• Авторизация


Итальянское искусство 14-16 вв 29-03-2014 01:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В истории живописи случалось, что политические события, на первый взгляд, к искусству мало относящиеся, влекли за собой создание художественного направления и школы. Так произошло и в случае с Авиньонской живописной школой XIV—XVI вв., сыгравшей важную роль в формировании французской живописи. В период с 1309 по 1377 резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне ( так называемое Авиньонское пленение). Естественно, что вслед за папским двором сюда переехало большое количество, как служителей церкви, так и светских аристократов, которые возвели здесь для себя роскошные резиденции, украшенные лучшими художниками различных областей Италии, Франции и даже Нидерландов.

Например, здесь работали художники сиенской школы, такие, как Симоне Мартини, Мастер кодекса св. Георгия, Маттео Джованнетти. Творчество этих и других художников заложили основу для появления в XV веке своей самобытной живописной школы, основанной на технических знаниях и реалистических склонностях итальянских мастеров, а также на декоративном вкусе и куртуазным духе французских живописцев.
[409x599]
Мастер кодекса святого Георгия «Распятие»
Имя художника происходит от «Кодекса Св.Георгия», хранящегося в архиве капитула собора св. Петра в Ватикане. Его текст был написан в 1320 году в Авиньоне кардиналом Стефанески, который впоследствии заказал к нему миниатюры.


[424x600]
Симоне Мартини. Фронтиспис к рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке.


[426x599]
Симоне Мартини «Святое семейство»
Это иконографически чрезвычайно редкий сюжет, в котором изображен момент, когда Иосиф, три дня искавший Иисуса, беседовавшего все эти три дня с богословами в храме, приводит его домой к матери. Мария упрекает сына (в раскрытой книге на её коленях латынью написано: «Чадо, что ты сделал с нами?»), в то время как Иосиф лишь мягко его корит.



[470x599]
Маттео Джованнетти. "Видение св. Иоанна на Патмосе". Авиньон, папский дворец.


[520x600]
Маттео Джованнетти. "Исайя и Моисей". Авиньон, папский дворец


[392x599]
Неизвестный художник XIV века. "Благовещенье".


[524x599]
Неизвестный художник. «Алтарь из Тузона»


Расцвет Авиньонской школы пришёлся на время правления Рене Доброго, короля анжуйской династии, который был человеком творческого склада. Кроме выполнения своих королевский обязанностей, Рене был поэтом, большим эстетом, ценителем и коллекционером искусства и на досуге сам время от времени занимался живописью. Одно время даже считали, что ценные манускрипты из его коллекции были проиллюстрированы им самим. Рене был окружён художниками, которые сопровождали его в поездках, и в большой степени творческая атмосфера, царившая в Провансе, была следствием правления столь замечательной личности.
Одним из таких художников был безымянный Мастер Благовещения из Экса. 
[600x516]

Это произведение показывает главные черты, присущие Авиньонской школе: строгая композиция, упрощённые объёмы, вкус к сильному освещению, которое подчёркивает массы. Картина оказала скорое и одновременно длительное влияние на художественный процесс в Провансе. "Благовещение" оказывает немедленное и длительное воздействие - созданные безызвестными живописцами "Алтарь Бульбона" и "Пьета из Тараскона" должны ей собственными типажами, рисунком и расцветкой. Причем, эта картина придает всем провансальским живописцам широту и универсальность; благодаря этому, нидерландское изящество сходит на "нет", которое уступает пространство демонстративно южной вычурности и мощи. Таким образом, у различных, пришедших из разных государств живописцев появляется совместная и отличительная манера. Данная новая манера находит свое наиболее яркое применение в середине века, в таких произведениях, как "Пьета из Вильнев-лез-Авиньон", приписываемая Ангеррану Картону. В этот период Авиньон вновь становится главным французским художественным центром; из архивных документов известно о большом количестве художников и созданных ими картин, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.
[600x467]
Неизвестный художник. Бульбонский алтарь


[600x380]
Неизвестный художник. «Пьета» из Тараскона.


[600x436]
А. Картон(?). "Пьета"


[540x600]
Жак Иверни «Фонтан молодости» (деталь)
В основе фрески - популярная средневековая легенда о «Фонтане молодости», окунувшись в который можно вернуть молодость, силу и красоту. Старые и больные люди прибывают из разных мест, чтобы окунуться в этот фонтан, а окунувшись и помолодев, спешат тут же заняться любовью. Детали фрески забавны и анекдотичны, в них видна ирония художника.


