23 февраля родился Франц фон Штук (Franz von Stuck) (1863-1928), немецкий живописец и скульптор, один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков.
Франц фон Штук
[584x546]
Франц фон Штук. Автопортрет.
В искусстве, как и на каждом поприще, бывают счастливчики и неудачники. Франц фон Штук, бесспорно, принадлежал к первым. Судьба ему улыбалась. Его картины сразу стали широко
известны публике и быстро приобрели высокую стоимость. Он женился на красивой знатной женщине и позднее сделался владельцем великолепной виллы, одной из достопримечательностей Мюнхена, известной как «Villa Stuck».
[600x463]
Родившись в семье мельника в
1863 году, Франц уже подростком мечтает стать художником. Никто тогда и не
подозревал, что ещё через 15 лет он совершит переворот в умах художественной
элиты Германии.
Живописи и рисунку Франц обучался в Мюнхене, сначала в
мастерских Политехнической школы, а с 1885 года – в Мюнхенской Академии
художеств.
Стиль молодого художника сложился под влиянием натурализма в традициях
Франца фон Ленбаха и мрачного мистического символизма искусства Арнольда Бёклина
(автора одной из самых популярных картин конца XIX века – «Острова мёртвых»).
От Бёклина начинается несколько запоздалый поворот в истории искусства
Германии. Молодые немецкие художники, разочаровавшись в мертвенном идеализме
академической живописи, ждали смелого вождя.
Им стал Франц фон Штук.
Кстати, приставку «фон» сын мельника приобрел лишь в 1906 году, когда он был
возведен в дворянское сословие.
Достаточно взглянуть на лицо художника на его
автопортретах и фотографиях, красивое, но грубоватое, пышущее здоровьем и
энергией, чтобы понять – перед нами прирождённый язычник.
И не зря Штук
избрал геральдическим символом на своём гербе именно языческого танцующего
кентавра.
Научившись владеть карандашом, Франц сразу стал рисовать
обнаженное тело.
Меньше всего он хотел подражать
великим язычникам античности и Возрождения.
Рисуя далекое античное прошлое,
художник боготворит человеческое тело во всём могуществе свободы, страсти,
страдания.
С 1895 года Франц Штук стал одним из основателей и президентом
объединения «Мюнхенский Сецессион», он основал журнал «Югенд» (« Jugeng»), от
названия которого произошло общеизвестное название немецкого стиля модерн –
«Югендстиль» («Jugendstil»).
Работал в это время Франц Штук с огромным
упорством и трудолюбием.
Он создавал живописные работы, часто применяя
смешанную технику, гравюры, декоративные панно, ваял скульптуры, обращался к
прикладному искусству, делал иллюстрации для газет и журналов, писал свои
знаменитые плакаты для выставок «Сецессиона». Это было время, когда огромный
успех Франца фон Штука был уже состоявшимся фактом культурной
жизни.
Основой его работ были аллегорические и символические образы и
понятия.
Перед зрителем проходит их целая галерея: сфинкс, сирена, фавны,
змеи, роковые женщины, грех, сладострастие, невинность, весна, война и т.д.
Почти все сюжеты пронизаны пантеистическим чувством преклонения перед
природой, тоской по культуре далекого прошлого человечества, в них четко
прослеживаются мотивы одиночества, борьбы добра и зла, духовность и инстинкты
смерти и разрушения.
Преобладающий, и, пожалуй, самый эффектный элемент
композиций Штука – отражение психологии ужаса. Вот таинственное чудовище,
полудева – полурысь сжимает в объятиях художника, отдающего жизнь в этой
блаженной пытке («Поцелуй сфинкса», 1895г., Будапешт),
[640x731]
а вот исполинский удав с пронизывающим взглядом обвивается
вокруг обнаженной женщины («Грех», 1893г., Мюнхен).
[500x527]
Змеи как вечное искушение –
излюбленный символ Штука. Он в совершенстве изучил извивы их скользких тел и
зловещую красоту их маленьких головок с жестокими глазами, металлическую
радужность змеиной кожи-чешуи.
[700x431]
[349x480]
Одной из самых известных работ Франца фон Штука является
«Саломея» (1906г., Мюнхен). Как красивая кобра изогнулась Саломея в дерзком
босоногом танце, бросая вызов черному небу своим снежно-матовым телом. Золотой
Телец уже одурманил её кровь.
[555x698]
За свой танец Саломея попросит у
царя Ирода бесценное – голову Иоанна Крестителя.
[361x698]
[629x699]
Юдифь и Олоферн
[699x436]
Грозовой пейзаж
[678x699]
Хоровод роз, 1910 г.
[447x699]
Построенная и убранная по
собственным рисункам хозяина, вилла являла собой слияние эллинского искусства с
изысканным комфортом «нового стиля».
Францу Штуку вообще была близка идея
взаимосвязи различных видов искусства, которую символисты взяли у романтиков.
Это особенно заметно в интерьере его жилища, в декоративных панно, бронзовых
скульптурах, декоративных чашах – наутилусах, в особом дизайне рам для своих
картин.
[627x480]
[440x504]
;
Дама в крсном 1900 г.
[576x600]
После Первой мировой войны
популярность Штука пошла на убыль. Новые времена потребовали новых живописных
идей и форм. К тому же художник никак не откликнулся на драматические события
современной жизни.
Однако созданного художником оказалось достаточным, чтобы
считать его одним из самых замечательных мастеров периода «модерна».
[525x640]
Творчество Франца фон Штука –
антипод импрессионизму. Но годы показали, что его творчество не привело живопись
последователей в тупик.
Оно оказало огромное влияние на европейских
экспрессионистов и модернистов.
Умер художник Франц фон Штук 30 августа 1928
года, будучи уже общепризнанным и уважаемым мэтром, отмеченным различными
наградами, членом ряда зарубежных академий искусств, в т.ч. Венской Академии
искусств и Шведской Королевской Академии изобразительных искусств в
Стокгольме
[464x480]
"Мэри в красной шляпке"
[444x479]
[450x479]
Весна 1909
[476x479]
[400x465]
Чистота 1889
[470x419]
Тилла Дюрье в образе Цирцеи. 1889.