[500x529]
Бетховен
[381x480]
Женская головка, железобетон, 1915
[329x480]
Головка женская. 1912. Тонированный бетон.
Из выступления И.Новикова на выставке работ Эрьзи в Доме писателей в 1955 году: "Имя Эрьзи для меня звучит как легенда. Я вспоминаю 1910 год, Парижскую выставку, золотую медаль, присужденную Степану Дмитриевичу. Его называли РУССКИМ РОДЕНОМ".
Вместо биографии - воспоминания и публикации.
"В 1950 году после двадцати четырех лет жизни в Аргекнтине вернулся на Родину Степан Дмитриевич Эрьзя. Все, что он сделал на немилой чужбине, привез с собой на родную землю. Случилось так, что в 1926 году Эрьзя участвовал в Государственной художественной современной скульптуры в Москве, где его работы пользовались бюольшим успехом, и в этом же году по предложению А.В. Луначарского, выехал с выставкой своих работ за рубеж. По возвращении на Родину Эрьзя испытал много трудностей. В то время к таким возвращениям относились осторожно, и понадобилось немало времениЮ, чтобы привезенные художником работы смогла увидеть советская общественность.Выставка произведений Эрьзи, оргавнизованная на Кузнецком мосту явилась крупнейшим событием в жизни искусства. Впервые за долгие годы в выставочный зал была очередь. К сожалению, в Союзе художников и у организаторов выставки не хватило тоыварищества и гражданского достоинства оградить выставку и скульптора от завистников, от напрасных наветов. Поэтому вместе с радостью успеха и появлением новых друзей у С.Д.Эрьзи было и много огорчений.... Я счастлив, что мне удалось сделать с натуры, незаметно для Степана Дмитриевича,четыре наброска с него. Это было в 1958 году. Один из набросков послужил основой для портрета, который я подарил Мордовской картинной галерее" - художник Николай Жуков.
Н.Дунаева вспоминает: "Степана Дмитриевича при его жизни (*после возвращения в 1950 году *), бывало, замалчивали. Его прекрасные скульптуры,Ю которые он все до одной, подарил нарорду, только незадолго до его смерти переписали. Как чудесно, что в Саранске открылась постоянная выставкап произведений С. Д. Эрьзи. Как обрадовался бы старик, увидев её залы!"
От себя: "Впервые я увидела скульптуры Эрьзи в музее в Саранске, позже уже не забывала".
Любопытное о скульпторе с интересной бтографией - Нефедове Степане Дмитриевиче, в искусстве известного как Эрьзя.
Чародей с берегов Бездны (по воспоминаниям посла СССР в Аргентине М. Г. Сергеева, писателя Бориса Полевого, художника Сутеева, скульптора Конёнкова и др.).
Борис Полевой. Народный самородок. "Я очень люблю деревянные скульптуры... Буду говорить об Эрьзе. Этот мастер с первых же своих работ по дереву стал искать возможности оставлять часть материала необработанной. Он как бы стремился вписать скульптурный образ в естественные очертания дерева, делая природу своим соавтором".
Эрьзя о себе: "Я родился в деревне Баево Ардатовского уезда Симбирской губернии 28 октября 1876 года. Деревня была окружена лесами. Наши леса огромные. С детства я любил лес и сросся с ним. Когда я был маленький, из Баева нас выселили, и мы поселились ... на берегу речки Бездны. ... Мы поселились в самом красивом месте. И здесь начались мои первые впечатления.. ... После окончания начальной школы я решил заняться лепкой скульптур. Километрах в сорока от нашей деревни была довольно высокая гора. На вершине ее стояла часовня в честь Николая Чудотворца. В часовне находилась деревянная скульптура этого святого. На поклонение туда приходило много богомольцев. И вот я задумал одно дело. Снял из глины форму скульптуры святого и начал повторять его в гипсе, раскрашивать статуэтки под дерево, как в часовне, и продавать. Однако платили за них очень дешево, а делать их стоило немалого труда. Мое предприятие быстро лопнуло. Пришлось заняться чем-то другим.".
Из воспоминаний Ю. Ефремова:
Про учебу. "Степан Нефедов попробовал явиться в Москву самолично, но его никуда не приняли.... Дирктору Строгановского училища писали об этом самородке и прислали его рисунки. Эрьзя до сих пор вспоминает, как директор сказал ему:
- Так это ты хочешь учиться? Ну, милый, тебе не учиться, а жениться пора. Пошёл-ка, пошёл-ка отсюда!
Но мсолодой Степан уже тогда был упорен характером. Он всё-таки проник в стены училища..."
Еще будучи учащимся Строгановского училища, Нефёдов получает приглашение поехать в Италию. После окончания училища и грянувшей революции 1905 года Эрьзя принимает решение уехать в Италию, что и делает 1 мая 1906 года.
В Европе его ждали трудности, перемежались взлеты и падения, ему завидовали (по словам Эрьзи) Роден и Трубецкой Его слава долетела и до его родиной земли. Городская дума Алатыря решила пригласить успешного земляка и поручить ему создать персональный музей . В мае 1914 года Эрьзя вернулся в Россию. Но его ждали неприятности. Первым Эрьзя хотел навестить И.Е.Репина в Куоккале, но в приемной художника скульптору предложили ... подождать своей очереди по записи - примерно через месяц. Но Эрьзя все-таки встретился с Репиным, но тот отнесся к нему высокомерно, холодно. А на станции Белоостров Эрьзю и вовсе арестовали жандармы и долго его допрашивали (вспомнила начало книги Кюстина с описанием его путешествия в Россию "Россия в 1839 году), после допроса поместили в стоячую одиночку на 4 дня, и на две недели в общей камере. Десять лет бедствий и скитаний, удач и падений, и, по совету Горького, Эрьзя уезжает за границу. В Париже к нему вновь возвращается громкая слава, выставки проходят с триумфом, но визу для проживания скульптору, прибывшему из СССР никто в европе предоставить не хочет, и Эрьзя отправляется со своими работами в Южную Америку. Сначала в Уругвай, оттуда в Аргентину.
Из воспоминаний Ефремова (из речи на открытии выставки работ Эрьзи в Доме художника на Кузнецком мосту в 1954 году) : "Здесь он столкнулся с замечательной и глубоко поразившей его древесиной. Сверхтвердые субтропическиедеревья альгарробо и квебрахо обладали причудливыми наростами, и имели, как и наш мореный дуб, удивительную прочность, да и красоту на срезе.".
Из воспоминаний художника В.Сутеева: " Имя Степана Дмитриевича Ннфедова (Эрьзи) для меня непрерывно связано со всей моей юностью. Эрьзя - часть моей личной биографии, он открыл для меня большое искусство, знакомство с ним определило мою судьбу - я стал художником."
М. Сергеев о посещении Дома-Музея Эрьзи в Буэнос-Айресе (Аргентина):
"В начале ноября 1946 года <...> я побывал в доме-музее Эрьзи на улице Хураменто. <...> Дом двухэтажный с несколькими пристройками. Когда машина подъехала к дому, навстречу вышел Эрьзя. Он приветлимво поздоровался и сразу же предложил пройти осмотреть его музей. На обоих этажах были размещены 150 скульптур Эрьзи. В первом зале, служащим одновременно мастерской, были выставлены лучшие работы Эрьзи:"Моисей", "Лев Толстой (Философ)", "Бетховен", и другие. <...> Особенно сильное впечатлекние произвели "Моисей" и "Толстой". Я долго стоял, пораженный их необычайностью.