. Можете сравнить три изображения.

Итак, мы возвращаемся к портрету Возрождения. Условно (очень условно) середина 15 века стала переломной для итальянского портрета.Во-первых, произошел переход от профильного портрета к трех-четверному и к изображению в фас.
Во-вторых, вместо нейтрального фона, в портретах появился пейзаж, иногда с элементами интерьера.
В-третьих - переход от погрудной композиции к поясной.
Эти три тенденции и обусловили дальнейшие развитие ренессансного портрета. Давайте теперь посмотрим на творчество отдельных мастеров и художественных школ.
Несмотря на то, что итальянские художники постоянно приглашались различными правителями для оформлению местных храмов и интерьеров дворцов, принадлежность мастеров к определенной школе, была неотъемлемой частью их творчества. И это касалось не только обычных художников, то тех, кого история назовет выдающимися.
Феррарская школа испытывала на себе большое влияние северного портрета, ибо при феррарском дворе работали нидерландские, французские и немецкие живописцы. Основные представители: Франческо дель Косса (ок. 1435 — 1477),Лоренцо Коста (1460 — 1535).
[303x450]
Франческо дель Косса. «Портрет молодого человека»
[462x599]
Лоренцо Коста. «Портрет неизвестной с комнатной собачкой на руках»
Ломбардская школа сформировалось в годы работы в Милане Леонардо да Винчи."В первой четверти XVI века понятие о миланском художнике растворяется в понятии о „леонардесках“. Леонардески были разнообразны по своей одаренности, по слабым проблескам оригинальности, по степени своей близости, внутренней или только внешней, к Леонардо. Наиболее интересны из них те, которые попали в орбиту гения в дни первого его приезда в Милан, — Больтраффио, Амброджо да Предис, Франческо Мельци".(П.П.Муратов (1881—1950) — русский писатель и искусствовед, автор трёхтомных «Образов Италии»)
[412x599]
Миланская мастерская Леонардо да Винчи. «Прекрасная Ферроньера»
[436x600]
Джованни Антонио Больтраффио, «Портрет мальчика»
[332x472]
Амброджо де Предис, «Портрет Франческо ди Бартоломео Акинто"
Падуанская школа живописи - это в первую очередь Андреа Мантенья (ок. 1431 — 1506)
[450x599]
Мантенья. «Портрет кардинала Лодовико Медзарота»
Портрет своеобразный, непохожий ни на нидерландский, ни на какой другой из итальянских северных школ. В нем, скорее, чувствуется влияние римского скульптурного портрета,
Венецианская школа - это одна из главных итальянских живописных школ. Большое влияние на развитие в ней портретного искусства оказал Антонелло да Мессина (ок. 1429 — 1479).Большинство его портретов выполнено по одной схеме, заставляющих вспомнить "Мужчину в трасном тюрбане" ван Эйка: погрудно, с парапетом, всегда в головном уборе и взглядом прямо на зрителя. Он не пишет руки и не изображает аксессуара. На парапете практически всегда изображена смятая бумажка, «прикреплённая» каплей сургуча, с надмисью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой.
[456x599]
Антонелло да Мессина. «Портрет старика (Тривульцио де Милано?)
Один из величайших представителей венецианской школы - Джованни Беллини (ок. 1430/1433 — 1516)
[531x599]
Джованни Беллини. «Портрет мужчины в чёрном»
В этой работе, возможно, лучше, чем в какой-нибудь другой, воплотилась новая линия в венецианском портретном искусстве. Она изображает человека, чей идеал можно охарактеризовать так: «человек, ведущий независимый образ жизни, но готовый по законам своего сословия добровольно выполнять волю государства. Здесь словно примиряются два противоположных принципа в понимании человеческой личности: один исходит из гуманистического осознания индивидуальности, другой из подчинения этой индивидуальности жёстким нормам общественной жизни» (Здесь и далее:Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения). Дальше Гращенков пишет:
«наверное, всем этим людям было приятно видеть себя на портретах Беллини чуть более мечтательными и поэтичными, чем они были на самом деле»

.
Однако не только Дж. Беллини было представлено искусство портрета в венецианской живописи.Это и его брат Джантиле (ок. 1429 — 1507), и Альвизе Виварини (1446—1502), и Лоренцо Лотто (1480—1556), и Витторе Карпаччо (ок. 1455 или 1465 — ок. 1526) и многие другие.
[383x500]
Джентиле Беллини. «Портрет дожа Агостино Барбариго»
[277x371]
Альвизе Виварини. «Мужской портрет»

Флорентийское искусство портрета, начиная с 1460 года, испытывает мощный подъем.
"Общественный заказ уступил место частному меценатству, отчего искусство становится многообразнее и тоньше, но отчасти утрачивает монументальность и синтетичность стиля. Вместо суровых образов появились изящные. Идеалом времени стала красота юности. Возрастает тяга к лиризму и камерности. В искусстве Флоренции этого периода четко обозначаются 2 различных течения, которые возникли из противоречия общественной жизни:
а)тяга к будничному повествованию и аналитическому жанризму, трезвый будничный реализм — согласно вкусам богатого флорентийского бюргерства, которое утратило прежние героические идеалы (Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Бенедетто да Майано)
[440x599]
Гирландайо.(1449 - 1494) «Портрет старика с внуком»
[391x600]
Росселли 1439 -1507)"Портрет молодого человека
б)утончённый идеал духовного аристократизма и поэтическая метафоричность художественного мышления на основе литературы и философо-теологических идей неоплатонизма — согласно вкусам окружения Лоренцо Великолепного (Боттичелли, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо, Антонио Полайоло, Андреа Вероккьо, ранний Леонардо, юный Микеланджело)[38].
[434x600]
Боттичелли.(1445 - 1510) «Портрет молодого человека с медалью Козимо Медичи»
[418x600]
Филиппино Липпи.(1457/58 - 1505) «Портрет молодого человека»
[393x599]
Братья Поллайоло. Антонио (1433 - 1498) и Пьеро(1443 -1496) «Галеаццо Мария Сфорца».


[565x600]
Леонардо да Винчи. «Портрет Джиневры Бенчи»
[419x599]
Лоренцо ди Креди.(1459 -1537) «Дама с жасмином»
[395x599]
Лука Синьорелли. (1445/50 - 1523) «Портрет юриста»
[417x599]
Пьеро ди Козимо. (1462 -1522) «Портрет архитектора Джулиано да Сангалло»
[408x599]
Пинтуриккио. (1454 - 1513) «Портрет мальчика»
[493x600]
Перуджино. (14446 - 1524) «Портрет Франческо дель Опере»
[418x599]
<

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Портрет в эпоху ВОРОЖДЕНИЯ | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»