• Авторизация


Борис Пастернак 02-02-2015 11:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Борис Леонидович  Пастернак

 ( 29 января [10 февраля] 1890, Москва — 30 мая 1960,  Переделкино  )

 


[400x533].
1917. Портрет работы Леонида Пастернака

 Учись прощать... Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.

1952 год

О чем подумалось, читая стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака с практичеки библейским содержанием?  Мне о многом, о его бедах, обидах, о том, что с ним поступили почти так же, как Каин поступил с Авелем...   А он все это терпел... И, наверное, действительно простил...  И вспомнился другой библейский сюжет, которому отдали должное многие замечательные художники - прощение отцом заблудшего, загулявшего, ленивого и недостойного сына, приползшего к отцу только тогда, когда не осталось у него другого выбора... и ОТЕЦ простил, возложил руки и простил... Думаю, что и я, и остальные, да и Пастернаки, и отец, и сын, выбрая из множества картин "Прощение блудного сына" выбрали бы  именно Рембрандта.

 Рембрандт, 1669 год «Возвращение блудного сына».   1668-69. (262х205). Государственный Эрмитаж.

[568x700]

 

Рембрандт. 1636 год. Офорт «Возвращение блудного сына»

[700x685]

Почему? Кроме того, что это самое луучшее воплощение сюжета самым талантливым автором, пропустившим многое через свою собственную жизнь, и блестяще передавший нам свои чувства и мысли, есть еще одно обстоятельство. Не надо забывать, что Леонид Пастернак в 1923 году   в берлинском издательстве С.Д. Зальцмана   опубликовал философско-эстетическое эссе «Рембрандт и еврейство в его творчестве»,  написанное Леонидом Осиповичем еще в Москве . И это связывает и самого Бориса Пастернака с Рембрандтом. Блудного сына Рембрандт написал в конце своей жизни, и лет ему было почти столько-же, сколько Борису Пастернаку, когда он написал приведенное стихотворение. К концу жизни люди, как правило, становятся более мудрыми. И мудрость стихотворных строк перекликается с мудростью, прощающей того, кто принес столько тревог и волнений,  и ласковые прикосновения отца, выплакавшего все глаза, молясь  за сына, выдают ту огромную любовь, которую он чувствует в заблудшему и огорчавшему его ребенку, и не важно, что ребенок уже давно повзрослел.  Обратите внимание на то, что ранний  Рембрандт, молодой, в возрасте Христа, в своем офорте трактует эту сцену иначе:   информацию мы считываем с лиц и мимики участников сцены. В предсмертном Рембрандте все скупо, а впечатление от увиденного намного сильнее.

[488x700]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Борис Пастернак | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»