[422x599]
Бартелеми дЭйк. Миниатюра из «Книги Турниров» короля Рене. 
Текст был написан королем Рене, он представляет собой описание различных вооружений, армейской амуниции, правил проведения турниров, разных ритуалов и церемоний, связанных с этим, вплоть до описания этикета послетурнирного банкета.


[383x599]
Бертелеми дЭйк. Миниатюра из книги "Книги любви"
Заказчиком книги является сам король, Рене . Его перу принадлежит и текст книги, который, по сути, является переложением средневекового «Романса о Розе» написанного Гийомом де Лоррис в 13 веке.. Рене аллегорически описывает приключения короля Кёр (cœur - сердце), в стиле средневекового романса в прозе.


[434x599]
Бартелеми дЭйк. Миниатюра из «Тезеиды» Боккаччо
Заказчиком манускрипта является король Рене. Текст книги представляет собой сделанный неизвестным автором перевод на французский язык поэмы Боккаччо «Тезеида», в которой описывается любовная коллизия двух рыцарей влюбившихся в прекрасную Эмилию, и бившихся ради неё на турнире. В итоге победитель турнира погибает от ранения и завещает возлюбленную своему побеждённому сопернику.


[580x400]
Ангерран Картон. "Мадонна с младенцем в окружении святых и донаторов"


[600x506]
Ангерран Картон.«Коронование Марии»
Программа произведения была очень амбициозной, на ней изображён весь христианский мир: рай со святыми и праведниками, земной мир с двумя священными городами — Римом и Иерусалимом и их святынями, и, наконец, ад. Троица представлена в картине в виде голубя и двух совершенно одинаковых фигур. Это художественное воплощение догмата о тождестве Бога-отца и Бога-сына.


В 1470-е гг. в Провансе, как и во всей Северной Европе, распространяется волна нидерландского влияния, поддержанного в частности королем Рене, который был страстным любителем нидерландской живописи. Художники, например, Никола Фроман, подражавшие формам и типам северной живописи, сохраняют тем не менее присущий провансальской школе твердый почерк. На протяжении последних двух десятилетий XV столетия новое поколение, гораздо более свободное и независимое от нидерландского влияния, воскрешает большую провансальскую традицию середины столетия, память о которой оказалась весьма живучей. Художники Шанжене, Лиферинкс и Дипр продолжают творческие поиски Мастера Благовещения из Экса и Ангеррана Картона; фигуры вновь приобретают утраченную было монументальность, формы опять становятся геометризированными и подчёркнутыми освещением.
[600x431]
Никола Фроман. «Неопалимая купина».
Триптих был заказан Рене Анжуйским, поэтому на створках изображен как сам донатор король Рене, так и его вторая жена Жанна де Лаваль. Канонический контекст предания о том, как Моисею в горящем кусте явился сам Яхве, изменён здесь в соответствии с традициями позднего средневековья (распространенностью культа Девы Марии) — Моисею является не Яхве, а Богоматерь с младенцем. Младенец держит в руке зеркало, в коем отражаются он сам и Мария. В правом нижнем углу изображен потрясённый Моисей, а в левом углу ангел, жестом успокаивающий пожилого пророка. В центре композиции равнодушно пасутся овцы и козы, не видящие ни горящего куста, ни ангела. Картина полна символов, как это было принято в готической живописи периода её расцвета.


[600x366]
Никола Фроман. "Воскрешение Лазаря".


[600x382]
Жан Шанжене. "Три пророка"


[392x600]
Йос Лиферинкс. «Мученичество св. Себастьяна»


[416x550]
Йос Лиферинкс. «Голгофа».


[600x487]
Йос Лиферинкс. «Поклонение младенцу.»


[495x599]
Никола Дипр. «Руно Гедеона»
«Руно Гедеона» иллюстрирует ветхозаветную историю о Гедеоне, которого народ израильский призвал стать для него судьей, но сомневавшийся Гедеон прежде спросил согласия божьего: если господь одобряет, пусть ночью намочит росой овечью шкуру, а землю оставит сухой. Господь исполнил просьбу Гедеона.


[493x599]
Никола Дипр. «Сон Иакова».


[600x361]
Никола Дипр. «Введение во храм».
 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Итальянское искусство 14-16 вв | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»