Рене Герра. Анненков
[305x420]
Анненков Юрий Павлович
(1889-1974)
Раннее детство Ю. П. Анненкова прошло на далекой Камчатке, куда был отправлен на поселение его отец, бывший член организации "Народная воля".
В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куок-кале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения И. Е. Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием.
В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за "политическую неблагонадежность", выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.
Художественное образование Анненкова не было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С. М. Зейденберга, где его соучеником был М.3.Шагал. Однако вступительные экзамены в АХ.Анненков не сдал и поступил в студию Я. Ф. Ционглипского.
По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил обучение в мастерских М. Дени и Ф. Веллоттона - художников знаменитой группы "Наби". В 1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже. Ранний период творчества художника связан главным образом с занятиями живописью ("Желтый траур", "Адам и Ева", "Купальщики", "Автопортрет", все 1910-е).
[594x700]
"Портрет фотографа-художника М. А. Шерлинга" 1918
Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов "Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон", "Театр и искусство".
[688x700]
"Портрет Е. Б. Анненковой, жены художника" 1917
Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра В.Ф. Комиссаржевской, много работал он и для театра Н.Н. Евреинова "Кривое зеркало".
[536x525]
"Городок в Бретани" 1912; 1917 . Акварель
[415x450]
"Катька"
[632x700]
Иллюстрации к поэме А. А. Блока «Двенадцать» 1918
[517x700]
"Портрет И. А. Кузмина" 1919
Самым значительным периодом в творчестве Анненкова были послереволюционные годы. Он принимал участие во всех художественных начинаниях тех лет. Художник входил в правление петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры "Вольная комедия", публиковал статьи и эссе в журнале "Жизнь искусства". В 1920 г. оформлял грандиозные народные зрелища "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади и "Гимн освобожденному труду" (совместно с М. В. Добужинским и В. А. Щуко) возле здания Биржи в Петрограде.
В том же году Анненков был избран профессором Академии Художеств. Занимаясь графикой, художник сотрудничал с издательствами "Радуга", "Всемирная литература", "Красная новь", иллюстрировал произведения Дж. Лондона, К. И. Чуковского, Н. Н. Евреинова, рисовал для сатирических журналов. Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему изданию поэмы А. А. Блока "Двенадцать" (1918). Сам Блок высоко ценил рисунки Анненкова и видел в них "параллельный графический текст". В гибкой графической манере, используя принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения, Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.
[588x699]
"Finita la commedia."
[700x630]
"Адам и Ева" 1912
[400x620]
"Анна Ахматова"
[458x616]
" Портрет Анны Ахматовой" 1921
«Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы!
Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных наброска: один — пером, другой — в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем...
Об этом рисунке Евг. Замятин писал: «Портрет Ахматовой — или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них — как облака — легкие, тяжелые тени по лицу, и в них — столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ — и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне» (Ю. П. Анненков. «Дневник моих встреч»).
[186x207]
"Велемир Хлебников" (1916, Куоккала)
«Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был по сравнению с другими поэтами странен, неотразим и патологически молчалив. Иногда, у меня — в Петербурге или в Куокалле, мы проводили длинные бессонные ночи, не произнеся ни одного слова.
Забившись в кресло, похожий на цаплю, Хлебников пристально смотрел на меня, я отвечал ему тем же. Было нечто гипнотизирующее в этом напряженном молчании и в удивительно выразительных глазах моего собеседника... Не нарушая молчания, мы не останавливали нашего разговора, главным образом — об искусстве, но иногда и на более широкие темы, до политики включительно. Однажды, заметив, что Хлебников закрыл глаза, я неслышно встал со стула, чтобы покинуть комнату, не разбудив его. — Не прерывайте меня, — произнес вслух Хлебников, не открывая глаз, — поболтаем еще немного. Пожалуйста!» («Дневник моих встреч»).
[460x576]
Горький А.М.
[485x600]
Пастернак
[310x420]
"Владислав Ходасевич"
[271x420]
"Портрет В.В. Маяковского "
«Маяковский принадлежал к группе футуристов... Наиболее глубоким был Хлебников, наиболее последовательным, ортодоксальным — Крученых, наиболее патетичным — Пастернак, наиболее сильным и человечным — Маяковский. Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч.
Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — у другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед.
Гордый своей внешностью, он писал: Иду — красивый, Двадцатидвухлетний... («Облако в штанах», 1915)» (Ю. П. Анненков. «Дневник моих встреч»).,
[525x700]
"Дама в черном" 1949
[451x699]
"Дама в голубом" 1949
[533x550]
" Портрет Э. Склянского"
[439x560]
Николай Евреинов 1926
[318x420]
Ольга Спесивцева 1926
[363x600]
[400x453]
"Автопортрет" 1917
[357x408]
"Автопортрет"
[516x650]
"Автопортрет" 1923
[300x408]
"Автопортрет"
[400x626]
Ольга Глебова-Судейкина
[567x480]
"Всадник" 1917
[500x467]
[339x436]
[512x517]
"Портрет П.Я. Курзнера"
[355x450]
"Площадь Сан-Марко в Венеции" ок. 1930
[340x255]
"Портрет Николая Тихонова"
[290x400]
"Портрет Ренэ Гера" 1970
[427x300]
[377x600]
"Портрет Георгия Иванова" http://www.liveinternet.ru/users/mizantropus13/post184282894/
"Портрет В. Мотылевой" 1920
Когда у меня появилась первая машина, мы нередко вдвоем с Ю. Анненковым совершали прогулки по Парижу и окрестностям. Ему, бывшему автомобилисту, это нравилось - было приятно вырваться из стен мастерской на простор улиц и предместий. Иногда я его привозил к Валентине Ивановне Мотылёвой, бывшей артистке МХАТа, с которой он приехал в Париж. Этих людей связывала самая нежная дружба, хотя расстались они в конце 40-х годов. В моем книжном собрании есть несколько книг, подаренных мне Валентиной Ивановной, с дарственными надписями Анненкова: "Моему нежному Тиночку, самому дорогому, самому любимому на свете. 1919 год, декабрь, Петербург" (на книге Ю. Юркуна "Дурная компания", иллюстрации Ю. Анненкова); или же: "Тине Анненковой, кому посвящены все мои работы. Юра, Париж, 1946 год"; "Тине от навсегда виноватого Юры. Париж, 1948 год".
Валентина Ивановна Мотылёва жила в бывшей квартире Анненкова на бульваре Мюрата вместе с очаровательной, жизнерадостной Марией Самойловной Давыдовой, оперной певицей, о которой писал в своих "Записных книжках" Александр Блок и которая в начале "Русских сезонов" пела в Париже в Театре Елисейских полей с Фёдором Шаляпиным. Сколько раз я бывал у этих "дам былых времен", пил там чай или ужинал. До чего они были обаятельны, любезны, остроумны! И на каком чудесном русском языке говорили!Ре
http://www.agniart.ru/rus/showfile.fcgi?filename=10-3/10-3.html&fsmode=articles