• Авторизация


Фаберже. Цветы. 15-04-2014 19:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Mira_Leokeneva Оригинальное сообщение

Цветы Фаберже

 

   [296x480]

 

Чаще всего имя Фаберже ассоциируется с Пасхальными яйцами, но еще одной стороной деятельности фирмы Фаберже, принесшей ей мировую известность, было изготовление драгоценных цветов в миниатюрных вазочках. Гранильщики искусно обрабатывали куски горного хрусталя, создавая впечатление, что вазы наполнены водой. Здесь прекрасно сочетаются фантазия художника, мастерство виртуоза-эмальера, кропотливая работа ювелира и камнереза. Выполняя цветы из золота, драгоценных и полудрагоценных камней, мастера достигали максимального приближения к природе, но главным для них все-таки оставался декоративный эффект.

 Особенная заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он впервые широко использовал в своих изделиях удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Большой знаток минералов и признанный авторитет в этой области, К. Фаберже был оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Коллекция минералов самого Фаберже имела большую известность, часть её и сегодня хранится в Минералогическом музее имени А.Е. Ферсмана в Москве.

Горный хрусталь и халцедон, сердолик и агат, аквамарин и опал, яшма, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни подбирались мастерами с большим вкусом. Кроме того, они умели изменять естественный цвет минерала, получая нужные им оттенки и тона.

В московской мастерской Фаберже разбили специальную теплицу, где выращивали растения, служившие впоследствии моделями для миниатюр из камней.

 Изысканные цветы – «Одуванчик», символ бренности бытия, выполненный из натурального пуха.

  [380x480]

«Анютины глазки» - из золота, эмали и алмазов, были помещены в вазочки из

горного хрусталя, как будто заполненные водой. «Анютины глазки» - единственный в мире цветок фирмы Фаберже, снабженный механизмом и украшенный портретными миниатюрами. Он был выполнен в 1904 году в мастерской Генрика Вигстрема и подарен Николаем II императрице Александре Федоровне на десятилетие их свадьбы. Поэтому хрустальный стаканчик украшен римской цифрой Х и гравированными именами царских детей. При нажатии на крошечную кнопку открывались золотые, покрытые тончайшими полихромными эмалями лепестки цветка, и становились видны миниатюрные портреты четырех дочерей и единственного сына-наследника царской четы, написанные акварелью на кости, в рамках из мельчайших алмазов огранки «роза».

[290x480]

 

 

Уникальный цветок «Ландыш» был создан около 1900 года и выполнен из золота, нефрита, горного хрусталя, сами же бутоны ландыша — из жемчуга. В числе владельцев этого изящного произведения — из мастерской Фаберже вышло чуть менее ста «Ландышей» — были вдовствующая императрица Мария Федоровна, а также супруга Николая II императрица Александра Федоровна.



[354x480]

[296x480] [269x480]

[300x368] [437x480]

 

  Из других выдающихся произведений, естественно упоминают «Корзину с ландышами» - подарок от нижегородских купцов на Коронацию 1896 года. Эта золотая корзинка с ландышами из жемчуга и бриллиантов всегда стояла на столе у Александры Федоровны.

[319x480]

  Настоящие цветы фирмы Фаберже стоили очень дорого. Эмалевые оценивались в несколько сотен рублей, а появившиеся позже каменные композиции: душистые горошки, жасмин, нарциссы, хризантемы, веточки расцветшей яблони из кварца, кахолонга и других камней, с тонкими, светящимися лепестками и хрупкими стеблями, - стоили много больше.

 Великая княгиня Мария Павловна (супруга великого князя Владимира Александровича, старшего дяди императора Николая Второго и президента Императорской Академии художеств) имела большую коллекцию рукотворных цветов фирмы Фаберже.

    

На Петербургской выставке произведений Фаберже из коллекций высочайших особ 1902 года, в витрине с изделиями, принадлежавшими Великой княгине, целая полка была занята драгоценными цветами в хрустальных вазочках

Согласно описи имущества дворца Великой княгини, составленной большевиками в 1917 году, в ее коллекции находилось 33 цветка: васильки, незабудки, кактусы и один одуванчик из золота и бриллиантов на золотом стебельке с нефритовыми листочками в вазочке из горного хрусталя

Прима императорского балета Мария Кшесинская также владела огромной коллекцией чудных искусственных цветов из драгоценных камней.

Британская королева Александра (сестра русской императрицы Марии Федоровны), супруга Эдуарда Седьмого и бабушка Эдуарда Восьмого (того самого, который в 1936 году отрекся от престола ради женитьбы на дважды разведенной американке Уоллис Симпсон), также увлекалась коллекционированием композиций драгоценных цветов, выполненных мастерами фирмы Фаберже.

 

В ее коллекции, насчитывающей более 20 композиций, были веточки рябины, дикой вишни, малины и клюквы, полевые маргаритки, хризантемы, гвоздики, анютины глазки, а также миниатюрное хвойное дерево в горшке из яшмы. Теперь этот "сад", выращенный в начале 20 столетия, является собственностью королевы Англии Елизаветы Второй.

 Британская Королевская коллекция хранит самое большое число сохранившихся цветов работы Фаберже: двадцать шесть от общего числа примерно в восемьдесят наименований, которые, как предполагается, были выполнены.

Коллекция королевы Елизаветы II


[159x300] [174x300] [135x300] [146x300]

[101x300] [189x300] [124x300] [176x300]

[127x300] [122x300] [124x300] [170x300]

[219x300] [128x300] [206x300] [188x300]




Официальный сайт коллекции английской королевы http://www.royalcollection.org.uk/egallery/

 В 1944 году, когда шла Вторая мировая война, британская королева Мария приобрела васильки Фаберже для королевы Елизаветы, которая пришла от них в восторг и сказала: "Это очаровательно и так против войны".

 Особенно необычно выполнены стебельки овса - из золота, и, кажется, будто они колышутся. Похожий, но не идентичный букет, приобрел в 1922 году Музей Эрмитажа из коллекции Юсупова. В другом букете - из васильков и лютиков, выполненных из золота, эмали, розовых алмазов и рубинов, в композицию добавлена пчела.

 Нынешняя британская королева Елизавета сама ничего не добавила в коллекцию Фаберже, но другие члены Королевского дома, например, Принц Уэльский, приобрели некоторые изделия.

Можно предположить, что из-за широкой известности Фаберже многие считают, что все эти ювелирные изделия создал один золотых дел мастер с фамилией, звучащей на французский манер. На самом деле Карл Фаберже открыл множество мастерских - в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Киеве. В 1903 году открылась мастерская Фаберже и в Лондоне. Именно благодаря этой мастерской в столице Великобритании изделия Фаберже продаются в Индии, Таиланде, Китае и Японии с 1908 по 1917 год.
В общей сложности в мастерских Фаберже работало до пяти сотен человек, создававших вручную примерно 10 тысяч ювелирных изделий в год.

  Цветы в императорских пасхальных яйцах. 

  Первым императорским пасхальным подарком от Фаберже, с темой цветов было яйцо «Бутон розы», 1895 года для молодой императрицы Александры Федоровны.

[405x388]

Затем последовал «Букет ландышей» (1898 год, Александра Федоровна).

[251x325]
 

«Анютины глазки» (1899, Мария Федоровна).

[300x260]
«Букет белых лилий» (1899, Александра Федоровна).

[360x480] [338x435]


«Букет полевых цветов» - (1901, Александра Федоровна).Коллекция королевы Елизаветы II.

[254x480]

«Клевер» (1902, Александра Федоровна).
 

[264x344] [358x428]


«Трофей любви» (1907, Мария Федоровна).
 

[445x480]


«Букет роз» (1907, Александра Федоровна).
 

[395x480]

«Лавровое дерево» (1911, Мария Федоровна).

[251x325]



«Зимнее яйцо» (1913, Мария Федоровна). 

[498x480]


  Итак, из 52 известных в настоящее время императорских пасхальных яиц (включая последние находки яиц 1917 года), тема цветов использована в 10 случаях, с 1895 по 1913 годы.
  Долгие годы яйцо «Букет полевых цветов» (1901) считали произведением Бушерона, а в Списках Оружейной палаты 1922 года оно числится как работа Болина. (Это к вопросу об авторстве работ Фаберже). Можно отметить также, что в яйце «Павлин» (1908, Мария Федоровна), сама птица сидит на цветущем яблоневом дереве.
  Нельзя обойти вниманием выдающее яйцо «Цветущая яблоня», исполненное в 1901 года для Варвары Кельх, и яйцо-часы д-ра Метцгера, исполненные в 1893 году. Нетрудно заметить, что яйцо-часы д-ра Метцгера предвосхищают идею яйца «Букет белых лилий» 1899 года.


[402x410]

 После 1918 года новых изделий Фаберже уже не появлялось. Сам Карл Фаберже эмигрирует в Швейцарию, где умирает спустя два года. Но в 1920-е годы работы Фаберже начинают продаваться на открытом рынке на Западе. Впервые - в 1927 году - на Кристи, где в одно и то же время были выставлены для продажи драгоценные камни из Российской короны.

 

Подделки и копии


Подделывать "flower studies" и другие произведения Фаберже начали после смерти мастера, особенно много в 1930-х годах в Америке. Изделия Фаберже, которые в 1920-1930-х годах продавали через "Антиквариат" на зарубежных рынках и частным лицам, а также ценности, вывезенные эмигрантами из России, не удовлетворяли возраставший спрос на произведения царского ювелира. Все это активизировало поддельщиков. По свидетельству Виктора Хаммера, брата знаменитого "друга Советской страны" Арманда Хаммера, наряду с подлинными ценностями, вывезенными из большевистской России, они продавали и подделки с благословения новой власти. По свидетельству западных специалистов, некоторые музеи и частные коллекции США содержат целый ряд "шедевров", будто бы происходящих большей Частью из имущества царской семьи и других русских высочайших особ. Сочинение подобных легенд и сертификатов, дающих жизнь подделкам, всегда было движущей силой фальсификаций.

Особенно много в американских собраниях фальшивых цветов. Так, согласно мемуарам Бирбаума, подлинные "одуванчики" мастера фирмы делали из натурального цветочного пуха, закрепляя его на золотом или серебряном волоске мельчайшим алмазом, в то время как целый ряд одуванчиков из американских собраний имеет "хохолки" из асбеста. Очень часто поддельные цветы копируют уже существующие оригиналы. Между тем, специалистам и многим внимательным читателям хорошо известно, что Фаберже, создавая целые серии кактусов, васильков, незабудок, одуванчиков никогда не делал даже двух абсолютно похожих цветков. И еще один признак фальшивых цветочных композиций. В хрустальных вазочках можно видеть два стебелька, нередко пересекающихся крест-накрест или даже несколько, в то время как настоящие ягодки, цветы и букеты Фаберже всегда имеют один стебелек или веточку, вставленную в узкое отверстие, выточенное в горном хрустале или камне. Вазы поддельных цветов, в отличие от изящных простых "стаканчиков" или "горшочков" Фаберже, порой слишком "роскошны", украшены гравированным узором и имеют тяжелые золотые эмалированные оправы. Подобные произведения относятся к ранней поре фальсификаций Фаберже. В результате во второй половине 1990-х годов Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США) провел выставку подделок миниатюр Фаберже.

Оригинал взят у lioubasmir

Серия сообщений "Лавка древностей":
Часть 1 - Коллекция
Часть 2 - Старинное серебро
...
Часть 24 - АНТИКВАРНЫЕ ШКАТУЛКИ ИЗ СТЕКЛА
Часть 25 - Коллекции музеев мира Лувр (Париж) Лувр, часть 3
Часть 26 - Цветы Фаберже
Часть 27 - Яйца Фаберже
Часть 28 - Коллекции музеев мира → Лувр (Париж) → часть 4
...
Часть 30 - Старинные комоды.
Часть 31 - КОРАЛЛОВЫЕ ЖЕЛАНИЯ
Часть 32 - Оперные театры Дэвида Левенти
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фаберже. Цветы. | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»